Урок литературного чтения в 4 классе «О доблестях, о подвигах, о славе». Былины «Добрыня и Змей»
МБОУ «Полевской лицей»
деревня Полевая Курского района Курской области
Урок литературного чтения
в 4 классе
по учебнику О.В. Кубасовой «Любимые страницы» УМК «Гармония»
Подготовила
учитель начальных классов
Шестопалова Татьяна Сергеевна
Д. Полевая
2013
Тема:
«О доблестях, о подвигах, о славе».
Былины «Добрыня и Змей»
Цели: педагогическая: создание условий для понятия былинного сказа, как жанра устного народного творчества;
ученическая: познакомиться с былинами и былинными героями, научиться читать эти произведения;
Задачи:
Обучающие: формирования полноценного восприятия былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствование навыка чтения.
Развивающие: развивать связную речь, воображение, мышление.
Воспитательные: воспитывать интерес к урокам литературного чтения,
воспитывать чувства сострадания, сопереживания и милосердия.
Воспитывать нравственные качества на примере былинного героя
Универсальные учебные действия (УУД метапредметные)
Личностные: самостоятельное определение и высказывание общих правил поведения.
Регулятивные: формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками, оценка своей работы, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений.
Познавательные: формулирование своих высказываний, ориентировка в словаре, учебнике, работа с репродукциями картин, прослушивание сообщения о гуслях, чтение былинного сказа.
Коммуникативные: построение речевого высказывания, умение работать в паре, умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других.
Техническое обеспечение
Мультимедийный проектор;
Презентация.
Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, люди славные. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
Проверка домашнего задания
Подготовка к восприятию.
На экране появляется поговорка: «Славна богатырями земля русская». (Слайд1 ) Презентация
- Что записано на доске?
- Что такое поговорка? Какие еще виды устного народного творчества знаете?
- Послушайте мою загадку: (Слайд 2)
Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит.
(Богатырь)
- Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)
- Так, значит, о ком у нас пойдёт речь? (Слайд 3-4 )
Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан - моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.
(читает ученик)
Вспомните, происхождение и значение слова «богатырь»
Работа со словарем
Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Халимов Руслан и Бодор Лиза поработают со словарем Ожегова.
Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек. –
-А мы попробуем подобрать слова, близкие по смыслу.
Силач, воин, защитник, витязь
Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
- Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
- Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)
-Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?
- А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?
- В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
- Что такое былина? (Слайд 5)
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название
- Откройте оглавление и прочитайте названия произведений, которые включены в этот раздел.
- О чем будут эти произведения? (О воинах, о подвигах которые они совершали)
- А события, описанные в этих произведениях , к каким временам относятся? (К древним временам)
- Давайте посмотрим какое оружие и доспехи были у древних воинов (Слайд 6)
IV. Работа по теме урока.
Рассказ подготовленного ученика.
Наши предки - земледельцы, скотоводы, охотники вели жизнь полную опасностей и невзгод. Бывали наводнения, засухи, морозы. Но самым ужасным испытанием были воинственные набеги соседних народов. Враги разоряли селения, забирали в плен женщин и детей. Это вызывало у людей глубокие переживания и певцы из народа слагали героические песни о могучих, бесстрашных защитниках русской земли
- Былины раньше пелись. Сказители- гусляры владели 1-2 мелодиями в сопровождении которых они исполняли все известные им былины. (Слайд 7)
Рассказ про гусли (Слайд 8 )
В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса
В наиболее старинных славянских памятниках слово "гусли" иногда упоминается для обозначения инструментов вообще. В других случаях под именем гуслей подразумеваются струнные инструменты в отличие от духовых и ударных.
Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они "яворчатые" или чаще "яровчатые". Нет основания предполагать, что число струн на древних славянских гуслях было постоянно. Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI - XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см. Звучание гуслей Приложение 1
2. Рассказ подготовленного ученика.
Слова «былина» раньше не было, а богатырские песни, рассказывающие о преданиях старины глубокой. Назывались старинами, старичками. Позднее появилось слово «былина» (с ударением на последний слог), что означало «быль», т.е. правдивое повествование.
Раньше в исполнении гусляров, народных сказителей былины звучали не так, как сейчас – напевно, ритмично, с древнерусскими словами, которые нам уже непонятны. Мы познакомимся с былинами, которые пересказаны для нас привычным современным языком.
3. Чтение вступительной статьи.
Дети читают самостоятельно.
Беседа по содержанию.
- Что такое былина? (Былина – это древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков)
(Слайд 9 )
- Содержат ли былины вымысел или все что в них изложено реально? (В былине можно найти много исторических примет, и все же былины – это не исторический документ, а произведения искусства, в которых имеется поэтический вымысел. Для былин важна не столько правда отдельного факта, события, сколько правда жизни).
4. Слово учителя.
-Прочитайте, как называется первая былина, с которой мы сегодня познакомимся? (Добрыня и Змей)
(Слайд 10-14 )
- Былины о Добрыне имеют более раннее происхождение, чем былины об Илье Муромце, но и те, и другие связаны с периодом борьбы нашего народа с татарским нашествием.
Былины переносят нас в совершенно необычный, особенный мир, но, несмотря на значительную долю фантастики, в них отразились подлинные исторические события, которые приобрели сказочный характер только с течением времени.
В былинах вполне достоверно изображена Русская земля
Обычно действие происходит возле Киева – исторического центра России, а герои былин своим происхождением связаны с исконно русскими городами. (Слайд15)
Демонстрация картины Виктора Васнецова «Богатыри» (Слайд16)
— Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?
— Как выглядят богатыри?
— Подумайте, кто из богатырей старший на заставе?
Как определили?
— Что можно сказать о каждом из богатырей по тому, как
они изображены художником?
Физкультминутка (под С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво») (Приложение 2)
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
5. Словарная работа
(Слайд 17)
ПА.ЛИЦА — старинное оружие — тяжелая дубинка с утолщенным концом;
ПА.РОБОК — на Украине юноша, парень, одно из значений — оруженосец;
КУ.РЕВА — «пыльная курева» — имеется в виду облако пыли,
похожее на облако дыма, возникшее от курения;
ПРИУМА.ЯЛСЯ — притомился, устал;
ОЩЕРИТЬСЯ — оскалиться, угрожающе показать зубы;
ПОРЕШИТЬ — кончить, убить;
ДОРОДНЫЙ — рослый, крупный, полный;
ВЕЛИЧАТЬ ПО ИЗОТЧИНЕ — называть по отчеству, по отцу;
ЧА.РА — то же, что чарка — небольшой сосуд для питья вина;
ШПЕНЕЧКИ — небольшие шипы, стержни;
СТОЛЬНЫЙ ГРАД — столичный город, столица;
УЧУЯТЬ — почувствовать.
Начало былины читает учитель, затем она читается детьми вслух относительно законченными по смыслу частями. Все, что непонятно, тут же, по ходу работы, поясняется учителем
Работа с иллюстрацией учебника.
— Что здесь изображено? Где происходит действие? (Это княжеские белокаменные палаты).
— Что здесь происходит? (Идет пир, князь беседует с Добрыней.)
— Как зовут князя? (Князь Владимир).
— Где он нарисован? Покажите.
— Как вы догадались, что именно это и есть князь?
— С кем он разговаривает?
— Прочитайте разговор князя с Добрыней.
После этого былина читается дальше.
После чтения слов «...а от меньшого и ответа нет» учитель может задать уточняющий вопрос:
— Почему все молчат? (Боятся.)
V. Закрепление изученного материала.
- С каким новым жанром мы познакомились сегодня на уроке? (Былины)
- Какова главная идея былины?
- Что такое былина?
- Каких былинных героев знаете?
- Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)
- Чему учит нас былина? (любить свою родину, защищать её, быть добрым)
VI. Итог урока. Рефлексия.
- На уроке я узнал…..
- Мне было….
- Хотелось бы похвалить…
- Свою работу оцениваю как….
- на следующем уроке хотелось бы узнать…..
VII. Домашнее задание.
Перечитать былину, читать другие былины про русских богатырей.
Литература:
Учебник О. В. Кубасова «Любимые страницы» 1 часть, Смоленск «Ассоциация XXI век» 2013
Рабочая тетрадь к учебнику Литературного чтения
«Толко́вый слова́рь ру́сского языка́» — однотомный нормативный словарь русского языка, созданный С. И. Ожеговым на основе «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ