УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ – 3 КЛАСС "Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»"
Автор: Демешкина Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов,
МКОУ «Троицкая СОШ №5»,
Свердловской области,
Талицкого района
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ – 3 КЛАСС
(УМК «Школа России»)
Тема: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
Цель: познакомить с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Задачи:
1. Развивать навыки выразительного чтения и умения находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя;
совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки;
учить понимать эмоциональное состояние героя и эмоциональный настрой произведения; пополнять словарный запас.
2.Развивать умение самостоятельно работать с текстом;
развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное; учить высказывать и отстаивать свою точку зрения.
3.Воспитывать интерес к чтению; доброе отношение ко всему живому, положительные черты характера.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация(В презентацию вставлена физкультминутка для глаз Галкиной Инны Анатольевны, учителя начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области)
Приёмы ТРКМ: 1. Дерево предсказаний
2. Шесть шляп
3.Синквейн
Структура:
I. Стадия вызова
1. Орг. момент (психологический настрой)
2. Приём «Дерево предсказаний»
II. Смысловая стадия
1. Работа над содержанием сказки
2. Приём «Шесть шляп»
III. Стадия Рефлексия
1. Возврат к « Дереву предсказаний»
2.Написание « Синквейна»
Формы работы: 1.Фронтальная
2. Индивидуальная
3. Групповая
4. Работа в парах
Ход урока:
Организационный момент.
I.Стадия вызова
2 слайд
Сегодня мы познакомимся с творчеством Д.Н.Мамина – Сибиряка.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк - родился 25 октября 1852 года в Висимо-Шайтанском посёлке Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование. В 1892 году умерла жена, оставив писателю тяжелобольную дочь - Аленушку. Дмитрий Наркисович стал сочинять сказки для больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. Впоследствии, кому-то из друзей пришла в голову мысль издать эти сказки. Так появилась книга «Алёнушкины сказки» Каждая сказка- это своеобразный урок. В центре «Аленушкиных сказок» - животные, рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется.
3,4 слайд
Отгадайте загадки:
Злой и страшный серый зверь,
Водится в лесу теперь,
Всех зайчат перепугал,
Также белок разогнал,
Но он бедный и голодный,
Хоть и страшный и проворный.
5, 6 слайды
Ушки вечно на макушке,
Притаился на опушке.
Чуть передохну с дороги,
Подустали мои ноги.
Волка нет, лисы не видно,
Трусом все зовут, обидно,
Ведь прыгуч я, словно мячик,
Знамо дело, я ведь — …
7 слайд
Сообщение темы урока.
Давайте попробуем сформулировать цели урока, используя слова: Узнать.., Учиться…, Определять…, Развивать… ,Оценивать поступки
- Можно ли по названию сказки определить главного героя?
- Какие обычно бывают зайцы в сказках?
- А может ли заяц стать храбрым? (проблемный вопрос)
8 слайд
Дерево предсказаний
- Подумайте, как будут разворачиваться события в сказке?
1 версия (возможно)
2 версия (вероятно)
Смысловая стадия
9 слайд
Послушайте сказку и приготовьтесь ответить на вопросы:
Понравилась ли вам сказка?
Чем понравилась?
Самостоятельно перечитайте сказку и найдите отрывок к иллюстрации в учебнике.
10 слайд
Словарная работа
обессилел
тут как тут
кубарем
задал стрекача
11 слайд (интерактивная доска)
Найди верное объяснение:
Душа в пятки Не отстаёт
Готов выскочить из собственной кожи Не мог говорить от страха
Язык точно примёрз Старался изо всех сил
Гонится по пятам Сильно испугался
12 слайд
Физкультминутка
Работа над содержанием сказки:
- Каким заяц изображён в начале сказки?
-Зачитайте, как хвастался заяц?
- Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы?
- Почему волк решил съесть смельчака?
- Расскажите, что показалось волку и зайцу, когда они побежали в разные стороны?
- Где нашли нашего героя зайцы?
- Почему заяц почувствовал себя опять храбрецом?
13 слайд (работа в парах)
Запишите опорные слова к сказке
14слайд
Приём «Шесть шляп» (групповая работа)
Красная шляпа – Какие у вас возникали чувства во время чтения сказки?
Жёлтая шляпа - Отметить всё хорошее о зайце
Чёрная шляпа - Какие недостатки были у зайца?
Зелёная шляпа – Что бы вы сделали, если бы очутились на месте зайца?
Белая шляпа – Какую информацию узнали о жизни волка и зайцев в лесу?
Синяя шляпа - Что произойдёт дальше?
III.Рефлексия
15 слайд
Написание Синквейнов
1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительное). Заяц
2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.
5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
16. слайд
Дерево предсказаний
- Чья версия оказалась верной?
-Может ли трусливый заяц стать храбрым?
- Чему учит эта сказка?
17 слайд
Итог урока:
Самоанализ:
Было интересно …
Я понял, что …
Мне захотелось …
Урок дал мне для жизни …
Трудно было …
Я научился …
Я смог…
18 слайд
Домашнее задание: приготовить пересказ от имени зайца.
19,20 слайды
Источники информации:
Биография Д.Н.Мамина - Сибиряка
Загадки про волка
Загадки о зайце
4.Заир-Бек С., Муштавинская И. «Развитие критического мышления на уроке.» Пособие для учителя. – М.,2004.
5.http://lib.1september.ru/2004/22/13.htm Групповые и парные формы работы
6. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ