Внеклассное занятие по литературе "Пословица-всем делам помощница" 3 класс
Познавательно – развлекательное занятие
«Пословица – всем делам помощница»
Цель занятия: познакомить с пословицами и поговорками, учить составлять пословицы, рисовать иллюстрации к пословицам, выполнять тестовые задания, проводить игры и занимательные задания с пословицами.
Ведущий: Красив русский язык! Кто не восхищался и не восхищается величием и богатством нашего родного языка. Он мелодично звучит на просторах нашей Родины. Это богатый сильный, выразительный и музыкальный язык русского народа.
- А что украшает нашу речь? (Пословицы и поговорки)
- Сегодня наш разговор о пословицах и поговорках. (Ведущий вешает на доску плакат «Пословица – всем делам помощница») (слайд 1)
- Кто изображен на портрете?
Владимир Иванович Даль (1801-1872) был образованным и трудолюбивым человеком. Он закончил Петербургский морской корпус, а затем — Дерптский университет, получив диплом врача. Однако основным делом его жизни стала литературная деятельность. Он вошел в историю мировой культуры как составитель «Словаря живого великорусского языка».
Словарь Даля, как его стали сокращенно называть уже современники, впервые отразил богатство и красоту разговорного народного языка.
Каждому слову Даль давал объяснение и иллюстрировал его употребление пословицами или поговорками.
Кроме этого, Даль создал множество литературных произведений: сказок, рассказов, очерков и повестей. Полное собрание сочинений Даля составляет 10 объемных томов. Его произведения написаны таким живым и увлекательным языком, что их легко читают дети любого возраста.
Деятельность Даля по созданию словаря при его жизни получила общественное признание: он был удостоен Ломоносовской премии и большой золотой медали Российского географического общества. В 1868 году Даль был избран почетным академиком.
Мы начинаем конкурсную программу
«Пословица – всем делам помощница»
1 КОНКУРС - ВИЗИТКА
Команда «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»
Из терема выходят две девочки. Одна из них Ульяна. Она садится на завалинку, зевает, начинает дремать.
Регина: Проснулась Ульяна не поздно не рано.
До обеда проспала, да обедать стала. Наелась, поклонилась да опять повалилась.
Матушка:(Выглядывает из окна). Ульяна, сходи за водицей на речку!
Ульяна: Да лень мне, дрёма одолела.
Регина: Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив.
Матушка: (Из терема). Ульяна, иди киселя хлебать!
Ульяна: (Поднuмаясь). Раз матушка велит - надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте! (Уходит в терем).
Группа на завалинке (запевает): Хорошо лентяю жить, совсем не о чем тужить. ОН избы не прибирает, как испечь калач не знает. С зарёй рано не встаёт, с косой в поле не идёт.
А уж как за стол идти, ложку знает где найти.
Ульяна: (Высовывается из окна). Ой-ой! Не надо про меня петь.
Все: (Хором). Хочешь есть калачи - не сиди на печи
Команда «Кончил дело – гуляй смело!
Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко.
Солнышко: Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик: Нет, ясное солнышко, нет.
Теперь мне гулянье не впрок,
Дай прежде окончу урок!
Птичка: Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик: Нет, милая, гулянье не впрок,
Дай прежде окончу урок!
Кошка: Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик: Нет, кисонька, нет.
Теперь гулянье не впрок,
Дай прежде окончу урок!
(Наконец урок окончен, мальчик убирает книги, тетради в портфель, встает из-за стола.)
Мальчик: Ну-ка, кто меня манил?
Все: Кончил дело?
Мальчик: Да!
Все: Гуляй смело!
- А кто из вас знает, что такое пословица?
2 КОНКУРС «Расскажи» (конкурс капитанов) (слайд 2)
Альбина: Пословица – народная мудрость, где есть порицание или совет. Пословицы появились давно .Люди много наблюдали жизнь, составляли краткие выразительные изречения, которые легко запоминались. В пословицах выражались взгляды нашего народа на жизнь, его любовь к Родине, высокое сознание долга, правдивость и честность, верность в дружбе, уважение к науке и труду.
Кристина: Пословицы - краткие народные изречения с назидательным содержанием, народные афоризмы. У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.
3 КОНКУРС «Назови правильно пословицу» (слайд 3)
Пословица тебя мы знаем, но не такою ты была….!
Неужто, буква озорная, вновь чьё – то место заняла?
Два сапога - тара (пара).
Ус - хорошо, а два – лучше (ум).
Мы сами с умами (усами).
Первый клин комом (блин).
Сашу маслом не испортишь (кашу).
Не сиди сложа брюки, не будет и скуки (руки).
Ведущий: (слайд 4) В пословицах беспощадно высмеивали предателей и трусов, льстецов и болтунов, лентяев и хвастунов. Пословицы украшают живую речь, делают её меткой и убедительной. Их создавали во все времена, часть их отмирала, остальные сохранились в живой речи народа. Много пословиц было создано в нашу эпоху о Родине.
- Как называется наша Родина? (Отчизна, мать, Казахстан, Отечество, родной край,
отчий дом)
4 Конкурс «Перепутаница» (слайд 5)
- Собери части пословиц о Родине.
За Родину - мать
не сходи.
С родной земли – умри -
сумей постоять.
Кто за Родину – горой,
и в горсти мила.
Своя земля
тот истинный герой.
Родина любимая,
и весна не красна.
На чужой стороне
словно мать родимая.
Где кто родится,
Родине служить.
Жить -
там и пригодится.
(Ответы: За Родину - мать сумей постоять. С родной земли – умри - не сходи. Кто за Родину – горой, тот истинный герой. Своя земля и в горсти мила. Родина любимая, словно мать родимая. На чужой стороне и весна не красна. Где кто родится, и весна не красна. Где кто родится, там и пригодится. Жить - Родине служить.)
Ведущий: - А как вы понимаете последнюю пословицу? (Нужно много учиться, работать, чтобы быть полезным своей стране).
5 Конкурс « Продолжи пословицу» (слайд 6)
Труд человека кормит, а лень… портит.
Скучен день до вечера, коли делать… нечего.
Маленькое дело лучше большого… безделья.
Терпение и труд всё… перетрут.
Без труда не вынешь и рыбку из… пруда.
Не сиди сложа руки, не будет и… скуки.
Ведущий: К пословицам можно нарисовать рисунки. Давайте попробуем определить, какая пословица подходит к этому рисунку? (слайд 7 – 8)
6 КОНКУРС «Нарисуй пословицу!»
(Ведущий даёт участникам ватманы и фломастеры и предлагает нарисовать пословицу)
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Рот до ушей, хоть завязочки пришей.
Ведущий: В пословицах очень часто используют числа. Давайте вспомним эти пословицы.
- ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «СКОЛЬКО?» (слайд 9)
(слайд 10)
Ведущий: - А сейчас посмотрим сказку К.Д.Ушинского «Лиса и Журавль»
(слайд 11)
Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
- Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
- Какая пословица подойдёт к сказке? (Как аукнулось, так и откликнулось.)
7 КОНКУРС «Выбери правильный ответ» (слайд 12)
Ложь человека не …
А) красит Б) не рисует В) не пишет
Труд кормит и…
А) одевает Б) раздевает В) покупает
Не имей сто рублей, а имей…
А) два мерседеса Б) сто друзей В) тысячу коней
Куда иголка, туда…
А) и нитка Б) и портной В) и платье
Ведущий Вспомните русскую народную сказку «Петушок – золотой гребешок».
(слайд 13)
- О чём это произведение? (О дружбе, товариществе)
8 КОНКУРС «Вставь частицу «не» в пословицы!» ( слайд 14)
Дружба крепка…лестью, а правдой и честью.
Семеро одного… ждут.
Близок локоток, да…укусишь.
Из чёрного пса… сделаешь белой собаки.
… имей сто рублей, а имей сто друзей.
…узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
Ведущий: А сейчас послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Друзья – товарищи.»
День стоял веселый
Раннею весной.
Шли мы после школы -
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, -
Шли куда попало
В первый теплый день.
Шли куда попало -
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Весело расстались -
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять!
- О каких хороших качествах двух друзей говорится в этом стихотворении?
(О взаимовыручке, дружбе, уважении, общих интересах…)
- Какой дорогой нам нужно идти по жизни?
Песня «Дорогою добра»
9 КОНКУРС «Кто больше?»
Учащимся двух команд предлагается назвать пословицы о дружбе, кто больше?
(слайд 15)
(Ответы: Старый друг лучше новых двух. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Будь сам верным другом, и тебе помогут в беде и др.)
10 КОНКУРС «Составь пословицу!» (слайд 16)
Из пары слов нужно составить пословицы.
Дело – смело. Дело – мастер.
Живи – учись. Труда – пруда.
(Ответы: За правое дело стой смело. Дело мастера боится. Век живи – век учись. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)
Ведущий: В пословицах часто сравнивали хорошее с плохим, чёрное с белым, отрицательное и положительное.
11КОНКУРС «Подбери антонимы» (слайд 17)
Речь хороша короткая, а верёвка - … длинная.
Болен – лечись, а … - берегись. здоров
Родная сторона – мать, а чужая -… мачеха.
У спорого кузнеца руки чёрные, да хлеб - … белый.
- подведение итогов
Ведущий: - С чем мы познакомились на занятии? Какие пословицы вам больше всего запомнились? Какие узнали впервые? (слайд 18)
Пословица недаром молвится,
Без них прожить никак нельзя!
Они – великие помощницы,
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему – то поучают, и от беды нас берегут.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ