Внеклассное занятие по литературе "Пословица-всем делам помощница" 3 класс

Познавательно – развлекательное занятие

«Пословица – всем делам помощница»

Цель занятия: познакомить с пословицами и поговорками, учить составлять пословицы, рисовать иллюстрации к пословицам, выполнять тестовые задания, проводить игры и занимательные задания с пословицами.

Ведущий: Красив русский язык! Кто не восхищался и не восхищается величием и богатством нашего родного языка. Он мелодично звучит на просторах нашей Родины. Это богатый сильный, выразительный и музыкальный язык русского народа.

- А что украшает нашу речь? (Пословицы и поговорки)

- Сегодня наш разговор о пословицах и поговорках. (Ведущий вешает на доску плакат «Пословица – всем делам помощница») (слайд 1)

- Кто изображен на портрете?

Владимир Иванович Даль (1801-1872) был образованным и трудолюбивым человеком. Он закончил Петербургский морской корпус, а затем — Дерптский университет, получив диплом врача. Однако основным делом его жизни стала литературная деятельность. Он вошел в историю мировой культуры как составитель «Словаря живого великорусского языка».

Словарь Даля, как его стали сокращенно называть уже современники, впервые отразил богатство и красоту разговорного народного языка.

Каждому слову Даль давал объяснение и иллюстрировал его употребление пословицами или поговорками.

Кроме этого, Даль создал множество литературных произведений: сказок, рассказов, очерков и повестей. Полное собрание сочинений Даля составляет 10 объемных томов. Его произведения написаны таким живым и увлекательным языком, что их легко читают дети любого возраста.

Деятельность Даля по созданию словаря при его жизни получила общественное признание: он был удостоен Ломоносовской премии и большой золотой медали Российского географического общества. В 1868 году Даль был избран почетным академиком.

Мы начинаем конкурсную программу

«Пословица – всем делам помощница»


1 КОНКУРС - ВИЗИТКА

Команда «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»


Из терема выходят две девочки. Одна из них Ульяна. Она садится на завалинку, зевает, начинает дремать.


Регина: Проснулась Ульяна не поздно не рано.


До обеда проспала, да обедать стала. Наелась, поклонилась да опять повалилась.


Матушка:(Выглядывает из окна). Ульяна, сходи за водицей на речку!


Ульяна: Да лень мне, дрёма одолела.


Регина: Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив.


Матушка: (Из терема). Ульяна, иди киселя хлебать!


Ульяна: (Поднuмаясь). Раз матушка велит - надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте! (Уходит в терем).

Группа на завалинке (запевает): Хорошо лентяю жить, совсем не о чем тужить. ОН избы не прибирает, как испечь калач не знает. С зарёй рано не встаёт, с косой в поле не идёт.

А уж как за стол идти, ложку знает где найти.


Ульяна: (Высовывается из окна). Ой-ой! Не надо про меня петь.

Все: (Хором). Хочешь есть калачи - не сиди на печи


Команда «Кончил дело – гуляй смело!

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко.

Солнышко: Не довольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Мальчик: Нет, ясное солнышко, нет.

Теперь мне гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Птичка: Не довольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Мальчик: Нет, милая, гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Кошка: Не довольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Мальчик: Нет, кисонька, нет.

Теперь гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

(Наконец урок окончен, мальчик убирает книги, тетради в портфель, встает из-за стола.)

Мальчик: Ну-ка, кто меня манил?

Все: Кончил дело?

Мальчик: Да!

Все: Гуляй смело!

- А кто из вас знает, что такое пословица?

2 КОНКУРС «Расскажи» (конкурс капитанов) (слайд 2)

Альбина: Пословица – народная мудрость, где есть порицание или совет. Пословицы появились давно .Люди много наблюдали жизнь, составляли краткие выразительные изречения, которые легко запоминались. В пословицах выражались взгляды нашего народа на жизнь, его любовь к Родине, высокое сознание долга, правдивость и честность, верность в дружбе, уважение к науке и труду.

Кристина: Пословицы - краткие народные изречения с назидательным содержанием, народные афоризмы. У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.

3 КОНКУРС «Назови правильно пословицу» (слайд 3)

Пословица тебя мы знаем, но не такою ты была….!

Неужто, буква озорная, вновь чьё – то место заняла?

Два сапога - тара (пара).

Ус - хорошо, а два – лучше (ум).

Мы сами с умами (усами).

Первый клин комом (блин).

Сашу маслом не испортишь (кашу).

Не сиди сложа брюки, не будет и скуки (руки).

Ведущий: (слайд 4) В пословицах беспощадно высмеивали предателей и трусов, льстецов и болтунов, лентяев и хвастунов. Пословицы украшают живую речь, делают её меткой и убедительной. Их создавали во все времена, часть их отмирала, остальные сохранились в живой речи народа. Много пословиц было создано в нашу эпоху о Родине.

- Как называется наша Родина? (Отчизна, мать, Казахстан, Отечество, родной край,

отчий дом)

4 Конкурс «Перепутаница» (слайд 5)

- Собери части пословиц о Родине.

За Родину - мать

не сходи.

С родной земли – умри -

сумей постоять.

Кто за Родину – горой,

и в горсти мила.

Своя земля

тот истинный герой.

Родина любимая,

и весна не красна.

На чужой стороне

словно мать родимая.

Где кто родится,

Родине служить.

Жить -

там и пригодится.



(Ответы: За Родину - мать сумей постоять. С родной земли – умри - не сходи. Кто за Родину – горой, тот истинный герой. Своя земля и в горсти мила. Родина любимая, словно мать родимая. На чужой стороне и весна не красна. Где кто родится, и весна не красна. Где кто родится, там и пригодится. Жить - Родине служить.)

Ведущий: - А как вы понимаете последнюю пословицу? (Нужно много учиться, работать, чтобы быть полезным своей стране).

5 Конкурс « Продолжи пословицу» (слайд 6)

Труд человека кормит, а лень… портит.

Скучен день до вечера, коли делать… нечего.

Маленькое дело лучше большого… безделья.

Терпение и труд всё… перетрут.

Без труда не вынешь и рыбку из… пруда.

Не сиди сложа руки, не будет и… скуки.

Ведущий: К пословицам можно нарисовать рисунки. Давайте попробуем определить, какая пословица подходит к этому рисунку? (слайд 7 – 8)

6 КОНКУРС «Нарисуй пословицу!»

(Ведущий даёт участникам ватманы и фломастеры и предлагает нарисовать пословицу)

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Рот до ушей, хоть завязочки пришей.

Ведущий: В пословицах очень часто используют числа. Давайте вспомним эти пословицы.

- ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «СКОЛЬКО?» (слайд 9)

(слайд 10)

Ведущий: - А сейчас посмотрим сказку К.Д.Ушинского «Лиса и Журавль»

(слайд 11)

Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.

Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

- Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:

- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает:

- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

- Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала.

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

- Какая пословица подойдёт к сказке? (Как аукнулось, так и откликнулось.)

7 КОНКУРС «Выбери правильный ответ» (слайд 12)

Ложь человека не …

А) красит Б) не рисует В) не пишет

Труд кормит и…

А) одевает Б) раздевает В) покупает

Не имей сто рублей, а имей…

А) два мерседеса Б) сто друзей В) тысячу коней

Куда иголка, туда…

А) и нитка Б) и портной В) и платье



Ведущий Вспомните русскую народную сказку «Петушок – золотой гребешок».

(слайд 13)

- О чём это произведение? (О дружбе, товариществе)

8 КОНКУРС «Вставь частицу «не» в пословицы!» ( слайд 14)

Дружба крепка…лестью, а правдой и честью.

Семеро одного… ждут.

Близок локоток, да…укусишь.

Из чёрного пса… сделаешь белой собаки.

имей сто рублей, а имей сто друзей.

узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Ведущий: А сейчас послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Друзья – товарищи.»

День стоял веселый

Раннею весной.

Шли мы после школы -

Я да ты со мной.

Куртки нараспашку,

Шапки набекрень, -

Шли куда попало

В первый теплый день.

Шли куда попало -

Просто наугад,

Прямо и направо,

А потом назад.

А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

А потом бегом.

Весело бродили

Я да ты со мной,

Весело вернулись

К вечеру домой.

Весело расстались -

Что нам унывать?

Весело друг с другом

Встретимся опять!

- О каких хороших качествах двух друзей говорится в этом стихотворении?

(О взаимовыручке, дружбе, уважении, общих интересах…)

- Какой дорогой нам нужно идти по жизни?

Песня «Дорогою добра»

9 КОНКУРС «Кто больше?»

Учащимся двух команд предлагается назвать пословицы о дружбе, кто больше?

(слайд 15)

(Ответы: Старый друг лучше новых двух. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Будь сам верным другом, и тебе помогут в беде и др.)

10 КОНКУРС «Составь пословицу!» (слайд 16)

Из пары слов нужно составить пословицы.

Дело – смело. Дело – мастер.

Живи – учись. Труда – пруда.

(Ответы: За правое дело стой смело. Дело мастера боится. Век живи – век учись. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)

Ведущий: В пословицах часто сравнивали хорошее с плохим, чёрное с белым, отрицательное и положительное.

11КОНКУРС «Подбери антонимы» (слайд 17)

Речь хороша короткая, а верёвка - … длинная.

Болен – лечись, а … - берегись. здоров

Родная сторона – мать, а чужая -… мачеха.

У спорого кузнеца руки чёрные, да хлеб - … белый.

- подведение итогов

Ведущий: - С чем мы познакомились на занятии? Какие пословицы вам больше всего запомнились? Какие узнали впервые? (слайд 18)

Пословица недаром молвится,

Без них прожить никак нельзя!

Они – великие помощницы,

И в жизни – верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему – то поучают, и от беды нас берегут.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ