Статья «Интернет как развивающее пространство: роль и место педагога в приобщении детей с инвалидностью к сетевому общению и возможностям блоговедения» 5-9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 города Ставрополя
Интернет как развивающее пространство: роль и место педагога в приобщении детей с инвалидностью к сетевому общению и возможностям блоговедения
(из опыта работы с учащимися 5-9 классов)
Есикова Ольга Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 21 города Ставрополя
Ставрополь
2012
Интернет – целый мир, посредством которого, можно обмениваться информацией со всеми жителями нашей небольшой планеты, учиться, развлекаться и т.д. Для кого-то он стал мягким пуховым одеялом, которым можно накрыться с головой, уйти от повседневной реальности и проблем, взяв с собой только то и только тех, кого действительно можно назвать друзьями, и не обязательно это будут люди: это могут быть несбыточные мечты, важные мысли; натешившись виртуальностью вдоволь, можно вылезти из-под одеяла и с отдохнувшей головой нырнуть в настоящую реальность.
Интернет - давно уже превратился в один из видов развлечения, оставаясь при этом в первую очередь источником информации. Следовательно, мы имеем настоящее, в котором Интернет играет колоссальную роль в процессе обмена информацией и конкретно общения.
Общение, а Интернет - это огромная возможность преодолевать расстояния и границы округов и стран, не только инструмент, но и средство для общения. Но всё больше и больше людей попадая в сеть Интернет, «увязают» там неоправданно. Опасность для подростков заключается в несанкционированном и неконтролируемом потоке информации, хотя информация может быть и позитивной. Не соглашусь с коллегами, которые указывают на необходимость контроля времени нахождения в сети. Разве мы запрещаем детям общаться больше N часов в день? Нет. Такая же ситуация и здесь. Сам вред исходит от бесконтрольной работы с компьютером, т.е. необходимо контролировать не время нахождения в сети, а регламент работы за компьютером.
Совершенно точно, что даже если у общения в сети можно найти миллион плюсов обязательно должен быть контакт с реальными людьми. Дети, живущие только в виртуальном мире похожи на «детей-маугли», они не адаптированы в обществе. Но есть категория детей для которых Интернет является единственным окном в мир.
Современные интернет-технологии позволяют создать благоприятную образовательную среду и для детей-инвалидов, успешно интегрироваться им в общество, начать общение со сверстниками и взрослыми (создание виртуальных классов при дистанционном обучении, общение в чате, дистанционная психологическая служба), столь необходимое для нормальной реабилитации и адаптации в жизни. Обучаясь в компьютерной среде, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, не выходя из дома, фактически получает социальные и профессиональные навыки для жизни в формирующемся цифровом обществе будущего, которые в дальнейшем помогут обеспечить ему работу (в том числе и на дому) и достойное существование. Удобно использовать Интернет для организации проектной деятельности с данной категорией учащихся (не посещающих учебное учреждение). Вот пример организации и выполнения группового проекта «Литературный Ставрополь» из моей педагогической практики.
Идея проекта:
Расширить представление об окружающем нас мире, городе в котором мы живем. Познакомиться с литературным прошлым и настоящим нашего города. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма к малой родине. Создать презентацию о литературных достопримечательностях Ставрополя.
Если вы хотите познакомиться с литературным Ставрополем и принять участие в создании презентации о нашем городе и его достопримечательностях, связанных с литературным наследием, если вы хотите общаться, используя новые технологии, если вы хотите научиться работать с различными сервисами сети Интернет, если вы хотите проявить свои творческие способности, присоединяйтесь к нашему проекту! Узнаем как можно больше о нашем родном городе! Творческий подход приветствуется!
Цели и задачи:
1. Обучение навыкам работы с сетью Интернет, социальными серверами.
2. Обучение учащихся работе с программой Power Point, фотокамерой.
3. Расширение кругозора младших школьников.
4. Обучение коллективной работе в команде.
Участники проекта: учащиеся 2-6-х классов МОУ СОШ № 21 г. Ставрополя, обучающиеся с использованием дистанционных форм, их родители и учителя информационных технологий. Будем рады всем желающим!
Этапы проекта:
I. Давайте познакомимся. Каждый участник создает свою собственную страничку (аккурант) и создается командная страничка.
II. Что такое социальные сервисы? (1-10 июня) Знакомство с лекцией «Социальные сервисы». Регистрация на социальном сервере. (Работы размещаются в любых сервисах Веб 2.0.) Отметка о выполнении заданий этапа отмечаются в таблице 1 в разделе «Результаты проекта»
III. Путешествуем по литературным местам Ставрополя. Изучение улиц города по карте Ставрополя; проведение экскурсии по городу; поиск в сети Интернет, сканирование фотографий города, связанных с писателями; посещение библиотек города, и т.п.; Размещение своих фото в Интернете; подготовка коллективной презентации.
Достопримечательности г. Ставрополя (→Достопримечательности)
А теперь составим вместе презентацию «Литературный Ставрополь» Готовая презентация размещается на одном из соответствующих социальных сервисов и дается ссылка на страницу результатов проекта.
IV. Подведение итогов.
Критерии оценивания результатов проекта: - творческий подход - самостоятельность - умение работать в команде. Каждый этап оценивается отдельно.
Сроки проведения проекта 01.60.09-09. – 25.06.09.
Методические материалы проекта:
ВикиМания - методичка для школьных команд
Минимальный ВикиВики словарь
Социальные сервисы
Итоговый продукт проекта: презентация "Литературный Ставрополь"
Итоги проекта:
По итогам проекта каждый участник получил Свидетельство участника.
Ссылка на выполненный проект:
Общешкольный проект "Путешествие в мир книг" [2] (Проект размещен в сети Интернет)
Следует отметить что, у данной категории детей и подростков кроме образования есть еще два вида «сетевой мотивации»: общение и любопытство. Школьники с особыми образовательными потребностями смогут общаются в сети с существующими друзьями в виртуальных малых социальных группах и выходить за их пределы, чтобы удовлетворить свое любопытство, посещая сайты новостей или библиотек, различных блогов.
Мне кажется, что нам необходимо обратить пристальное внимание на обучение данной категории общению и ведению блогов. Я имею ввиду, практическое применение блогов, которые могут сыграть весьма важную роль в жизни людей с инвалидностью.
Когда речь заходит о блогах, многим людям, в том числе и родителям детей с ограниченными возможностями, пока еще далеким от Интернета, кажется, что сетевые дневники - удел знаменитостей, что практической пользы из таких Интернет-ресурсов не из влечь. Меж тем в современной жизни блогосфера и социальные сети способны играть важную социальную роль в жизни данной категории граждан. Одной из причин растущего сегодня интереса к блогам и Интернет-сообществам является их коммуникативная функция. Как показывают многочисленные опросы, большинство пользователей Интернета ведут, или читают блоги ради общения с людьми близкими по духу и интересам. Именно благодаря своему мощному коммуникативному потенциалу блогосфера представляет огромный интерес для нас педагогов ответственных за обучение и воспитание учащихся с инвалидностью и служб, занимающихся социальной данной категории детей.
Ведя собственный сетевой дневник, пользователь Интернета не просто выражает собственное мнение, но и получает возможность быть оцененным со стороны тех, кому интересны аналогичные темы и проблемы, получить дельный совет или помощь и даже найти друзей, которые поддержат в трудную минуту в реальной жизни. Это как раз то, что нужно этим детям!
Коммуникативная функция тесно переплетается со своеобразной психотерапией ведь, по сути, личный блог и возможность комментирования чужих блогов - все это имеет значительный психотерапевтический эффект, позволяя вы сказать наболевшее и выплеснуть эмоции. Кстати, именно чужие эмоции и привлекают к блогам читателей - вполне, возможно, что мы истосковалось по живому слову, исходящему от истоков души. Поэтому не случайно, что самыми популярными российскими блогами являются не тематические Интернет-дневники, а именно личные (как впрочем, и форум!), где дается от первого лица оценка событиям в жизни общества и конкретного человека.
Важным является и то, что приобщившись к процессу блоговедения, человек начинает самосовершенствоваться, стараясь сформировать свой новый интернет-образ, который вызывает симпатии, удивляет и т.д. Волей- неволей пользователь учится более грамотно и понятно излагать свои мысли «на бумаге», старается расширить собственный кругозор, получая в ответ внимание новых читателей блога. Нередко следующим этапом в благоведении становится попытка ведения какого-либо тематического блога, и человек становится авторитетом, к мнению которого прислушивается среда. Чувствуете перспективу для детей, волею судьбы оказавшихся в вынужденной изоляции от реального общения с миром?
И вот тут неоценима роль педагога, который научит ребенка грамотно пользоваться всеми преимуществами Интернет-сети!
Список, используемой литературы и интернет-ресурсов:
1. Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2. . Вся правда о блогерах или работа 21 века
http://ifseo.ru/blogovedenie/vsya-pravda-o-blogerax-ili-rabota-21-veka.html
3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. – 1995. - № 6.
4. Метод проектов
http://86mmc-konda.edusite.ru/p8aa1.html
5. Создание блога на blogger (blogspot)
http://blogovedenie.blogspot.com/
6. Роль социальных серверов в обучении учащихся (семинар СКИПКРО)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ