Сочинение по теме: «Метель»

«Метель»


Повесть «Метель» входит в цикл повестей, автором которых Пушкин указывает некого Белкина. Таинственность и случайность составляют атмосферу этой пушкинской повести. Все здесь необычно и загадочно, хотя повествуется у самой, что ни на есть прозаической жизни. Тайна сохраняется до последней страниц повести, до последних ее слов. В неведении и непосредственные участники истории – жених, невеста, неожиданно обвенчана и ставшая замужней, «женатый жених», родители. В прозу деревенско-поместной действительности вторгся случай, но он же, как в последствии оказалось, все разрешил ко всеобщему удовольствию.

Итак, «жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р***». Были у него жена и дочь, семнадцатилетняя Марья Гавриловна, «стройная, бледная» девица, считавшаяся богатой невестой. По соседству жил бедный армейский прапорщик Владимер. Естественно, они были друг в друга влюблены. Тут все складывается так, как обычно в романтических повестях, а часто и в тогдашней жизни. И дальше все идет обычным порядком: родители оказались жестокими и «запретили дочери о нем и думать», затем следует рассказ о непременной переписке, о свиданиях, о клятвах в вечной любви, о сетованиях на судьбу и о различных предположениях. «Переписываясь и разговаривая таким образом, они (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга дышать не можем, а воле жестоких родителей препятствуют нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?» И так, план действий не без колебаний и надежд избран. Повествование о влюбленных развертывается в рамках строгой и сухой логики. Кажущаяся логичность поведения влюбленных все время подвергается сомнению, скрывающему книжность, игрушечность ситуаций, намерений и самих персонажей. Любовные волнения предстают в двух противоречащих друг другу ракурсах: влюбленные относятся к своим чувствам серьезно, как и их родители (иначе зачем им негодовать на «взаимную склонность»), но и рассказчик подчеркивает как раз незрелость чувств.1

Марью Гавриловну не оставляют мечты о тайном венчании и родительском прощении. Она и Владимир надеются «бросится потом к ногам родителей». Но дальше в судьбу влюбленных вмешивается метель. «На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием», «Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу».2Родители и природа оказывается, словно в заговоре против обручения Марьи Гавриловны с Владимиром.

Та же метель уклоняет и Владимира от правильной дороги. Против Владимира, как и Марьи Гавриловны, словно восстает сама матушка-природа: началось бессмысленное блуждание. Строгий план обернулся хаосом. Случай взял верх. Метель отодвинула от Владимира Жадрино не на пять, а на десять верст, и время приблизилось к рассвету. Наконец Владимир добрался до церкви и до двора священника. Но Марья Гавриловна уже была обвенчана с другим. Случай разрушил «разумные» предначертания героев. Он вмешался в судьбу двух юных беспомощных влюбленных и разъединил их навсегда.

Владимир геройски погибает, Гаврила Гаврилович через несколько лет скончается, так и не узнав правды о побеге и тайном венчании. Марья Гавриловна станет «наследницей всего имения». И вокруг богатой невесты закрутятся женихи. Ее по-прежнему не оставляет романтические воспоминания. И теперь они осеняют все, что хранит память о Владимире: «она берегла все, что могло его напомнить: книги им некогда прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для нее». Книжный романтизм, условность, навеянная литературой, становится формой переживаний: «Память его казалась священной для Маши», «несколько месяцев уже спустя, нашед имя его в списке отличившихся и тяжело раненных под Бородином, она упала в обморок, и боялись, чтоб горячка ее не возвратилась. Однако, слава богу, обморок не имел последствия».1

Но душа Марьи Гавриловны не умерла, и героиня жаждет счастья, как бы ни дорога была ей любовь Владимира и воспоминаний о нем, как бы ни сдерживала она чувства обетом верности. Весь тон повествования проникнут предчувствием близких перемен, касаемых участи героини. Но вот «в ее замке» явился «раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностью…». Бурмин – рыцарь. Он посещает замок своей печальной дамы. Именно такого героя и ждала героиня. Он был в меру умен, опытен, прост и свободен в обращении. Герои тянутся друг к другу. И более всего их связывает тайна. Потрясенная случившимся, гибелью Владимира, перенесшая болезнь, героиня повзрослела и, хотя по-прежнему живет романтическими представлениями, уже не может не поверять рассудком ни своего чувства, ни отношения к Бурмину.

Исчез безоглядный свободный порыв чувства, но Марья Гавриловна приобрела взамен умение владеть собой. За ним таится нечто новое. За хитростью скрыта жажда счастья, полнота чувств, испытываемых юной душой и овладевшей ею. Влюбленность перерастает в любовь. Героиня полюбила Бурмина. И женское сердце Марьи Гавриловны подсказывает ей (как и опытному Бурмину), что они созданы друг для друга.

Однако ирония Пушкина не исчезает. Итог пространного объяснения Бурмина прост: «Я женат!». Настает ненужное объяснение. Бурмин-гусар говорит о «преступной проказе», о жестокой шутке и жестоком отмщении. В молодости Бурмина отличали ветреность, лихачество, гусарская удаль. Его ветреность чуть не стала непреодолимым препятствием к счастью героев. Оказывается, он тайно обвенчан с незнакомкой. Ею оказалась Марья Гавриловна. Спадает покров еще с одной тайны, преподнесенной жизнью. Незнаемая Бурминым жена – рядом.

Перед началом рассказа Бурмина Марья Гавриловна воскликнула: «Как это странно!». Однако странно ли?

На первый взгляд – да, странно. Но только на первый. Своевременная метель, удачный случай. Но случай ли только? Все, казалось бы, подвержено в повести случайности: метель разъединяет влюбленных и соединяет супругов. Случайно заблудился Владимир, случайно очутился в незнакомой стороне Бурмин. Случайно обвенчалась Марья Гавриловна с заезжим гусаром и столь же случайно не стала женой Владимира. Случайно опоздал Владимир и случайно подшутил над провинциалкой гусар Бурмин. Не слишком ли много случайностей? Из-за досадного и нелепого случая из жизни Марьи Гавриловны уходит Владимир и случайно входит в ее судьбу Бурмин. Какое-то господство случайностей в повести! Их так много, что невольно приходишь к мысли, что через случайность просвечивает закономерность и неизбежность. Странное происшествие оправдывается характерами героев. Владимир неопытен, не в меру самодеян и опьянен пылким воображением. Марья Гавриловна живет книжными представлениями, к тому же, отважившись на отчаянный шаг, она слишком потрясена. Бурмин в ту пору – легкомысленный, беспечный, «ужасный повеса», не задумывающийся над содеянным. Нечаянная встреча Марьи Гавриловны и Бурмина предстает случайным стечением обстоятельств. Случай становится выражением объективных законов жизни. И в ней обнаруживается более глубокая правда. Бедному ли армейскому офицеру Владимиру, которого родители Марьи Гавриловны «принимали хуже, нежели отставного заседателя», пристало жениться на богатой наследнице Марьи Гавриловны? Нет. Гораздо естественнее, если законным браком соединятся гусарский полковник Бурмин и состоятельная барышня. Такова правда действительности. И она пробивает себе дорогу, разъединяя и соединяя судьбы людей даже помимо их личных воль. Она исправляет ребяческие мечтания героев и все устраивает на свой настоящий лад. И в том, что Марья Гавриловна и Бурмин встретились и полюбили друг друга, торжествует не произвол, а радостная улыбка жизни. Когда-то Марья Гавриловна вскрикнула: «Ай, не он! не он!» Она ошиблась: это был «он». Так и произошло. Любовь героини и Бурмина оказалась возможной, потому что для нее нет непреодолимых препятствий.

Случай в «Метели» равен закономерности. Это только с виду он случай, а приглядевшись к нему, сразу распознаешь в нем неизбежность, которая вторгается в самые интимные непредсказуемые отношения людей. Конечно, Марья Гавриловна и Бурмин чувствуют взаимное влечение. Но разве не было его у героини и Владимира? Одноко метель разлучила романтических влюбленных, и благодаря ей вступила в законный брак Марья Гавриловна и Бурмин. Любовь же пришла к ним позже. И пришла потому, что оба – и Марья Гавриловна и Бурмин, - какие бы литературные они не играли, не выходят за рамки сложившегося уклада. Владимир идет против быта, против привычек среды, он надеется сам добиться счастья. Но это ему не удается. Его забывают ради Бурмина, который ничего не добывается и к которому счастье само плывет в руки. Марья Гавриловна и Бурмин думают, что между ними «непреодолимая преграда», но на поверку ее нет. И как бы ни казалась героиня похожей на романтических девиц, она все-таки обыкновенная и вполне здраво рассуждающая дворянская девушка. То, какой она хочет представить, совсем не совпадает с тем, какой ее видит и изображает Пушкин. Но оба героя, пройдя путь испытаний (Марья Гавриловна – смерть возлюбленного, Бурмин – войну), приобретают жизненно ценные качества, становятся зрелыми и умными. И судьба дарит им счастье. В их обыкновенной любви есть своя прелесть. Она не отмечается Пушкиным. Марья Гавриловна и Бурмин разыграли книжные роли, но остались обыкновенными людьми. В их вполне прозаическое бытие вошла своя поэзия, которой столь богата и на которую столь щедра живая жизнь.

Мудрая метель в повести Пушкина, всезнающей судьбы. Роль Метели в повести Пушкина – роль.





























Песнь о вещем Олеге.

В основе баллады «Песнь о вещем Олеге» лежит запись о походе князя Олега в «Повести временных лет» Нестора. Жанр летописи предполагает четкую констатацию фактов, отсутствие авторской оценки событий. Пушкин же создает эмоциональное стихотворное произведение, ставя иные задачи. Во-первых, его интересует неотвратимость и неизбежность рока, судьбы. Именно она, по мнению автора, настигает Олега, когда он бросает ей вызов.

Во-вторых, Пушкин ставит проблему скептического отношения к пророкам-волхвам. Почему же А.С. обращается к этой теме? Песнь «О вещем Олеге» была написана в 1822 году. Как раз в то время, когда юный поэт находится в южной ссылке (1820-1824 гг.), поводом, для которой послужили вольнолюбивые стихи и политические эпиграммы, распространявшиеся в рукописных вариантах. В этот период Пушкин испытывает дружеское участие Раевского Владимира Федоровича. Присутствует на заседаниях Союза Благоденствия. Знакомится с Пестелем, будущим главой декабристов, руководителем южного тайного общества.

Но еще в Петербурге, до ссылки на юг, по мнению пушкиноведов, Пушкин вел разгульный образ жизни молодого повесы и попал к цыганке, которая предсказала Александру Сергеевичу дальнюю дорогу. Таких перемен тогда ничего не предвещало. Но вскоре судьба поэта резко изменилась. Ему предстояло отбыть в ссылку на юг, и это лучшее из того, чем могла закончиться история влечения вольнолюбивой лирикой.

Итак, обратимся к тексту «Песни о вещем Олеге».

В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив землю от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор. О князе Олеге было сложено много песен, легенд и приданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военноначальника, умного, бесстрашного и находчивого. Например, когда греки перекрыли цепями Босфорский пролив, Олег поставил ладьи на колеса и привел войско к Царьграду.

С дружиной своей, в цареградской броне;

Князь по полю едет на верном коне.1

Пушкин рассказывает о нем, как о былинном богатыре. Князь много совершал походов, но судьба берегла его.

Мы понимаем, что навряд ли автора интересовала не столько судьба князя, а четко видим, что на первый план выходит тема неотвратимости судьбы.

Пушкин иронично называет Олега «вещим»:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам…

Пирует с дружиной вещий Олег

При звоне веселом стакане…2

Затем Пушкин называет через волхвов «могучим»:

Волхвы не боятся могучих владык…

Могучий Олег головою поник

И думает: «Что же гаданье?»

Олег не смог противостоять воле судьбы, поэтому эпитет из уст кудесника звучит так иронично:

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава – отрада;

Победой прославлено имя твое;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

Но примешь ты смерть от коня своего.

Олег был наказан, за то что упрекнул волхва и не поверил ему:

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня.

Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала – конь мертв, - судьба настигает князя. Он трогает череп коня:

Из мертвой главы гробовая змея,

Шипя, между тем выползала.

Рассказанная А.С.Пушкином легенда о славном князе Олеге, что у каждого своя судьба, и как бы ты не противился ей, она все равно тебя настигает, и то, что словами пророков нельзя пренебречь, потому что они не могут вещать по чьей-то воле, а только по воле небес.

1 Коровин «Лелеющая душу гуманность». Москва 1982 г.с.97

2 Пушкин Избранные сочинения. Москва 1949 г.с.354

1 Пушкин Избранные сочинения. Москва 1949 г.с.354

1 Пушкин Избранные сочинения. Москва 1949 г.c.14-15

2 Пушкин Избранные сочинения. Москва 1949 г.с.15-16

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ