Урок литературы на тему "ДЕТИ ВОЙНЫ"

Автор: Надершина Лейсан Фаруховна

Место работы: МОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Ф. Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов»

Должность: Учитель русского языка и литературы



Урок литературы.

Тема: ДЕТИ ВОЙНЫ.

Цели: 1.Подвести учеников к осознанию того, что война – тяжелое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми. 2. Работа над развитием речи учащихся.

Материал: А.Гайдар «Война и дети», дневники , «Дети войны», «Война в истории моей семьи», А.Печерская «Дети – герои Великой Отечественной Войны», С.Алексеев «Идет война народная», М. Водопьянов «В дни войны», Л.Воронкова «Девочка из города», В.Воскобойников «Девятьсот дней мужества », В. Карасева «Маленькие ленинградцы», Ю.Яковлев «Девочки с Васильевского острова».







Провела: Надершина Лейсан Фаруховна, учитель русского языка и литературы АСОШ №1



















Учитель: Приближается День Победы. Это один из самых волнующих праздников в нашей стране. ( Звучит песня «День Победы»)

Ученик: 65 лет назад, 9 мая 1945 года, окончилась Великая Отечественная война. Тогда наш народ отстоял свою землю. Тогда перестала литься кровь её защитников, и народ стал возвращаться к забытой мирной жизни.

Ученица:

Без малого четыре года

Гремела грозная война.

И снова вся наша природа

Живого трепета полна.


И вот дорогою обратной,

Не покоряемый вовек.

Идет, свершивший подвиг ратный,

Наш стойкий, смелый человек.


Он сделал все, он тих и скромен,

Он мир от темной смерти спас,

И мир прекрасен и огромен

Его приветствует сейчас.


Ученик:

Его я узнал не из книжки-

Жестокое слово война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли-

Мы просто дышали войной.

В читальнях, притихших и тесных,

На отмелях книжных морей

При свете коптилок железных

Шуршали листы букварей.

(А.Иоффе)


Анализ слова война.

На экране слово война написано разными шрифтами. Одно слово черное, написано строгим шрифтом, другое – цветное и красочное.

Как вы думаете какой вариант написания более удачный? Почему?

Что несет война людям?

Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях, в пионерском лагере, на переднем крае и в тылу.

(отрывок из фильма «Сволочи»)


Такою все дышало тишиной,

Что, вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

(С. Щипачев)


Гремят взрывы (в записи), затем звучит первый куплет песни «Священная война».


Учитель: Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, врачей…


Ученица: В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.

(Т.С.Ивлева, полиграфист)


Ученица: И вдруг война, страшная война. А мне – 14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас, в плену прошла моя юность.

(Ю.Н. Никитина, товаровед)


Ученик: Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4 армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл…

(Ю.Г.Подтыкайлов, инженер-механик)


Учитель: Сын полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали они на войну. Освобожденные из плена. Братья или сестры погибших. Сироты или счастливые дети живых родителей…они не знали как сложатся их жизнь через год, месяц, день, через час. Но храбрость и этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были в едином порыве, принесшем нам Победу.

- Как вы думаете, чем занимались дети во время войны? (ответ дополняет учитель)



Звучит в записи «Эпизод нашествия» из седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Шостаковича.

Учитель рассказывает историю создания симфонии, о жизни музыкантов во время блокады.


Словарная работа.

Блокада – это изоляция города с целью прекращения его отношений с внешним миром.


Учитель: В суровый период блокады Ленинград дал фронту более двух тысяч танков,1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового орудия, более 7,5 миллиона артиллерийских снарядов и мин. Ленинградцы жили, творили, дерзали, а в течение 152 дней работала и ледовая ладожская трасса.


Казалось, сто конец земли.

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще! Он рядом где-то.

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела,

Шофер вскочил, шофер на льду.

«Ну так и есть – мотор заело».

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта - не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках мотора,

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзни к варежкам ладони,

Но он доставил хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.


Беседа о хлебе.

На тарелке лежат два кусочка хлеба по 125 грамм: обычный , из магазина, и испеченный по рецепту блокадного хлеба.

- чем отличаются эти два кусочка хлеба?

- 125 грамм это много или мало?

- сколько стоит кусок хлеба?

- какова была его цена в блокадном Ленинграде?

Учитель: Свыше 20 млн. человек наша страна, тогда СССР, потеряла во Второй мировой войне. Язык цифр скуп… но вы все же вслушайтесь и представьте… если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 млн. минут , это 38 с лишним поминальных мгновений. Среди живых не осталось человека, который не ведал горечи потери.

Ученик:

И в День Победы, нежный и туманный,

Когда заря, как зарево, красна,

Вдовою у могилы безымянной

Хлопочет запоздалая весна.

Она с колен подняться не спешит,

Дохнет на почку и траву погладит,

И бабочку с плеча на землю ссадит,

И первый одуванчик распушит.



Ученица:

Неугасима память поколения

И память тех, кого так свято чтим.

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.


Минута молчания.


Ученик:

Войны не хотим мы нигде, никогда,

Пусть мир будет в мире везде и всегда.



Ученица:

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей –

Земле, достаточно убитых!


Учитель: Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

(на экране появляется фотография Тани и изображение дневника девочки)


Ученица: «Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января. В 3 часа дня 1942 г. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942г. Дядя Вася умер 13 апреля , в 2 часа ночи 1942г. Мама – 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942г. … Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.»


Учитель: Это написано одиннадцатилетний школьницей, которая ненамного пережила своих близких.

Наряду со взрослыми ужасы войны испытали на себе и дети. Девочка-ленинградка Таня Савичевой в блокадном городе вела дневник о горе, постигшим и ее семью. Таня Савичева также стала жертвой войны. Она умерла от дистрофии на руках медсестры и была похоронена в городе Шатки Горьковской области. В блокадном Ленинграде многие дети вели дневники для того, чтобы отвлечься и не думать о еде. (ученики зачитывают заранее приготовленные отрывки из дневников). Нам сложно даже представить как дети сходили с ума от голода.


Ученица: «Я родилась в Ленинграде, поэтому и блокада была мне предначертана судьбой. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены домов промерзали на 20-30 см. в ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня, ребенка, что это ночь (даже если это день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…

(Л.Т. Шепелева ,профессор, доктор исторических наук.)


Поведение итогов.

- что приносит война людям?

- нужна ли вам война?

- как мы должны относиться к тому что у нас есть?

- как нужно относится к ветеранам и участникам войны?








Литература:

  1. А.Гайдар «Война и дети», дневники , «Дети войны», «Война в истории моей семьи»,

  2. А.Печерская «Дети – герои Великой Отечественной Войны», С.Алексеев «Идет война народная»,

  3. М. Водопьянов «В дни войны»,

  4. Л.Воронкова «Девочка из города»,

  5. В.Воскобойников «Девятьсот дней мужества »,

  6. В. Карасева «Маленькие ленинградцы»,

  7. Ю.Яковлев «Девочки с Васильевского острова».

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ