Урок литературного чтения во 2 классе с использованием технологии «Альтернатива» по теме: «Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино»
Урок литературного чтения во 2 классе
с использованием технологии «Альтернатива»
по теме: «Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино».
Цели: способствовать развитию умения находить ключевые слова в тексте, выражать свое отношение к героям, характеризовать их поступки.
Планируемые универсальные учебные действия:
Личностные: высказывают свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам; эмоционально «проживают» текст сказки.
Регулятивные: анализируют собственную работу – соотносят план и совершенные операции.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; ориентируются в тексте; логические –делают выводы; осуществляют сравнение героев произведения.
Коммуникативные: понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Сценарий урока
Организационный момент.
Добрую сказку я помню с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародит в нём зерно доброты.
Актуализация знаний.
Ответ на вопрос 1 (с.152)
- Прочитайте отрывки, которые я условно назвала так: «Здесь кто-то побывал», «Двойной штопор Буратино», «Погибать – так весело!»
Постановка проблемы.
- Во всех сказках существует мир добра и зла. Перед вами две дверцы. Как вы думаете, какая дверь ведёт в мир добра и почему? (Светлая дверь ведёт в мир добра, потому что добро должно быть ярким, светлым, радостным.)
В любимой нашей сказке
Есть волшебная стена
В стене той заветная дверца
За дверцей большая страна.
Ключом золотым открываем
Заветную дверцу в стене
Живущие в сказке герои
Мечтают о счастье, добре.
– Хотелось бы вам открыть эту дверцу? (Очень)
– Сегодня мы широко распахнём эту волшебную дверцу для положительных героев сказки. А тёмную, мрачную дверь мы чуть-чуть приоткроем и направим туда отрицательных героев. В гостях у нас герои сказки “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Наша задача – определить место героев либо в стране добра, либо в стране зла, исследовав их характеры и поступки.
- Определите, к каким группам относятся герои сказки. Кто же в сказке олицетворяет зло, а кто добро? Давайте попробуем ответить на этот простой, и в то же время сложный вопрос. (Буратино, Мальвина, Пьеро практически сразу получают статус положительных героев; Карабас Барабас, Дуремар, Лис, Кот – к отрицательным).
Открытие детьми нового знания.
- Конечно, трудно сказать, кто какой герой.
- Давайте разделимся на 4 группы, каждая из которых, выбрав себе героя, будет работать над его характером, образом.
1 этап.
1 группа – Буратино.
2 группа – Мальвина.
3 группа – Карабас Барабас, Дуремар.
4 группа – Лиса Алиса и кот Базилио.
(группы работают 15 минут)
2 этап.
Участники групп делятся со всем классом своим вариантом.
1 группа: Мы считаем, что Буратино добрый, весёлый, открытый всему миру. Буратино похож на простого мальчишку. Но у него есть одно замечательное качество: он никогда не бросит друга в беде, он сам – настоящий друг. Буратино любознательный, не стесняется своего незнания. Он не боится спросить, чтобы знать.
2 группа: Мальвина - девочка с кудрявыми голубыми волосами была самой красивой куклой из кукольного театра Карабаса Барабаса. Она была очень воспитанной, аккуратной во всём. Мальвина старалась помочь Буратино стать знающим и воспитанным человеком. Она была добра ко всему живому, никого никогда не обижала. И девочка была образованной.
3 группа: Карабас Барабас и Дуремар – это злые и жестокие люди. Карабас Барабас ради денег издевался над своими куклами, не щадил их и заставлял много работать. А Дуремар, чтобы стать очень богатым, мучил пиявок и обманывал простых и больных людей.Ему было все равно – станут ли здоровыми люди, которым он продает пиявок, или нет. Жадность этих людей не имеет границ. Они не останавливаются не перед чем.
4 группа – Лиса Алиса и Кот Базилио олицетворяют в этой сказке хитрость, жадность и глупость. Лиса Алиса очень хитрая и ленивая. Она старается во всём выгадать только для себя. Кот Базилио жадный. Из-за своей глупости попадается на хитрые уловки лисы Алисы.
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – согнулся, разогнулся!
Два – в ладоши два хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть!
3 этап.
Каждая группа выбирает другого героя сказки и находит альтернативное объяснение поведению выбранного героя.
1 группа – Карабас Барабас, Дуремар.
2 группа – Буратино
3 группа – Лиса Алиса и кот Базилио.
4 группа – Мальвина.
(группы работают 15 минут)
1 группа: Карабас Барабас и Дуремар олицетворяют предприимчивых людей, которые умеют строить бизнес. Карабас Барабас создал свой театр, чтобы не только дать работу артистам – куклам, но и приносить радость людям. Прививать им любовь к искусству. А Дуремар был хороший народный целитель. Он изучил лечебные свойства пиявок и, занимаясь разведением пиявок, помогал людям избавиться от многих болезней.
2 группа: Буратино непослушный, невоспитанный, неряшливый, грубиян. Он шалун, не хочет учиться. Убежал от папы Карло в Страну Дураков, продал Азбуку, которую папа Карло с таким трудом для него приобрёл. Думает только о себе и не с кем не хочет делится.
3 группа: Лиса Алиса очень обаятельная и артистичная натура. Рядом с ней всегда интересно и весело. Она интересный собеседник. Кот Базилио совсем не злой герой. Он старается все вопросы решить мирным путём, без агрессии и жестокости.
4 группа: Мальвина капризная девочка. Она хочет, чтобы все вокруг поступали только как ей хочется, чтобы выполняли все её указания. Мальвина издевалась над влюблённым в неё Пьеро. А послушный Артемон всё время исполнял её приказы. Она всех использовала для своих прихотей.
5 этап.
Каждая группа заполняет таблицу эффективности работы других групп. Итогом работы явились следующие варианты – гипотезы:
-
№
Герои
Первый вариант
Альтернативный вариант
1
Буратино
Доброта, открытость, настоящий друг
Непослушание, грубость, нежелание учиться
2
Мальвина
Воспитанность, аккуратность, отзывчивость
Капризность
3
Карабас Барабас
Злость, жестокость, нажива
Предприимчивость, любовь к искусству
4
Дуремар
Обман, жадность
Врачевание, помощь людям
5
Лиса Алиса
Хитрость, жадность, лень
Обаятельность, артистичность
6
Кот Базилио
Глупость, жадность
Доброта, компромиссность
Итог урока. Рефлексия.
- Мы с вами увидели, что сейчас сложно определить, в какую же дверь мы с вами оправим наших героев. Для того, чтобы разобраться в нашей возникшей проблеме, необходимо ещё раз, не упуская ни одного слова, перечитать всю сказку целиком.
Первй вариант - Доброта, открытость, настоящий друг;
Альтернативный вариант - Непослушание, грубость, нежелание учиться.
Мальвина:
Первй вариант - Воспитанность, аккуратность, отзывчивость
Альтернативный вариант – Капризность
Карабас Барабас:
Первй вариант - Злость, жестокость, нажива
Альтернативный вариант – Предприимчивость, любовь к искусству
Дуремар:
Первй вариант - Обман, жадность
Альтернативный вариант – Врачевание, помощь людям
Лиса Алиса:
Первй вариант - Хитрость, жадность, лень
Альтернативный вариант – Обаятельность, артистичность
Кот Базилио:
Первй вариант - Глупость, жадность
Альтернативный вариант – Доброта, компромиссность
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ