Дидактический материал по литературе в 8 классе. Опорная схема «Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кировский лицей»
г. Киров Калужской области
Дидактический материал по литературе в 8 классе. Опорная схема «Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума».
Подготовила
учитель русского языка и
литературы
Блохина Елена Викторовна
Традиции и новаторство в «Житии протопопа Аввакума».
Канонические черты
Художественные открытия Аввакума
Житие как жанр
Житие написано
Повествование ведется
Композиция
Способ изображения героя
Внутренний мир героя
Пространство и время
Индивидуальные черты
Тон повествования
Язык жития
Сюжет составляет
Текст рассчитан
Канонические черты
Художественные открытия Аввакума
Житие как жанр
Биография святого.
Аввакум не причислен к лику святых.
Житие написано
После смерти святого.
При жизни.
Повествование ведется
От 3-го лица, отличается неторопливостью, спокойной интонацией.
Напоминает исповедь-проповедь, форма повествования от 1-го лица придают тексту эмоциональность, силу.
Композиция
Строится по строгой схеме.
В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала.
Способ изображения героя
Идеализация.
Герой – не идеальная личность, он «святой грешник».
Внутренний мир героя
Не изображается в развитии, он избранник с момента рождения.
Ярко изображается, этому служат внутренние монологи.
Пространство и время
Изображаются условно.
Конкретны и реальны.
Индивидуальные черты
В изображении святого по возможности устранялись индивидуальные черты характера, частности, случайности.
Ярко индивидуален, узнаваем, речь самобытна, эмоциональна, перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь.
Тон повествования
Торжественный, серьезный.
Проявляются комические нотки.
Язык жития
Книжный, с обилием церковнославянизмов.
Живой, разговорный, введение просторечий является основным стилистическим приемом; автор как будто не пишет, а свободно говорит.
Сюжет составляет
Духовный подвиг святого.
Национальный быт, порядки, семейную жизнь.
Текст рассчитан
На грамотного человека, подготовленного.
Автор обращается к читателю из народа – крестьянину, горожанину, которому нелегко понять церковнославянскую речь.
Литература
Лихачев Д. С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975, с. 19.
Еремин И. П. Литература Древней Руси (этюды и характеристики). М.-Л., 1966, с. 132-143.
Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962, с. 53-54.
Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871, с. 166.
Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970, с. 65
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ