Технологическая карта урока Родион Раскольников и его двойники на страницах романа Преступление и наказание 10 класс
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Управление образования Администрации г. Ижевска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №77»
Технологическая карта урока литературы. 10 класс
Родион Раскольников и его двойники на страницах романа
«Преступление и наказание».
Злобина И.А.,
учитель русского языка и литературы
2013
Технологическая карта урока литературы. 10 класс
Родион Раскольников и его двойники на страницах романа «Преступление и наказание».
Цель: способствовать созданию условий для успешной деятельности каждого ученика
Задачи:
Образовательные: продолжить поисковую работу по исследованию характера Р. Раскольникова
Развивающие: развивать навыки сравнения, самостоятельного мышления; речь
Воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса к предмету; развитию творческих способностей учащихся
Знать: кто такие двойники Раскольникова, их мир; значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа главного героя; смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым.
Уметь: доказать, что в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы теории Раскольникова отражаются в сознании его двойников, что, сталкивая своих героев, автор опровергает теорию Раскольникова.
Усвоить: никакая благая цель не оправдывает нечистые, бесчеловечные средства.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, рисунки детей
Методы: эвристическая беседа, поисковая работа в группах, слово учителя, работа в паре, в группе
Этапы урока
Используемые методы, приемы, формы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности
Творческое задание
Настраивает учащихся на работу: приветствие, проверка готовности к уроку, запись в тетрадь числа и темы урока.
Цель урока
-Организационный момент
-Подбирают синонимы к слову «двойник»
-Сверяются с ответом на доске
Личностные – самоопределение
Познавательные - построение речевого высказывания
Обсуждение проблемных вопросов
Цель: актуализировать учебное содержание
Обсуждение проблемных вопросов
-Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
- Создает условия для успешного выполнения задания
-Участвуют в обсуждении проблемных вопросов
-Озвучивают ответы «Кто такие двойники Раскольникова?»
-Определяют по цитатам «Кто есть кто?»
- «…возлюби прежде всего себя одного».
- «…я и сам хочу жить, а то лучше и не жить»…
- «…натуры своей и не рассчитал…»
Познавательные – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей.
Регулятивные – внесение необходимых корректив в действие.
Коммуникативные – формулирование собственного мнения.
Актуализация знаний
Цель: проследить, как Достоевский раскрывает образ Лужина (взгляды на жизнь, отношение к людям, цель)
Работа с текстом.
Беседа.
Создание проблемной ситуации
Инсценирование.
Задает вопросы,
слушает,
дополняет,
ведет беседу.
1.Работают с текстом романа – часть 2, гл.5
2.Отвечают на вопросы:
-Кто такой Лужин? Что мы знаем о нем?
-Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории. Согласны ли вы с ним?
- Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова?
- Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова и почему?
- Вспомните сцену посещения Раскольникова Лужиным. Чем он выделяется среди собравшихся здесь?
- Почему Лужин вызывает особую враждебность у Раскольникова?
3.Подводят итог, выказывают свое отношение к образу Лужина.
4.Заранее подготовленный ученик выступает в роли Лужина и утверждает или отрицает все ранее сказанное.
Познавательные - чтение, выделение существенной информации, анализ.
Коммуникативные – понимание возможности различных позиций, формулирование собственного мнения, построение монологического высказывания.
Регулятивные – принятие и сохранение учебной задачи, внесение необходимых корректив.
Личностные – формирование ценностных ориентиров, решение моральных проблем
Цель: опровержение утверждения Свидригайлова:
Раскольников и Свидригайлов – «одного поля ягоды»
Работа в группе.
Словесное рисование.
Инсценирование.
Следит за классом,
помогает выделить главное, подвести итог.
Работают в группе:
1 группа объясняет, кто такой Свидригайлов и как характеризуют его первые сведения в романе.
2 группа рассказывает о том, что сближает Раскольникова со Свидригайловым:
- взаимный интерес;
-неприятие окружающего мира;
- оба неординарные личности;
- все позволено.
3 группа показывает, чем отличаются наши герои:
- разное социальное положение;
- различные жизненные ориентиры;
- другие пути к возрождению личности;
-наказание Раскольникова и Свидригайлова.
Заранее подготовленный ученик выступает в роли Свидригайлова и подводит итог сказанному (Я, Свидригайлов…)
Коммуникативные - контроль действий партнера;
Познавательные – структурирование знаний;
Регулятивные - выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
Личностные - формирование границ собственного знания
Цель: раскрыть смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым
Работа в паре
Помогает подвести к выводу,
обобщить.
Работают в парах.
Отвечают на вопрос «Для чего нужно сопоставление Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?»
Коммуникативные - построение понятных для партнера высказываний
Познавательные - поиск разнообразных способов решения поставленной задачи
Цель: диагностировать уровень знаний по теме «Двойники Раскольникова»
Свобода выбора задания
Контроль за выполнением задания.
Письменно выполняют творческое задание, выбирают одного из героев:
-Можно ли встретить Раскольникова (Лужина, Свидригайлова) в наши дни?
Чем он мог измениться, а что должен был сохранить, чтобы остаться Раскольниковым (Лужиным, Свидригайловым)? Какой урок усвоили вы, познакомившись с героями?
Познавательные- установление причинно-следственных связей;
Личностные – освоение основных моральных норм, оценка своих поступков в соответствии с нормами.
Регулятивные – планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей
Рефлексия
Цель: подведение итогов урока
Благодарит за урок, выставляет оценки,
обсуждает оценки с учениками
Оценивают уровень достижения цели. Самооценка
Определяют, что получилось и на что необходимо обратить внимание.
Рефлексия
Личностные - самооценка
Познавательные – построение речевого высказывания
Коммуникативные - адекватное восприятие оценки
Используемая литература
1.Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. – М.:ВАКО,2009
2.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М.: Просвещение, 2001
3.Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература. / Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008
4.Кодификатор универсальных учебных действий. http://www.openclass.ru/node/364582
5.Лебедев Ю.В. Русская литература 20 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение,2011
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ