Урок литературы на тему «В.В.Бианки «Сова»
Урок чтения
Тема: «В.В.Бианки «Сова»
Цели: создать условия для углубления знаний учащихся о природе, о взаимосвязи природы и человека, о пользе, приносимой человеку птицами; формирования умения читать произведение. Развивать навык выразительного чтения, создавать условия для развития монологической речи. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.
Оборудование: Портрет В.В.Бианки, жетоны, фигурки главных героев сказки для инсценирования, пословицы, д/и «Ромашка», ребус, скороговорка.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методические комментарии
1.Орг. момент.
Общая готовность к уроку.
Создание психоло-гической обстановки.
- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все собрались вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Глубоко вдохните и выдохните…
Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
- Какое у вас настроение будет на уроке, мы узнаем по количеству, набранных вами жетонов за правильные ответы.
- Поднять настроение предлагаю со скороговорки.
- Ребята, а для чего мы это делаем?
- Сегодня наш урок предлагаю начать со скороговорки.
- Прочитайте её. Постарайтесь запомнить.
Медведь лежит в густой тени.
Его за лапу не тяни.
Прочитайте скороговорку вслух спокойно.
Закройте глаза, повторите её.
Произнесите скороговорку без звука.
Игра «Радио» (от тихого к громкому).
Проговорите скороговорку
быстро в паре друг другу.
Игра «Кто догонит учителя».
- Для чего мы сейчас работали со скороговоркой?
Развивают речевой аппарат.
Дети читают скороговорку, стараются её запомнить.
Работают со скороговоркой
Развивают речевой аппарат.
Данное упражнение способствует созданию благоприятной рабочей обстановки в классе.
2. Актуализация
знаний учащихся.
Проверка домашнего
задания.
Приложение
№ 1
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
- Что объединяет все произведения В.В.Бианки?
- Чтобы посмотреть, как вы это произведение прочитали дома, я
предлагаю поиграть в необычную игру «Ромашка».
- Если выполните задание правильно, то прочитаете замечательные слова М.М.Пришвина.
- Прочитайте слова, которые мы с вами открыли.
- Объясните, как вы их понимаете?
- Природа- это всё то, что нас окружает: лес, небо, река, воздух, земля, животные. Охранять всё это и значит охранять свою родину. Природа помогает существовать человеку, даёт ему пищу, одежду, мебель и т.д., но и природа немыслима без человека. А, если сказать точнее, природа и человек одно неразрывно связанное целое.
- Ребята, давайте на одну секундочку вернёмся на урок «Мир вокруг нас» и ответим на вопрос: как природа и человек связаны между собой?
Ученики по очереди выходят к доске, берут по одному лепестку, на обратной стороне, которого читают вопрос, а остальные отвечают на него.
Дети читают слова на лепестках ромашки.
Дети объясняют смысл записанных слов.
Здесь используется ведущий метод постановки учебной проблемы, сообщение темы с мотивирующим приёмом. Это станет мотивацией к работе, поможет заинтересовать учащихся.
3. Этап планирования
решения задачи по
действиям.
Приложение
№ 2
- Эту взаимосвязь показал в своём произведении В.В.Бианки.
- Как называется это произведение, вы узнаете, разгадав ребус.
- Какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?
- Тема нашего урока В.В.Бианки «Сова».
- Что вы узнаете на уроке? Ребята, что вы знаете о сове?
- Кристина приготовила нам небольшое сообщение.
- Сейчас я вам прочитаю эту сказку, вы внимательно послушайте и приготовьтесь ответить на вопрос - о чём это произведение.
- Когда я буду читать текст, обратите внимание, как правильно и выразительно надо читать.
- Возьмите карандаш и отметьте непонятные слова.
Дети разгадывают ребус.
«Сова», В.В.Бианки
Ответы детей
Ученица читает сообщение о сове.
Дети отмечают в тексте непонятные слова.
Очень важно создать условия для формирования важнейшего компонента учебной деятельности, постановки учебной задачи, при решении, которой осваиваются общие способы действия в работе.
4. Этап поиска и построения способа решения учебной задачи.
Приложение
№ 3
Словарная работа
- Поднимите руки, кому понравилась сказка.
- Какой отрывок вам больше всего запомнился?
- Ребята, о чём это произведение? (Открывается на доске иллюстрация к сказке).
- В тексте вам встретились слова, значение которых, вам было непонятно. На доске записаны эти слова в два столбика. Я предлагаю поработать над ними.
- Объясните значение слов, записанных в первый столбик: хоронишься, сторонишься, раздолье, приволье, кормовистый.
- К словам второго столбика подберите близкие по смыслу слова: рыщут, бранится, грузно, утекает, худо.
- Значение каких слов было непонятно и вы с ними не работали?
Рассказывают, что они запомнили.
Дети объясняют значения слов.
Подбирают близкие по смыслу слова.
Называют слова, которые детям были непонятны.
В ходе урока используются следующие виды деятельности:
- работа с текстом
- выбор цитат
- анализ текста.
- Сейчас я предлагаю вам прочитать текст самостоятельно. Читать будете друг другу в парах.
- После чтения ответьте на вопрос: почему сова рассердилась на старика?
- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг? Покажите это на доске.
Дифференциро-
ванный подход
даёт возможность
учесть инди-
видуальные
особенности
учащихся.
Физминутка
В лесу темно,
Все спят давно.
Все птицы спят,
Летит, кричит,
Совушка-сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит!
Приложение
№ 4
- Чтобы ответить на вопрос: что же пришлось сделать старику и почему? Прочитайте текст всему классу вслух.
- Что же пришлось сделать старику? Почему?
- Как сова отнеслась к просьбе старика? Почему?
- Расскажите, как всё восстановилось в природе, и восстановите картинку на доске.
- Какая связь между совой и чаем старика?
- Нарисуйте цепочку взаимосвязи.
- Как вы думаете, чему учит это произведение?
- Очень часто писатели прячут главную мысль в пословицах. На доске рассыпались пословицы. Давайте их соберём.
- Ребята, а какую из этих пословиц вы встретили в тексте?
- Объясните её значение.
- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?
- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?
- Можно ли ему дать другое название? Какое?
- Часто художники иллюстрируют своё произведение. Посмотрите на рисунок стр. 59 .
- Как вы думаете, эта иллюстрация соответствует нашему тексту?
- Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий этой иллюстрации.
Текст читают хорошо читающие дети.
Просить прощение у совы. Корова не стала давать молоко.
Сова простила старика.
Ответы детей и работа у доски по восстановлению картины.
Ответы детей.
Рисование цепочки.
Ответы детей.
Собирают пословицы.
Зачитывают пословицу и объясняют её.
Да.
Ответы детей.
Рассматривают рисунок.
Да.
Находят и зачитывают отрывок к иллюстрации.
Значительное время на уроке уделяется поисковой деятельности учащихся, работе с текстом. Для этого предлагаются проблемные вопросы, ответы на которые опирается на знание текста.
6. Этап контроля.
- Что значит охранять природу?
- Для чего её надо охранять?
Оценивание.
Ответы детей.
Дети подсчитывают количество жетонов.
Развитие рефлексивных навыков повышает общий интеллектуальный и личностный уровень развития человека.
Рефлексируют
собственную
деятельность
на уроке.
7. Домашнее задание
Дома прочитайте сказку и попробуйте себя в роли художника. Нарисуйте рисунок к понравившемуся отрывку.
Пояснительная записка.
Урок был проведен во 2 классе, обучающихся по программе М. В. Головановой (система «Школа 2000»). В программе представлен один из вариантов литературного образования младших школьников. В соответствии с этой концепцией основное внимание уделяется формированию у детей правильного типа читательской деятельности, который представляет собой «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения, после чтения)».
В предлагаемой разработке урока показана технология работы с текстом после чтения ряда произведений с целью достижения понимания прочитанного на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста, «чтение между строк»). Для реализации поставленной цели мы предлагаем различные средства: углубленный анализ прочитанного, который связан с выделением позиции героя, его отношение к жизни.
Таким образом, мы учим читать ребенка не для взрослых, а для самого себя, т.е. учим понимать чужие мысли, заключенные в тесте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.
Данный урок способствует воспитанию у детей любви к Родине, к природе, формирует умение ориентироваться в книге и группе книг, приучаться выразительно, громко читать наизусть, с интересом слушать товарищей.
Учитель же на таком уроке отрабатывает умение вести с детьми беседу, ставить обобщённые, но в достаточной мере конкретные вопросы, на которые можно ответить, только внимательно рассмотрев книгу и прочитав нужные отрывки из текста.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ