Технологическая карта урока по литературному чтению за 1 класс по теме Н.Носов "Затейники"
Пучнина Надежда Алексеевна
Зареченская классическая гимназия
Учитель начальных классов
Урок разработан по программе «Начальная школа 21 века»
Класс: ___1а______ Дата:_________________. Предмет: литературное чтение № урока по расписанию: __87_____
Тема урока: Н.Носов «Затейники» _ ___________________________________________________
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): познакомить с произведением Н.Н.Носова «Затейники»; развивать навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить с помощью интонации передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа.
Характеристика этапов урока
Этапы урока
время
цель
Содержание учебного материала
Методы и приёмы работы
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I.Организационный момент
20 сек.
Настроить детей на рабочий лад.
- Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Слайд 1.Приветствие.
- Отгадайте загадку:
Он не знает ничего.
Все вы знаете его.
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его?
+ Незнайка
Слайд 2.Рисунок Незнайки.
Л1
Л2
Проверка готовности детей к уроку.
Отгадывание загадки.
II.Объявление темы урока. Постановка учебных задач.
3 мин.
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.
- Какие книжки вы про Незнайку знаете?
(Показ слайдов с героями произведений Н. Носова)
+ «Незнайка в цветочном городе»
+ «Незнайка в Солнечном городе»
+ «Незнайка на Луне»
- Кто придумал Незнайку и его друзей из Цветочного города?
+Это писатель Николай Николаевич Носов
- Если вы составите слово из данных слогов, то узнаете название рассказа Н.Носова.
Слайд 3. ТЕЙ ЗА КИ НИ
- Какое слово получилось?
+Затейники
- Как вы думаете, с каким рассказом мы сегодня познакомимся?
+ Мы познакомимся с рассказом «Затейники».
Слайд 4. Затейники
- А кто его написал, как вы уже догадались?
+ Николай Николаевич Носов
Слайд 5. Портрет Н.Н.Носова
- Поставим цель и учебные задачи нашего урока!
+ Цель – познакомиться с рассказом «Затейники»
+Задачи: Ответим на вопросы из учебника
+Выборочно почитаем
+Попробуем кратко пересказать
+ Попробуем прочитать по ролям.
+ Познакомимся с биографией автора.
- Хорошо, значит будем достигать нашей цели и решать наши поставленные задачи.
Слайд 6. Цель и задачи урока.
Выставка книг о сказочном герое.
Л3
Р3
Р4
П3
К1
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи.
Осознанно строят речевые высказывания, обсуждают учебные задачи.
III. Изучение нового материала.
3 мин.
3 мин.
4 мин.
1 мин.
2 мин.
3 мин.
5 мин.
1 мин.
6 мин.
5 мин.
Биография Н.Н.Носова
Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в городе Киеве в семье актера. «В школьные годы, - рассказывал о себе писатель, - мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился в политехнический институт; перед самым поступлением передумал и поступил в художественный, а закончил – институт кинематографии».
Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.
Как же он стал писателем?
Этот вопрос очень часто задавали Николаю Николаевичу. А случилось это неожиданно6 подрастал сын, постоянно требовал всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 г. был напечатан первый рассказ Носова «Затейники». Затем появились другие рассказы.
- Ребята, а кого называют затейниками?
+ Те кто, затевает интересные дела и игры.
- Подберем синонимы к слову «затейники»?
+ Фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки.
Первичное чтение рассказа «Затейники» учителем.
- Что вас рассмешило в этом рассказе?
- Что удивило?
- Что хочется перечитать?
3. Выборочное чтение.
- Кто герои рассказа? Назовите их имена.
- Большие они или маленькие.
- Какую игру затеяли ребята?
+ Игру из сказки про «Три поросенка»
- Что они для этого сделали?
+Петя и Валя сделали себе домик: стащили с кровати одеяло и завесили им стол.
-Что испугались ребята? Как об этом написано в рассказе?
+ Меня кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк, - сказал Петя. Валя испугалась и бегом из комнаты. Я – за ней.
- Почему ребята больше не стали играть а «Три поросенка»?
+Испугались, что вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит.
- Доводилось ли вам играть в страшные и смешные истории из книг?
+
- Какие игры знаете вы?
+
- Стихотворение Агния Барто познакомит вас с игрой, которая называется «Гуси-лебеди».
Стихотворение читает заранее подготовленные дети:
Малыши среди двора
Хоровод водили,
В «гуси-лебеди» игра,
Серый волк – Василий.
– Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит,
Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
– Почему ты нас не ешь? –
Говорит Маруся.
– Раз ты волк, так ты не трусь! –
Закричал на волка гусь. –
От такого волка
Никакого толка!
Волк ответил:
– Я не трушу,
Нападу на вас сейчас,
Я доем сначала грушу
А потом примусь за вас!
А. Барто
Физкультминутка.
У оленя дом большой
Он гладят в свое окошко
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучится:
Тук, тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой!
Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай.
-Ребята, а вы знаете, что наш друг Незнайка очень любил сочинять разные рифмы и стихи?
-Вот и мы сейчас с вами отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.
-РА-РА-РА- вышла славная __пора_______;
-КИ-КИ-КИ- мы с тобой_умники________;
-АХ-АХ-АХ- победили мы свой __ страх____;
-РОК-РОК-РОК-продолжается___урок______.
-Вот мы и отдохнули, пора переходить к следущему заданию.
4.Беседа по вопросам учебника.
- Что ты думаешь о Вале и её брате: кто из них храбрее? Почему?
- Как ты думаешь, были у ребят причины бояться?
- В комнате было что-то страшное или им показалось?
5. Работа с пословицами.
Слайд:
У страха глаза велики.
Волка бояться – так и в лес не ходить.
Трусливому зайке и пенёк – волк.
Глаза страшатся, а руки делают.
Осторожного коня и зверь не берёт.
- Прочитай пословицы и поговорки, выбери из них ту, которую можно сделать названием рассказа Н.Носова. Объясните свой выбор.
6. Работа по карточкам.
Физкультминутка музыкальная.
7. Составление плана и пересказ текста.
- Давайте составим план для пересказа.
-Какую сказку Петя и Валя прочитали, что решили играть в игру?
+ Три поросенка
-Значит первый пункт в нашем плане
План:
Чтение сказки «Три поросенка»
- Далее, что сделали ребята, чтоб играть?
+Построили домик.
- Значит второй пункт нашего плана:
2. Постройка домика.
- кого ребята испугались?
+Серого волка
- Значит третий пункт:
3. Может быть, это Серый волк?
- В итоге поиграли Петя с Валей или нет?
+Нет, они не стали играть.
- И четвертый пункт:
4. Так и не стали играть в «Три поросенка»
- Используя этот план, кто попробует пересказать рассказ.
+
-Получилось ли у вас так же смешно, таинственно, страшно, как у автора? Почему?
+ Н.Носов использует диалоги, они делают рассказ смешным и интересным.
8. Чтение рассказа по ролям в парах.
-Понравилась ли вам игра детей? А детям?
-Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей.
-Сколько будет ролей в рассказе? (автор, Петя, Валя).
-Каждая пара выберет, кто будет читать за Петю и Валю.
- Прочитайте рассказ про себя и обозначьте карандашом роли.
-Обязательно ли читать слова автора?
- Какие из них можно не читать? Возьмите их карандашом в скобки.
- Сейчас прочитайте по ролям в паре, т.е. с соседом по парте. И подумайте, как ( с какой интонацией) нужно произносить слова героев в каждом эпизоде.
Чтение детьми.
- Какая пара прочитает нам в диалоге рассказ?
+
- Молодцы, хорошо.
П2
П4
П5
К2
К4
К5
Организует учебное исследование для ознакомления с рассказом.
Слушание рассказа. Участвуют в обсуждении содержания материала.
Сохраняют учебную задачу. Осуществляют самоконтроль.
Участвуют в обсуждении содержания материала.
IV. Итог урока.
Рефлексия.
4 мин.
- Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят?
+ Не будут скучать, умеют организовать свой досуг.
- За что можно их поругать?
+ Нельзя нагонять на себя страх, играть спокойнее.
- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?
+ Нельзя играть с одеялом, с постелью.
- Что бы сказали соседи, которые все слышали?
+Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные.
- Что скажете вы?
+
- Как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему?
+
- Достигнута ли наша цель – знакомство с произведением?
+ Да, мы познакомились с рассказом Н.Носова «Затейники».
- задачи нашего урока решены?
+Да, мы пересказали, прочитали по ролям, ответили на вопросы из учебника.
- У Н.Н. Носова много других произведений о детях. Книги с другими его произведениями можете взять в библиотеке или из нашей выставки.
- Интересным ли был для вас урок? Почему?
- Покажите ваше настроение?
-Д/з: чтение рассказа «Затейники» Н.Н.Носова.
- Наш урок окончен, можете отдыхать.
Р5
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ