Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Литературный герой. Прототип"

В методический материал входят технологические карты в соответствии с ФГОС к урокам литературы в 5-м классе по темам:

1. И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Литературный герой. Прототип.

2."Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Цель: познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель;

развить интерес к личности писателя и его творчеству;

познакомить с историей создания рассказа «Муму»




Тип урока: изучение нового материала




Технологическая карта урока литературы в 5 классе №1

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №17 города Карталы: Вёрткая Светлана Александровна

Предмет Литература

Класс 5

Тема И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Литературный герой. Прототип.

Тип урока Урок изучения нового материала

Технологии: метод проектной деятельности

Цели: познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель;

развить интерес к личности писателя и его творчеству;

познакомить с историей создания рассказа «Муму»



Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

Организационный момент

3 мин



Загадка для учащихся



У нее четыре лапы,
Черный нос и хвост лохматый,
Очень часто громко лает,
и плохих людей кусает!
Она бывает забияка!
Это кто у нас? (Собака!)






Приветствие учителя




Отгадывание загадки

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Мотивация учебной деятельности

Ребята! Как вы думаете, почему именно эту загадку я вам загадала?

Запишите тему урока И.С.Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права.






Потому что мы будем изучать повесть И.С.Тургенева «Муму».

Определите тему урока.


Целеполагание

3мин


Перед нами стоит цель: познакомиться с впечатлениями детства Тургенева; с историей создания повести.
А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?


Определите ваши цели урока?

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.



3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Актуализация знаний

5мин

У вас на столах карточки, выскажите свое отношение к повести.

Понравилось- зеленая, не понравилось – белая

назовите героев повести






Работа с цветными карточками





Составление кластера



Герасим

Капитон

Барыня Муму

Татьяна Гаврила

Дворня Степан

Что произвело на вас самое сильное впечатление в повести?



Главные и второстепенные герои



Герасим Капитон

Барыня Гаврила

Муму Татьяна

Степан

Дворня



Кто они? Автор-создатель? История? Прототипп?


1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Этап реализации.

6-7 мин


Организация деятельности учащихся по решению учебных задач

Чтение статьи учебника с.188-189


Выявление затруднений и пути построения из затруднений

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).






Работа в парах, группах. Использование ресурсов Интернет (работа с мобильным классом)

10 мин


Запись на доске

1852 год –написание повести

1861г –отмена крепостного права

Почему именно в это время Тургенев обращается к теме повести «Муму




Задание прочитать и ответить на вопрос


1.Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?

2.Как вы считаете, что послужило поводом для создания повести «Муму»? Прототипы героев повести.



3.Литературные места России. Имение Спасское – Лутовиново.


1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.



3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Итоги работы в группах

10 мин

Приложения – презентации учащихся


Выступление учащихся с в группах

Защита презентаций

1) Познавательные:

- умение структурировать знания и строить речевые высказывания ;

2Коммуникативные:

-слушать собеседника, строить высказывания,

полно и ясно выражать свои мысли;

Рефлексия

2мин

Изменилось ли ваше отношение к повести? Поднимите карточки.

Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?


Высказывание по модели:

Я сегодня узнал…


1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

3 мин

Оценки за урок

Дом.задание: По выбору учащихся:

С.224, з.6

Составление кластеров к повести «Муму»



1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению



Приложение

1 группа

Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами .Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?


3 группа

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева, Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Всё вынес…

Кого напоминают герои этой истории?

ПРОТОТИ́П, 1. Реальное лицо как источник для создания литературного образа


2 группа

История создания рассказа

В 1852 г умирает Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая составлял некролог. (НЕКРОЛО́Г-Статья по поводу смерти какого-нибудь человека с сообщением сведений о его жизни и деятельности)

Но власти запретили употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную статью в «Московских ведомостях» царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом в полиции Тургенев жил по соседству с помещением, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг.. Каждый день Тургенев слышал хлест розг и их крики.

Как вы считаете, что послужило поводом для создания рассказа «Муму»?




























Технологическая карта урока литературы в 5-м классе №2

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №17 города Карталы: Вёрткая Светлана Александровна

Предмет: литература

Класс: 5

Тема: "Славный он был мужик…" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-знакомство

Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу  И.С.Тургенева «Муму»

Задачи:

  • создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;

  • освоение теоретико-литературных понятий;

  • совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.

Оборудование урока:

  • кластер «Средства создания литературного героя»,

  • памятки-инструкции





Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

1. Организация начала урока 2мин


Готовность класса. Приветствие


Проверяют необходимые предметы на рабочем столе


1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


2. Мотивация 3мин


Дает установку:

«Сегодня у нас урок-знакомство» (прикрепляет на доску блок кластера «Знакомство»);

«Что такое знакомство?»




















Предполагаемые ответы: «поступки, речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности»


Вопросы для учащихся, вызывающие мыслительную деятельность

«Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться»

«Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?»



Работа с кластером



«Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?»

«Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?»


3. Целеполагание (постановка УЗ) 5 мин


Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?»


Необходима тема для общения

Определение темы урока

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.



3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Актуализация знаний

Проверка д/з





















Давайте попробуем сформулировать тему урока.

А я хотела бы предложить тему в виде цитаты из текста: «Славный он был мужик…». Если вы согласны с моей темой и хотите разобраться, почему И.С.Тургенев называет своего героя славным, то прошу записать тему в тетрадь».
























Герасим – главный герой рассказа







Запись темы в тетради

Фронтальный опрос

Какие чувства у вас возникали во время чтения?

Кто вызывал у вас эти чувства?

Давайтвспомним и назовем основных героев рассказа» (после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску)

Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым? Сколько нужно времени (уроков)?Как вы думаете, с каким героем мы начнем сегодня знакомиться?

Почему именно с ним?

Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Герасимом?




1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).






4. Планирование деятельности


Сформулируйте УЗ, проговорите ее в паре, запишите в рабочую тетрадь. «Сегодня на уроке я хочу научиться… и (доказать мнение Тургенева о своем герое)…». (Учитель фиксирует УЗ на доске)


Составление плана работы и постановка УЗ













Индивидуальная работа со словарем литературоведческих терминов.


Схема1

Я хочу научиться анализировать образ героя и доказать мнение Тургенева о своем герое

Зачитывает вслух определение портрета. «Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.


1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).






5.Этап реализации

Составление портрета литературного героя по схеме

Обрааз Герасима

Работа по памятке-инструкции по группам

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- умение работать в группе, находить общее решение;

-формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение


6.Итоги работы в группах.

Портрет Герасима



Можно ли все эти черты отнести к одному определению «славный»?

«Славный он был мужик..»





Ответы учащихся

Выступление учащихся от группы

- Сумел ли автор доказать, что герой его славный?

-  А вы могли бы назвать Герасима славным?

- Какие качества героя вам близки, ценны для вас?»


1)Личностные:

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;



3)Коммуникативные:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

7.Рефлексия.

Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.

- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.

- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».

«Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. А если кто-то уже разгадал эту загадку, то замечательно».



1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).






Домашнее задание

С.224, в.10 инструктаж










Памятка-инструкция №1
(для групповой работы)
Портрет Герасима
(внешность, фигура, одежда, походка, жесты)

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Каким вы представляете Герасима?

  • Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?

  • Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?

  • Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.

  • Почему автор сравнивает героя с гусаком?

  • Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим представлениям о Герасиме.

3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Герасима.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

 









Памятка-инструкция №2
(для групповой работы)
Обязанности Герасима

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Чем занимался Герасим в деревне?

  • Почему автор называет работу Герасима «неистовой»? Почему герой не устает от работы?

  • Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле – немного? Попытайтесь разобраться.

  • Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)

  • Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?

3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6.  Спасибо за работу!

 









Памятка-инструкция №3
(для групповой работы)
Интерьер (обстановка каморки Герасима)

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Найдите описание каморки Герасима.

  • Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».

  • На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?

  • Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?

  • Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?

3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6.  Спасибо за работу!

 













Памятка-инструкция №4
(для групповой работы)
Поведение Герасима

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал герой?

  • Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком…», «с пойманным зверем»?

  • В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?

  • Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»?

  • О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение?

3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6.  Спасибо за работу!













Памятка-инструкция №5
(для групповой работы)
Поступки Герасима, отношение к другим героям.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте.

  • Как Герасим относится к другим героям? Почему?

  • Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?

3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6.  Спасибо за работу!

 













Кластер
«Средства создания литературного образа»





Схема1







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ