Тема "маленького человека" в повести А. С. Пушкина "Сианционный смотритель" 7 класс



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 81

Калининского района Санкт-Петербурга




Технологическая карта урока



Тема урока:


Образ «маленького человека» в повести А. С. Пушкина

«Станционный смотритель»


Урок литературы в 7 классе



Учитель русского языка и литературы

Коваленко Н. В










Санкт-Петербург

2013 г



Технологическая карта урока

Тема урока: Образ «маленького человека» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи урока: совершенствовать умение самостоятельно формулировать познавательную цель урока;

сформулировать признаки «маленького человека»;

совершенствовать навыки исследовательской деятельности;

совершенствовать умение оформлять результаты исследовательской деятельности в таблице;

совершенствовать коммуникативные умения, навыки речевого взаимодействия, умение работать в группе.

Опорные понятия: портрет, речевая характеристика, социальное положение, притча, блудный сын, ирония

Новые понятия: «маленький человек», смиренный

Межпредметные связи:


Этап урока

Применяемые приемы, методы, технологии




























Цели урока для учителя

Цели урока для ученика

Планируемые предметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов


























Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов



























Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов
































Формирование понятия о «маленьком человеке» как традиционном образе русской классической литературы.

Понять, кто такой «маленький человек».

Ресурсы урока для учителя

Ресурсы урока для ученика

1. Литература. 7 кл. под ред. Коровиной

2. Гиппиус В. В. Повести Белкина. В кн.: Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока.

3. Петрушина Н. Н.О повести «Станцион- ный смотритель». В кн.:Пушкин.Исследова-

ния и материалы, М.; Л, 1986.

4. Селезнёв Ю. Проза Пушкина и развитие литературы. В кн.:В мире Пушкина, И., 1974г.

5. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусско-

го языка.

6. С. И . Ожегов. Сло-

варь русского языка.


1.Литература. 7 кл. под ред. Коровиной.

2. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.

3. С. И.Ожегов.Словарь

русского языка.

4. Учительская презен-

тация.

5. «Табель о рангах» (распечатан для каждой группы).

6. Задания для групп (распечатаны)

7. Рабочие листы с таблицей.

8. Листы самооценки..

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ход урока

Этап: актуализация необходимых знаний.

Технология:

Предлагает вопросы для повторения.

1. В какой цикл входит повесть «Станционный смотритель»?

2. Кто рассказывает эту историю? Как вы думаете, почему не автор?


3. Кто главный герой повести?

4 Кто такой станцион- ный смотритель?


5. На что обращает внимание рассказчик, говоря о станционных смотрителях?



Отвечают на вопросы учителя.

1.Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

2. История, услышанная от Белкина, рассказана титулярным советником А.Г.Н. Ученики предпо-

лагают, что Пушкин скрывется за рассказчи-

ком, чтобы выразить своё отношение к происходящему не прямо, а опосредованно

3. Главный герой станционный смотри-

тель.

4. Толкователь слов, используя словарь В. И.

Даля объясняет лексиче-

ское значение слов.

Ученики просматривают «Табель о рангах» (изучающее чтение), назыавют класс и чин станционного смотрите-

ля.

5.Пересказ отрывка из повести о станционных смотрителях (подготов-

ленный ученик). Класс слушает, делает вывод о безрадостной, полной забот жизни станцион-

ных смотрителей, именно таков Самсон Вырин




Сформировано умение

строить логически обос-

нованные рассуждения, владеть смысловым чтением, обобщать изученное, находить необходимую информа-

цию в словарях,

учебнике и других исто-

чниках, определять понятия.





Регулятивные: приобретают умение

выдвигать версию.

Коммуникативные: приобретают умение

создавать высказывания (устные), излагать своё мнение; владеть речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.






































Этап: Мотивация познавательной деятельности.

Технология:

Предлагает подумать над вопросами:

1. Не кажется ли вам странным, что такой незначительный чело-

век становится глав-

ным героем повести?

2. Какие герои были главными в изученных произведениях писателей XVIII- начала XIX?


3. Ставит проблемный вопрос, на который в ходе урока нужно постараться ответить.

П. в. Какой новый тип героя вводит Пушкин в русскую литературу образом Самсона Вырина?


4. Предлагает сформулировать познавательную цель урока.

1. Вспоминают изученные произведения: оды Ломоносова, Державина, посвящённые историче-

ским деятелям и собы-

тиям, повести Пушкина «Дубровский», «Метель», где главными героями являются дворя-

не. В повести «Станционный смотри-

тель» героем является простой человек, занимающий незначи-

тельный пост, так называемый «малень-

кий человек».


2.Формулируют цель урока:

понять, кто такой «маленький человек», почему Пушкин делает его главным героем.

Сформировано умение сравнивать, группиро-

вать, устанавливать иерархию по заданным основаниям, обобщать, делать вывод.

Регулятивные:

сформировано умение определять цель деятельности в учебной

практике .

Коммуникативные:

сформировано умение излагать своё мнение.




















Сформировано умение осознавать свои познавательные цели.





Этап: Организация познавательной деятельности.

Технология:

1.Предлагает обратиться к эпиграфу, вспомнить функцию эпиграфа вообще и роль эпиграфа в повести Пушкина.







2. Чтобы понять, что сформировало харак-

тер героя, предлагает восстановить историю его жизни до встречи с ним на страницах по-

вести.

В ходе сообщения предлагает выписать ключевые слова и ответить на вопрос:

Как прошлое помогает понять характер героя?






















3. Предлагает провести исследовательскую работу в группах (4 группы) , сравнив две встречи рассказчика с Самсоном Выриным и оформив результаты исследования в табли-

це, которая распечатана для каждого ученика, а затем представить результаты сравнения.

4. Предлагает ознакомиться с параметрами сравнения, отражён-

ными в таблице.

5. В ходе выступления групп появляются на слайде отдельные части таблицы, а затем вся таблица.


1.Дают определение эпиграфа и рассуждают о роли эпиграфа в пове-

сти «Станционный смотритель», сравнивая его со строками Вязем-

ского.

2. Объясняют значение слова «диктатор», предполагают, что здесь звучит ирония автора.

Объясняют значение слова «ирония».

3.Сообщение ученика об истории жизни Самсона Вырина.(своя версия).

4. Записывают ключевые слова: низкое происхож-

дение (предположитель-

но крестьянское), сол-

дат, смирение, малогра-

мотный, храбрость, сообразительность, практичность.

5. Делают вывод, что жизнь приучила его довольствоваться малым, подчиняться вышестоящим, не перечить им, молча сносить оскорбления, т.е. к смирению.

6. Толкователь слов находит в словаре лексическое значение слова «смирение».

7. Делают вывод, что на бунт Самсон Вырин не способен.

Однако храбрость и сообразительность, проявленные во время солдатской службы, помогли дослужиться до чина коллежского реги-

стратора.












8.Называют параметры сравнения: портрет, социальное положение, черты характера, речевая характеристика, поступ-

ки, взаимоотношения с другими персонажами.

9. Работают а группах 8-10 минут, распределив задания между членами группы. Руководители групп назначают выступающих.

10. После проведённого исследования группы представляют результа-

ты, делают выводы, которые записывают.

11. В ходе выступления одной группы другие группы заполняют соответствующие части таблицы.

12. Сверяют свои записи с таблицей на слайде.


Сформировано умение искать нужную инфор-

мацию (работа со слова-

рём), определять поня-

тия, сравнивать, анализировать, делать выводы.








Сформировано умение

самостоятельно вычитывать подтексто-

вую информацию, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, определять понятия.
































Сформировано умение

самостоятельно нахо –дить в учебнике инфор-

мацию, необходимую

для решения учебной задачи; вычитывать фактуальную, подтекстовую, концеп-

туальную информацию, выбирать разные виды чтения (изучающее), выделять главное, сравнивать по задан-

ным критериям, делать выводы, структуриро-

вать информацию (пред-

ставлять в виде табли-

цы).

Регулятивные:

сформировано умение вы-

двигать версию, выбирать аргументы для её доказа-

тельства.

Коммуникативные:

сформировано умение излагать своё мнение, аргументируя его.





Регулятивные:

сформировано умение выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

Коммуникативные:

сформировано умение излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей..




























Регулятивные:

сформировано умение планировать деятельность в группе, выдвигать версии в группе, работать по плану, сверяясь с целью, оценивать степень дости-

жения цели в учебной ситуации.

Коммуникативные:

сформировано умение из-

лагать своё мнение в полилоге, монологе,аргументируя его, понимать позицию другого, корректировать своё мнение, достойно признавать его ошибоч-

ность; организовать работу в группе, определять роли, вырабатывать решения.














Сформировано умение оценивать черты характера литературного героя, опираясь на обще-

человеческие нравствен-

ные ценности.





































Сформировано умение аргументированно оцени-

вать поступки героев, опираясь на нравственные ценности;

осознавать своё эмоции, адекватно выражать их и контролировать;

осознавать свою позицию, свой выбор, отвечать за него; критически оценивать поведение героев и своё, понимать эмоциональное состояние других людей, аргументировано оцени-

вать свои высказывания
















Этап: Подведение итогов.

Технология:

Предлагает обобщить материал, ответив на вопросы.

1. Из чего складывает-

ся образ «маленького человека» у Пушкина?

2. Из предложенного списка выберите определения, характеризующие «маленького человека». Запишите.

Даёт список определе-

ний (на слайде):

бедный, талантливый, беззащитный, лживый, бесправный, унижен-

ный, забитый, жалкий, бессердечный, роман-

тичный, ограниченный, не способный на про-

тест, добрый, смирен-

ный, незлобивый, влас-

тный, сребролюбивый.

3. Почему повесть названа «Станционный смотритель», а не по имени главного героя?

4 Предлагает ответить на проблемный вопрос:

Какой новый тип героя вводит Пушкин в русскую литературу?

5.Дополняет выводы.

Автор анализирует психологию героя и подводит читателя к выводу о том, что

«маленький человек» -

это не только социальное положение, но это ещё и состояние души, которое характе-

рно для таких людей

Этот тип, созданный Пушкиным, стал первым в русской классической литерату-

ре.Вслед за Пушкиным к нему обратятся и другие русские писатели XIX – XX в.в.: Гоголь, Достоев-

ский, Чехов, Платонов. Каждый из них по-сво-

ему раскроет этот образ.

5. Как вы думаете, актуальна ли эта тема сегодня?










6. Предлагает сформу-

лировать определение «маленького челове-

ка».

Предлагает записать определение (показы-

вает на слайде)

7. Рефлексия. Дайте письменный ответ на вопрос: Что понимает-

ся в литературе под образом «маленького человека»? (Работы сдают).


Предлагает записать домашнее задание (на

выбор).

1 Какие открытия. русской литературе сделал А. С. Пушкин, создав образ Самсона Вырина?

2. Повесть «Станционный смотритель» проиллюстрирована рисунками художников М. Добужинского и Д. Шмаринова. Какие из них кажутся вам ближе к пушкинскому тексту?(см. в учебнике).


Предлагает заполнить лист самооценки и сдать.



1.Делают вывод, что образ многогранный, складывается из разных характеристик:

из характеристики социального и ма-

териального состояния

героя, из характеристики внутреннего состояния, из оценки героя другими персонажами.

2. Из списка выбирают определения, характеризующие «мале-

нького человека».










3. Предполагают, что автор хочет привлечь внимание читателя не к отдельному человеку, а к проблеме «униженных и оскорблённых», выводит на первый план социаль-

ный статус героя, хочет показать, что «малень-

кий человек»- явление социальное.

4. Автор ввёл в русскую литературу тип «малень-

кого человека»

















Говорят об актуальности

темы в наши дни, приводят примеры из жизни, отмечают, что этот образ изменился по сравнению с XIX веком, что часто беззащитные, наивные, добрые, незаметные люди делают своё небольшое, но очень нужное дело.


Формулируют определе-

ние.


Записывают определе-

ние «маленького человека»




Записывают ответ на вопрос.








Записывают домашнее задание.




















Заполняют листы самооценки и сдают

Сформировано умение делать выводы, устанав-

ливать причинно-следс-

твенные связи, классифицировать.
















































Сформировано умение устанавливать аналогии, понимать закономернос-

ти, сравнивать, строить логически обоснован-

ные рассуждения.









Формируется умение определять понятие.




Сформировано умение строить логически обос-

нованное рассуждение.



Сформировано понимание того, что в литературе понимается под образом «малень-

кого человека».

Диагностика планируе-

мых результатов осу-

ществляется через письменную работу.




Регулятивные:

сформировано умение выдвигать версии, выбирать материал для их доказательства, умение правильно высттраивать свою речь в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

сформировано умение излагать своё мнение, подтверждая фактами, корректировать своё мнение, достойно признавать его ошибоч-

ность.





























































Регулятивные:

строить обоснованное рассуждение.

Коммуникативные:

создавать письменное высказывание в соответствии с задачей.





Регулятивные:

сформировано умение осуществлять самостояте-

льнвй выбор задания, анализировать, обобщать, сравнивать, планировать деятельность в учебной ситуации .

Коммуникативные:

излагать своё мнение





















































Формируется умение вырабатывать свою позицию, уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя



















Сформировано умение осознавать свой мировоззренческий выбор

Дополнительный материал (творческие задания и т.п.)

1. Презентация к уроку

2. Раздаточный материал:

1) рабочие листы с незаполненной таблицей;

2) «Табель о рангах»;

3) задания группам;

4) листы самооценки.

Задания группам.

I гр.

1. Какова внешность Самсона Вырина в 1-ой и во 2-ой встрече рассказчика с ним?

2. Каково социальное положение героя, в какой обстановке он живёт?

IIгр.

1. Какие черты харак-

тера Самсона Вырина проявились в 1-ой и во 2-ой встрече рассказчика с ним?

2. Каковы особенности речи Самсона Вырина? На что обратил внима-

ние рассказчик, встре-

тившись с ним через 3-4 года?

IIIгр.

1. На какие поступки Самсона Вырина обращает внимание рассказчик во время 1-ой и 2-ой встречи с ним?

2. Какие взаимоотно-

шения складывались у Самсона Вырина с другими персонажами?

IVгр.

1. Каково отношение автора к Самсону Вырину? Почему исто-

рию его жизни поведал не автор, а рассказчик?

2. Как история блудного сына связана с Самсоном Выриным?

Как эпиграф помогает это понять?

Лист самооценки.

1. Я знаю, что обозначает понятие «маленький человек»?

(да, нет, частично)

2. Мне понятно, как создаётся этот образ в повести А. С. Пушкина? (да, нет, час-

тично)

3 Мне понятно, как распознать этот образ в других произведениях русской литературы? (да, нет, частично).

4.Мне комфортно было общаться с товарища-

ми? (да, нет, частично)

с учителем? (да, нет, частично)

5. Я оцениваю свою работу на уроке

отлично, хорошо, удовлетворительно.






















Самоанализ

Достижения

В уроке делается упор на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Планирование урока осуществляется исходя из этого. Задания предлагаютя такие, чтобы ученики большую часть времени работали самостоятельно, планировали свою деятельность, анализировали её, в том числе и в области личностных результатов. Достижением считаю организацию исследовательской работы с текстом художественного произведения, в процессе которой ученики выбирали виды чтения, выдвигали разные версии, выражали различные точки зрения, но всё же приходили к единому мнению, учились слушать друг друга.

Затруднения


Предложения



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ