Урок литературного чтения К. Бальмонт «Осень» И.С. Соколов-Микитов. "Листопадничек" 3 Класс
Урок литературного чтения в 3-м классе.
К. Бальмонт «Осень»
И.С. Соколов-Микитов. "Листопадничек"
УМК «Гармония» Учебник О. В. Кубасова Литературное чтение 3 класс
Цели:
Образовательная: знакомство с новым текстом; обучение правильному выразительному чтению; учить видеть и замечать прекрасное в природе, понимать окружающий мир.
Развивающая: обогащать словарный запас, развивать память, речь, мышление и воображение.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты: метапредметные и личностные результаты (УУД)
Личностные:
формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию
Познавательные:
формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте, анализировать и синтезировать прочитанное
Регулятивные:
действовать по инструкции; принимать и удерживать учебную задачу; контролировать себя при чтении; развивать навык контроля и самоконтроля; производить оценку действий своей деятельности и других учащихся
Коммуникативные:
формировать навыки учебного сотрудничества, вступать в общение, создавать высказывание
Виды деятельности:
Беседа по теме урока
Определение темы урока
Индивидуальная работа (чтение стихотворения наизусть)
Выборочное чтение (работа с источником информации)
Работа в рабочих тетрадях: копилка слов (действие по инструкции)
Хоровое чтение
Рассматривание фотографий «Родной уголок» (осень в нашем селе)
Чтение «цепочкой» (контроль и самоконтроль)
Беседа по прочитанному (проверка понимания прочитанного)
Словарная работа (обогащение словарного запаса)
Физминутка (исполнение песни «Осень наступила»)
Определение жанра произведения
Логическое задание (кто не встретился в произведении)
Работа с пословицами (подбор пословиц к произведению)
Работа по индивидуальным карточкам
Оценка своей деятельности на уроке
Рефлексия
Творческое задание на дом (задание повышенной сложности)
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, презентация по теме "Урок литературного чтения в 3 классе по теме И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек", выполненная в программе PowerPoint
Ход урока
I. Организационный момент (обращаю внимание на готовность учеников к уроку, на порядок рабочего места ученика)
2 Подготовка к восприятию (слайд2)
Предлагаю детям открыть в учебнике новый раздел с.88 и прочесть его название.
- Как называется новая тема? О каком времени года можно сказать этими словами?
Как вы понимаете смысл этих слов?
Унылая пора! Очей очарованье!...
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Эти строки были написаны поэтом А.С, Пушкиным В них раскрывается вся любовь поэта к русской природе, к осенней пышной и торжественной красоте, ее жизнеутверждающей силе. Он признается, что осень — его любимая пора. Действительно, как можно не любить осень? Во всей природе чувствуется покой и умиротворение: летняя жара уже спала, но солнце светит все еще ярко, глаз радуют золотистые и багряные оттенки листвы. И тоскливые монотонные дожди, мрачные тучи, сырой промозглый ветер не могут затмить строгую красоту этой поры. Как много чувства вкладывает поэт в изображение природы поздней осенью: чем яснее мы ощущаем приближение зимы, тем больше ценим последние погожие дни, лучи солнца, шелест листвы под ногами. Скоро природа погрузится в долгий зимний сон, но пока еще листает своей прощальной красотой.
Можете назвать тему урока? (Осень). Да сегодня мы расширим свои знания об этом замечательном времени года.
Об осени писали многие поэты и писатели. К.Д.Бальмонт много путешествовал. И переехав жить во Францию, постоянно тосковал по родине, по родной природе, он гордился тем, что он русский человек и считал великим счастьем услышать на чужбине русскую речь. Послушайте одно из его стихотворений «Осень»
(Рассказывает подготовившийся заранее ученик)
Оцените как прочитал стихотворение Женя. (дети оценивают)
Что вызвало у вас это стихотворение?
Найдите в рабочей тетради с.250 в копилке слов те слова, что можно отнести к стихотворению, выражающие настроение (грусть, огорчение, тоска, печаль)
3Чтение стихотворения «Осень» и работа над содержанием
Перечитайте стихотворение и найдите строчки, показывающие на настроение поэта.
Найдите фрагмент стихотворения, где о природе поэт говорит как о живом существе (приём олицетворения) для чего поэт использует олицетворение?
Как вы понимаете слово «благовонье»? Благовоние – это сложное слово, образовавшееся из сочетания «благая вонь». В старину слово «вонь» означало запах, а «благая вонь» - приятный запах.. Поэт пишет, что нет в цветах благовонья, нет приятного запаха, поэтому и тоска наплывает. Это одно из сложных слов русского языка. (разбор слова по составу)
4 Хоровое чтение стихотворения.
Дома выучите стихотворение наизусть. (слайды 3-4)
Осень пришла и в наш родной уголок. (рассматриваем фото осенних деревьев у школы, ДК). Любуемся их красотой. После уроков в свободное время, когда будете отдыхать полюбуйтесь на красоту вокруг себя. Найдите самый красивый на ваш взгляд осенний листок и принесите на следующий урок.
5Знакомство с произведением Соколова – Микитова «Листопадничек» (слайды 5-6)
Как вы думаете, о чём пойдёт речь в следующем произведении? Почему зайчиков называют листопадничками?
а) Чтение рассказа «цепочкой» (1 часть)
б) Словарная работа Как вы понимаете выражение «долговязые журавли»? (на высоких ногах, неуклюжие)
в)Вопросы по прочитанной части рассказа:
Что нового узнали из прочитанной части? Как готовятся к зиме животные? Что беспокоило зайчат? Почему листопадничек решил бежать в тёплые края?
6Физминутка (слайд7)
г) Чтение 2 части (слайд 8-9)
д)Вопросы после чтения: Куда попал листопадничек? Что можно сказать о бобрах? Какой чертой характера отличались бобры? Что должен был делать зайчик в бобровой хатке?
е) Выбор пословицы к произведению Прочитайте пословицы. (Пословицы записаны на доске) Где кто родится, там и пригодится. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Грустно Афонюшке на чужой сторонушке. Чужая сторона прибавит ума. Назовите ту пословицу, которая наиболее подходит к произведению Соколова- Микитова «Листопадничек». Чему учит это произведение?
(Слайд10) Кто не встретился в сказке «Листопадничек»? (выдра) А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают хатку бобров? В том числе и выдры
7 Самостоятельная работа по карточкам
Задание: расставь под картинками цифры по порядку как появлялись животные в произведении? (Фронтальная проверка с помощью интерактивной доски)
Оценка своих действий (самооценка с помощью сигналов-оценок: 5,4,3,2)
8 Домашнее задание
-выучить стихотворение «Осень» К. Бальмонт (с. 88)
-принести красивый осенний листок
- придумай счастливый конец для этой истории (по желанию) (с. 93)
8 Итог урока
Рефлексия Что нового узнали на уроке?
Самооценка. (Учащиеся приклеивают к дереву листочки разных цветов. Красный – если на уроке всё было интересно, понятно и много узнал нового, работал активно весь урок; жёлтый – урок в общем понравился, было интересно, работал хорошо; зелёный – на уроке что-то осталось непонятым, работал не в меру своих возможностей)
Оценка учителем действий учащихся на уроке
Аспектный самоанализ урока литературного чтения
в 3-м классе.
Аспект: Формирование общеучебных умений и навыков школьников
Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся
Ф.И.О. учитель Чернышенко Наталья Аверьяновна
Предмет Литературное чтение
Дата _02.10.2013г.
Тема урока К. Бальмонт «Осень» И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек"
УМК «Гармония» Учебник О. В. Кубасова Литературное чтение 3 класс
Цели:
Образовательная: знакомство с новым текстом; обучение правильному выразительному чтению; учить видеть и замечать прекрасное в природе, понимать окружающий мир.
Развивающая: развивать познавательную активность; обогащать словарный запас, развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание; эмоции;
- развивать навык самооценивания, взаимооценивания с помощью сигналов с оценками,
Воспитательная: воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
Коррекционные:
- корректировать устную речь учащихся.
Здоровьесберегающие:
- создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность;
- следить за позой учащихся во время работы за партой.
Тип урока: изученного нового материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский.
Формы работы:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- исследование;
- самостоятельная;
- оценка и самооценка
Планируемые результаты: метапредметные и личностные результаты (УУД)
Личностные:
формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, видеть и замечать прекрасное в природе, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию
Познавательные:
формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте, анализировать и синтезировать прочитанное
Регулятивные:
определять тему урока; действовать по инструкции; принимать и удерживать учебную задачу; контролировать себя при чтении; развивать навык контроля и самоконтроля; производить оценку действий своей деятельности и других учащихся
Коммуникативные:
формировать навыки учебного сотрудничества, вступать в общение, создавать высказывание
Виды деятельности:
Беседа по теме урока
Определение темы урока
Индивидуальная работа (чтение стихотворения наизусть)
Выборочное чтение (работа с источником информации)
Работа в рабочих тетрадях: копилка слов (действие по инструкции)
Хоровое чтение
Рассматривание фотографий «Родной уголок» (осень в нашем селе)
Чтение «цепочкой» (контроль и самоконтроль)
Беседа по прочитанному (проверка понимания прочитанного)
Словарная работа (обогащение словарного запаса)
Физминутка (исполнение песни «Осень наступила»)
Определение жанра произведения
Логическое задание (кто не встретился в произведении)
Работа с пословицами (подбор пословиц к произведению)
Работа по индивидуальным карточкам
Оценка своей деятельности на уроке
Рефлексия
Творческое задание на дом
Введение в анализ урока
Урок дан в соответствии с тематическим планированием.
Тема изученного нового материала, предполагает привлечение богатого иллюстративного материала.
Использование компьютерной презентации оправданно.
Роль компьютера на уроке
Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока
Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися
Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.
Программа наблюдения:
1. Организационный момент.
+ психологический настрой организовал учащихся, дал положительный настрой на урок
2. Введение в тему
+ с помощью представленных на экране названия раздела, фотоматериала - картины природы, декламирования учителем отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье…» учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока активизирует деятельность учащихся на уроке
3.
+ закрепляет полученные знания
+ активизирует внимание
+ активизирует деятельность ученика на уроке
4.
+развивает логическое мышление учащихся
+прививает интерес к урокам математики
5.
+умение работать в паре, сотрудничество +развитие оперативной памяти +развитие зрительной памяти
6. Минуты отдыха
+ здоровьесбережение
7.
8. Работа с числовым рядом
+умение выбрать правильный ответ
9. Работа с таблицами
+быстрота выполнения задания +глубина знаний и умений
10. Техника безопасности
+ здоровьесбережение
11. Самостоятельная работа
+ расширение и углубление знаний по предмету
12. «Волшебные» линеечки,
дерево мудрости
+ развитие самооценки и взаимооценки
+реализация межпредметных связей
13. Рефлексия урока: отзыв об уроке
Доволен ли ты как прошёл урок?
Да - 100 % учащихся
-было ли тебе интересно?
Да - 95%
-сумел ли ты закрепить свои знания?
Да - 100%
- сумел ли ты показать свои знания
Да - 90%
Вывод: учителю в ходе всего урока удалось систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки, что говорит о его профессионализме и мастерстве.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ