Технологическая карта урока. В.Каверин "Легкие шаги" 6 класс
Зубко Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Митрофановская СОШ
Воронежской области
Технологическая карта учебного занятия
Предмет
Литература
Класс
6
Тема урока
Великая сила любви в сказке В. А. Каверина «Лёгкие шаги»
Цель урока
Организовать условия и среду, комфортную для рассуждений, диалогов, анализа прочитанного, размышлений о великой силе любви.
Задачи урока
Обучающие: учить выделять главное в произведении, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира, внешнего описания, участвовать в проблемном диалоге;
Развивающие: развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; содействовать развитию речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей чувства радости, успеха в учебе, заинтересованности к предмету через игровую форму;
Воспитательные: воспитывать уважение к великой силе дружбы и любви, учить ценить и беречь эти чувства; содействовать воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в группе; повышение уровня познавательного интереса к изучению творчества мастера слова русской литературы.
Микроцель этапа урока
Ход занятия
Деятельность учащихся
Комментарии
I. Организационный этап.
II. Ситуация неожиданности.
Цель: вызвать познавательный интерес к предмету
Раздаётся треск радионастройки и голос из динамика:
"Внимание, внимание! Пропала девочка, по имени Настенька, из породы Снегурочек, очень хорошенькая, в ситцевом платье, вежливая, ходит легко. О местонахождении просьба сообщить в Институт Вечного Льда".
Здравствуйте, ребята!
Что это за объявление?
Ну, вот мы и снова у сказки в гостях-
Никто не расскажет о том в новостях.
Да мы и не думали шум создавать,
Мы будем тихонько страницы листать,
Трудиться с героями, переживать,
Грустить, веселиться, о чуде мечтать…
Дети догадываются, что это объявление из сказки В.Каверина «Легкие шаги»
III. Формулировка темы и постановка цели урока.
Цель:
определить содержательные рамки урока
А определить тему урока нам поможет синквейн: зашифрованное в нем слово станет темой нашего урока
?
глубокая, восторженная
дарит, радует, окрыляет
заставляет мыслить и чувствовать сердцем
великая сила
.
Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
Какова, по-вашему, цель урока?
Отгадывают слово любовь
Формулируют тему урока.
Пробуют определить цели урока.
IV. Применение стратегии смыслового чтения
Цель: усвоение, расширение, углубление, обсуждение прочитанного, корректировка читательской интерпретации.
А верно ли мы с вами решили, что в сказке идёт разговор о любви? Давайте поработаем с текстом и найдем подтверждения этому.
Анализ предложенных отрывков по группам:
1. Петька выходил во двор, и в медленном, плавном кружении снежинок ему все чудилась Настенька, тоненькая, вежливая, в легком платье. Вот она катится, как на коньках, и вдруг взлетает, скрестив стройные ножки. Вот она говорит: "Извините, мальчик" -- и приседает, касаясь краешков платья руками.
2. Она проснулась и написала Петьке: "Мой ненаглядный". Это значило, что ей очень хотелось на него поглядеть. "Я видела сон". Это значило, что ей снилось лето. "Пекарь любит хлебнуть". Это значило, что Пекарь иногда выпивал. "Я тебя люблю". Это значило, что она его любит. "Приходи. Твоя Настя".
3. Стесняясь, Петька обнял Настеньку и на губах почувствовал вкус ее слез. Как известно, у людей слезы соленые, а у Снегурочек -- пресные, вкуса талой воды. Настенька плакала, и слезы становились все солонее. Это значило, конечно, что она постепенно превращается в самую обыкновенную девочку без особых примет.
4. А Петька начал вздыхать. Сперва он вздыхал два-три раза в день, но чем ближе к весне, тем чаще. Двоек у него больше не было, но он все-таки вздыхал и вздыхал. По вечерам, возвращаясь из школы, он долго стоял у переезда, нарочно дожидаясь, пока стрелочник спустит шлагбаум, - все надеялся, что Настенька мелькнет перед ярким фонарем электрички. Но поезд проходил, наступала тишина, темнота. Вздыхая, Петька, возвращался домой и, вздыхая, садился за книжку.
5. Они ходили в магазины, и на солнечной стороне Петька держал над Настенькой китайский зонтик. Она говорила: «Петенька, я сама», но держал все-таки он — просто потому, что это было приятно.
Анализируют отрывки, характеризуя проявление чувств.
V. Повторение теории литературы (художественно-выразительные средства)
Цель:
закрепление теоретических знаний по литературе
Да, это любовь - первая, чистая…
Эти образные определения мы называем ….(эпитетами).
А ещё, по-вашему, какая любовь? (эпитеты)
Речь писателя, как мы заметили, красивая, образная. И не только эпитеты использует при этом автор.
Какие ещё художественно-выразительные средства языка использует В.Каверин, определите их роль (задания по группам)
Называют определения – эпитеты.
VI. Встреча со сказочным героем.
Цель: представление на основе ассоциаций. Описание героя и предмета.
У меня есть сундучок, в котором находятся вещи, принадлежащие героям сказки. Возьмите предмет, не показывая другим группам. Решите, кому он принадлежит, составьте загадку или задайте вопрос о том, что лежит в коробке. Зонтик (Настя) Хлеб (пекарь) «Таинственный остров» (Петя) Ножи (Дядя Костя)
Представители групп выбирают себе предмет и выполняют задание.
Учащиеся отвечают на основе ассоциаций и согласно тексту сказки
VII. Исследовательская работа.
Цель: развитие самостоятельного, критического и
логического мышления, воображения, фантазии.
Ребята, а кто из вас выполнит индивидуальное задание:
Одному из вас придется выполнить роль министра,
Другой – дядя Костя.
А вспомните, к каким устойчивым выражениям прибегает автор, описывая этого героя.
Давайте проведём исследование отрывка текста и определим.
Какой фразеологизм характеризует самое замечательное качество дяди Кости?
Почему? Какую важную задачу ему надо решить?
Кто попробует выступить в роли дяди Кости и похлопотать о Настеньке (прокомментируй свои действия).
Петя, как мы с вами решили, на прошлом уроке – самостоятельный, целеустремленный и решительный мальчик, но автор в помощники берет его дядю. Почему?
Один ученик «становится министром» и пишет Приказ.
Дети в отрывке должны найти фразеологизмы и сделать вывод.
Ученик комментирует свои действия (куда и к кому он попадает).
Дети отвечают так, как они поняли по тексту или решили сами.
VIII. Работа с иллюстрацией.
Цель: развитие коммуникативных способностей учащихся
Ребята, а кто из вас выполнит индивидуальное задание:
Одному из вас придется выполнить роль министра,
Другой – дядя Костя.
Посмотрите на иллюстрацию: произошло что-то плохое или хорошее?
Дети рассказывают, что они видят на иллюстрации с опорой на текст и делают оценочные выводы.
IX. Проблемный вопрос. Рассуждать - не спорить!!!
Цель: умение отстаивать свою точку зрения, слушать и уважать мнение одноклассника
А что делали бы вы, если вдруг на улице нашего села встретили вот такую Настеньку?
Рассуждения детей – предположения.
X. Работа в группе.
Цель: умение работать в коллективе, включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова
Обычно мы с вами думаем, как иначе можно было завершить прочитанное произведение. А сейчас вы хотите, чтобы сказка закончилась по-другому? Я тоже не хочу.
Тогда давайте все вместе покажем счастливый финал, который нарисовал Петя. Мы сделаем его в виде аппликации.
У меня есть основа – луг. Остальное сделаете вы (задания группам).
Близкий к тексту пересказ последнего эпизода.
Формулируют правила работы в группе.
Выполняют задания в группе
Один ученик готовится к выразительному чтению(близко к тесту) финальной сцены сказки.
XI. Работа с иллюстрацией и аппликацией.
Цель: наблюдение и сравнение картины художника и аппликации
Можно ли картину Юрия Клапоуха "Сон на лугу" считать иллюстрацией к сказке Каверина?
Дети отвечают и сравнивают картину со своей иллюстрацией
ХII. Домашнее задание
Цель: объяснение домашнего задания.
Можно просто ответить на вопросы к сказке, а можно нарисовать иллюстрацию и рассказать о герое, который вам больше всего понравился или не понравился.
Записывают задание в дневник.
ХIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Цель: подведение итогов работы на уроке. Обмен мнениями, впечатлениями по уроку.
Вернемся к теме урока: Так все же, можем ли мы утверждать, что любовь - это великая сила?
Хотите ли вы что-то дополнить о том, что такое любовь.
А что вам дал сегодняшний урок?
Урок подошёл к концу!
Он знаний прибавил?
Ответы нашёл?
Мы стали умнее?
Мы стали дружнее?
У вас появилась мечта?
Какая?
Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, любовь – великую силу, которая способна творить чудеса!
Спасибо всем за работу!
Дети дополняют ответы;
Отвечают, чему они научились на данном уроке;
При желании называют вою сегодняшнюю мечту;
Источники информации:
Каверин В.А. Собрание сочинений.-В 8-ми т. Т.8.-М.: Худ. лит., 1983.
"Работаю как всегда..." К 90-летию В.А.Каверина// Звезда.-1992.-№4.
Каверин В. Открытая книга: монолог о времени и о себе// Лит. газета.-1984.-№30.-С.7.
Луганова И.П. Любитель необыкновенных историй [сказочник В.Каверин]// Детская литература.-М, 1963.-С.67-90.
Новичкова Н.Ф. Беседы о книгах// Беседы о книгах. Для учащихся 7-8 классов.-М., 1961.-С.54-68.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ