Технологическая карта урока литература в 5 классе «Басни И. А. Крылова»
Разработка учителя русского языка и литературы
ГБОУ ООШ № 2 п.г.т. Новосемейкино
Вдовиной Галины Андреевны
Технологическая карта урока литература в 5 классе по ФГОС
по теме «Басни И. А. Крылова»
Цель урока:
Регулятивные: способность участвовать в речевом общении.
Обучающие: Познакомиться с баснями И.А. Крылова, обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях И. А. Крылова;
Коммуникативные: развивать устную речь (умение вести диалог), эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, творческие способности, умение выделять существенные признаки, способность наблюдать, анализировать, делать выводы;
Личностные: воспитывать любовь и уважение к произведениям, созданным великим человеком.
Этапы урока
Вид деятельности
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Организационный
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Самоопределение (Л)
Смыслообразование (Л)
Артикуляционная разминка
Добры бобры
Идут в боры.
Ребята, давайте поупражняемся в произношении скороговорки.
Дети учат скороговорку, рассказывают друг другу и учителю.
Работа в паре (К)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Актуализация знаний
Подведение детей к формулированию
темы и постановке
целей урока.
Для оформления класса желательно использовать книги с баснями И.А. Крылова, иллюстрации к басням.
Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания.
-Давайте обратим внимание на оформление нашего класса, книги какого русского баснописца с нами сегодня на уроке? Что изображено на иллюстрациях?
Отвечают на вопрос учителя, определяют о ком идет речь
Извлечение необходимой информации (П)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Подведение под понятие (П)
Постановка и решение проблем (П)
Целеполагание (Р)
Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)
Формирование новых знаний
Работа над текстом.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Давайте прослушаем стихотворение М.Исаковского.
- Согласны ли вы с поэтом Исаковским?
- Как вы понимаете выражение “крылатые слова”? В своих баснях Крылов изображал жизнь и нравы своих современников, их достоинства и недостатки. Открыто говорить об этом было нельзя. Через образы животных, автор высмеивал человеческие пороки.
-Ребята, давайте вспомним, что такое басня дополните определение.
- На какой жанр литературы похожа баня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (на сказку).
-Почему басню мы никогда не спутаем ни с каким другим произведением? (мораль)
-А что в басне помогает лучше представить какое-то описание, понятие, мысль? (Аллегория, что значит иносказание).
- Что такое аллегория?
Вы уже сказали, что герои басен – животные, наделенные человеческим пороками, которые думают, говорят, действуют как люди. Как в литературе называют этот прием. (Олицетворение).
Слушают, отвечают на вопросы учителя.
Подведение под понятие (П)
Постановка и решение проблем (П)
Целеполагание (Р)
Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)
Закрепление и проговаривание вслух
Подведение детей
к самостоятельному выводу о баснях.
Читают басни. Работают с текстом.
Найдите в басне мораль
(Уж сколько лет твердили миру…)
Что такое ЛЕСТЬ? (лицемерие, угодливое восхваление)
Почему она гнусна, то есть омерзительна, внушает отвращение? (неприятно видеть человека, готового ради своей выгоды на лицемерие). А почему лесть вредна? (вводит в заблуждение того, кто обладает чем-то ценным, заставляет его видеть мир в искаженном свете).
А почему в сердце льстец всегда отыщет уголок? (слушать комплименты – очень заманчиво и при этом не прилагать никаких усилий)
Почему Лисица получила сыр? (Ворона ей поверила и потеряла бдительность)
Есть в басне положительный герой? (Нет. Льстец страшен, а кто принимает эту лесть – смешон. И тот, и другой теряют чувство собственного достоинства).
“Свинья под Дубом”
С какой интонацией надо читать слова Свиньи? (лениво, спокойно, нагло). А почему?
Давайте в тетрадочках запишем слова, которые характеризуют Свинью. (Наглая, необразованная, ленивая, глупая и др.) А Дуб? (мудрый, умный и др.).
Каким словом характеризует Дуб Свинью? (Неблагодарная).
Докажите, что Свинья действительно неблагодарна.
(…Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.)
Что означает выражение: “поступить по-свински”, “подложить свинью”? (Совершить подлость)
Какова мораль этой басни, какой вывод делает сам Крылов?
Читают выразительно басни «Свинья под дубом», «Ворона и лисица»
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Целеполагание (Р)
Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Первичное закрепление
Работа над инсценированием басен
Инсценирование басни «Свинья под Дубом».
Объяснение морали басни. (В басне противопоставляется истинное просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью.
* Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Невежда – малообразованный, малосведущий человек).
3. Инсценирование басни «Ворона и Лисица».
- Объяснение морали басни. (В басне высмеиваются лесть, тщеславие и глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной).
Ребята слушают, готовятся к инсценированию басен
Классификация (П)
Работа в парах, группах (К)
Задание творческого характера (Л)
Включение в систему знаний и повторение
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
(П.Вяземский)
Учитель читает стихотворение П. Вяземского.
Ребята слушают, делают выводы.
Задание творческого характера (Л)
Способность действовать с учётом позиций других (К)
Постановка и формулирование проблемы (П)
Робота в группах (К)
Составление предложений по схеме (П)
Рефлексия
Соотнесение
поставленных задач
с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
Урок понравился?
Что делали на уроке?
Нужно изучать басни?
Что интересного узнали на уроке?
Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.
Организует рефлексию.
Обобщает сказанное.
Благодарит за работу. Оценивает ответы.
Составляют внутреннюю речь.
Используют клише для рефлексии.
Оценивают свою работу.
Рефлексия способов и условий действий (П)
Контроль и оценка результатов деятельности (П)
Самооценка (Л)
Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрации к басням, прочитать биографию В.А. Жуковского.
Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.
Записывают задание в дневник.
Подают дневники для оценки учителю.
Дифференцированные задания (П., Л)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ