урок по биографии М.И. Цветаевой "Я тоже была прохожей..."
Никольское отделение Енотаевского филиала
«Астраханского инженерно-строительного института»
Урок по биографии М.И.Цветаевой
«Я тоже была прохожей…»
(второй курс обучения
по программе среднего профессионального образования)
подготовила Хохлова Галина Алексеевна,
Преподаватель литературы
С. Никольское
2013 год
Урок литературы на тему: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!.."
Тема по программе: «Биография Марины Цветаевой»
Цели урока: - познакомить с основными вехами жизни М. Цветаевой, определить основные черты личности поэта, дать представление об окружении поэта на протяжении всей жизни, тем самым, прокладывая “тропинки” ко всем следующим урокам, осуществить первичное знакомство с лирикой, прозой и письмами М. Цветаевой, создать атмосферу “погружения” в творчество мастера,
- развивать навыки выразительного чтения, умения воспринимать информацию визуально и вербально, вырабатывать у учащихся способность погружаться в художественный микрокосмос поэта,
- воспитывать интерес к русской литературе, чувство патриотизма, подлинного гуманизма, нетерпимости ко всему, что душит талант, препятствует свободе самовыражения личности.
Тип урока: урок усвоения знаний на основе имеющихся.
Межпредметные связи: Русский язык «Средства выразительности речи», Информатика « Программа Рaint».
Методическое оснащение: компьютер, программа Виртуальной школы Кирилла и Мефодия, иллюстрации стенда, тесты.
Ход урока
1. Организационный момент:
- проверка наличия учащихся,
- объявление темы и цели урока,
2. Вступительное слово преподавателя:
В декабре 1920 года, в заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил «Вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихи. Публика заметно скучала. Как вдруг … словно из темноты студёной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала женщина в чёрном, похожем на облачение монахини платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали её лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим ответную подобную реакцию у рафинированной части зрителей.
Чтение стихотворения «Пригвождена к позорному столбу»
Как вы уже догадались - это была Марина Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забывать литературная Москва. Многие знали или, вернее, догадывались, что революция её не вдохновила. Видели, что она сторонится общества молодых московских поэтов, живёт почти в полном отчуждении. Она не хотела и не могла мириться с насилием, с террором, не желала быть молчаливым свидетелем взаимоуничтожения, разгула ненависти, ужасов гражданской войны, которая единым махом разделила жизнь Марины Ивановны на две противоположные половины. Как же всё произошло? Что вызвало в душе поэтессы такие трагические ноты? Ответам на эти вопросы мы с вами посвятим сегодняшний урок.
3. Изучение нового материала в форме «литературной гостиной»:
Учащийся: Чтение стихотворения “Идёшь на меня похожий…” (Коктебель, 3 мая 1913 г.)
Преподаватель: 26 сентября 1882 года, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева.
Чтение стихотворения «Красною кистью» (16 августа 1916 г.)
Преподаватель: Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. «Сын священника, европейский филолог, доктор Болонского университета, профессор истории искусств, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России Музея изящных искусств. Умер в Москве, вскоре после основания музея. Личное состояние (скромное, потому что всегда помогал нуждающимся) оставил на школу в Талицах. Библиотеку, огромную, трудо- и трудноприобретённую, не изъяв ни одного тома, отдал в Румянцевский музей». Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков-копий различных статуй, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры. Он познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с её нравами, обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.
(Уч-ся читает названия «античных» стихотворений и поэм поэтессы)
Чтение стихотворения «Орфей»
Значительное влияние на формирование духовности Цветаевой оказала и христианская мифология и связанное с ней искусство. Особое место в её духовной жизни занимала Библия. В стихотворениях Цветаевой оживают библейские образы, интерпретируются легенды Ветхого и Нового заветов, звучат ставшие афоризмами мысли создателей этого древнейшего литературного памятника.
(Уч-ся читает записанные на карточках строки из стихотворений Цветаевой, свидетельствующие о её глубоком знании Библии)
Если предположить, что содержательная сторона поэзии Цветаевой складывалась под влиянием христианской и античной культур, представление о которых имеет генетическую связь с впечатлениями детства, рассказами отца, посещением западноевропейских музеев, то форму стиха, их ритмомелодику, звукопись можно соотнести с музыкой, в атмосфере которой прошло утро её жизни.
Преподаватель: Мария Александровна, польской княжеской крови, мать Марины, была музыкантом, редкостно одарённым. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую и романтическую натуру она выплескивала в звуках. «На рояле она могла всё, «сходила» на клавиатуру, «как лебедь на воду». “После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом”, – говорила Марина.
Преподаватель: “Марина Цветаева родилась в семье, – писала ее дочь, – являвший собой некий союз одиночеств”. Еще одним “одиночеством была Маринина сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком могла найти Марина единственного слушателя и единственную родственную душу.
Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из московских переулков, лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса.
Преподаватель: «Музыка обернулась Лирикой», - писала поэтесса, с благодарностью вспоминая музыкальные вечера в родительском доме, игру матери на рояле, её пение под гитару удивительных по красоте романсов. Уже в шестилетнем возрасте Марина начала писать стихи, и при том не только по-русски, но и по-французски, по-немецки. Стихотворения Цветаевой, напоминающие маленькие музыкальные пьесы, завораживают потоком гибких, постоянно меняющихся ритмов. Интонационный строй передаёт всю сложную, порой трагическую гамму чувств поэтессы. Ранняя Цветаева тяготеет к традиционно-классическому стиху:
Чтение стихотворения «Цыганская страсть разлуки»
Говоря о Цветаевой, нельзя не сказать о самой главной её способности, её страсти – способности любить, вернее, невозможности не любить. И это началось с самого её рождения. Первая и пожизненная её любовь – это книги. Вот что писала об этом Анна Саакянц, исследователь её творчества: «Простое и хотя бы приблизительное перечисление того, что прочла Цветаева к 18 годам, показалось бы неправдоподобным по количеству и разнообразию. Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Лев Толстой… Немецкие и французские романтики, Гюго, Ламантин, Ницше, Жан-Поль Рихтер. Романы Чарской и пьесы Ростана, Гейне, книги, связанные с Наполеоном… Впрочем, лучше остановиться…». И эта её страстность – на всю жизнь. Сама она и называла это качество «безмерностью в мире мер». Как не хотели ей многие простить непохожести, безудержности, самого высокого градуса горения (не прожигания!) жизни. «Это была ученица особого склада,- вспоминала её одноклассница. - Не шла к ней ни гимназическая форма, ни тесная школьная парта. Самым характерным для неё были движения. Она как-то внезапно, вдруг, появится перед вами, скажет несколько слов и снова исчезнет, а потом смотришь, вот она снова сидит на последней парте и, склонив голову, читает книгу. Она неизменно что-то читала или писала на уроках, явно безразличная к тому, что происходит в классе».
Взрослела Марина, вместе с ней креп и ее талант. И в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник “Вечерний альбом”. Он стал для Марины историей ее законченного детства. Для нас он интересен как книга – предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся – как в завязи: со своей предельной искренностью и трагизмом – в по-детски светлой книге. Любовь наполняет эту книгу, дышит ею. Любовь к маме, сестре, к жизни, такой прекрасной и безоблачной (как недолго это будет длиться!). Любовь, по мнению Цветаевой, - синоним жизни, вне любви – жалкое существование без смысла и цели. «Я так стремительно вхожу в жизнь каждого встречного, который мне чем-нибудь мил, так хочу ему помочь, «пожалеть», что он пугается – или того, что я его люблю, или того, что он меня полюбит… Мне всегда хочется сказать, крикнуть: «Господи Боже мой! Да я ничего от Вас не хочу. Вы можете уйти и вновь прийти, уйти и никогда не вернуться – мне всё равно, я сильна, мне ничего не нужно, кроме своей души!» Первым, кто прочитал “Альбом” и сразу же на него отозвался, был М. Волошин. В этой книге он увидел почти все. Он оценил в цветаевских стихах – искренность. По его мнению, никому в поэзии не удавалось писать о детстве из детства.
“Это очень юная и неопытная книга, – писал Волошин, – ее нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Автор ее владеет не только стихами, но и четкой внешностью внутреннего наблюдения. “Вечерний альбом” – это прекрасная книга, исполненная истинно женским обаянием”. Этому сборнику Волошин посвятил стихотворение «К Вам душа так радостно влекома»
Для гимназистки это была огромная радость и поддержка. В Волошине, “любимом и родном Марксе”, она нашла друга на всю жизнь.
Преподаватель: Удивительное время, проведенное с Максом, морские прогулки, творческие вдохновения, часы одиночества стали для Марины самыми Счастливыми моментами жизни. В эти дни Марина немного писала. Там же было создано и её пророческое стихотворение:
Чтение стихотворения “Моим стихам, написанным так рано…” (Коктебель, 13 мая 1913)
В Коктебеле решилась Маринина судьба. Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Волошина. Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь крупный розовый камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день. Любовь с первого взгляда - и на всю жизнь. И вдумайтесь:
- Марина и Сергей родились в один день, 26 сентября, Марина старше на год.
- 16 октября 1941 года расстреляли Сергея.
- 31 августа 1941 года покончила с собой Марина. Если кто- то скажет, что это совпадение – ошибается! Это судьба! Горькая!
Преподаватель: В дневнике Марины есть запись: “Сережу я люблю бесконечно и навеки. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне. Он блестяще одарён, умён, благороден. Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный и глубокий юноша! Я постоянно дрожу над ним. От малейшего волнения у него повышается температура, он весь – лихорадочная жажда всего. Наш брак до того не похож на обычный, что я совсем не чувствую себя замужем и совсем не изменилась. Мы никогда не расстаёмся. Наша встреча – чудо…” Письма, которые они писали друг другу, невозможно читать бесстрастно. Это потрясение, невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня. Сергей Марине: «Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы… Берегите себя, заклинаю Вас …Храни Вас Бог. Ваш Сергей».
Марина Сергею: «Мой Серёженька! Не знаю с чего начать: То, чем и закончу: моя любовь к Вам...» Вот так, на «Вы» они были всю жизнь. В этом «Вы» была не отчуждённость, а гордость суверенностью ближнего, уважение к его сложности.
Учащийся. Чтение стихотворения “Я с вызовом ношу его кольцо!” (3 июня 1914 г.)
Преподаватель: Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912 года в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой “Взыскание погибших”. Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию. А в феврале почти одновременно вышли в свет их книги «Волшебный фонарь» и «Детство».
А в октябре того же, 1912 года, у Марины и Сергея родилась дочь, ее назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. “Я назвала ее Ариадной вопреки Сереже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые считают, что это салонно…
Ариадна – ведь это величественно! Именно поэтому…”
Ариадна, Аля, Маринин первенец, она была и ребёнком, и подругой, и первым читателем. Потом на хрупкие плечи Али обвалится каждодневный быт, безумно неустроенный, от которого Марина сходила с ума… Ещё позже лихая, страшная – «цветаевская»- судьба закружит и её в бешенном вихре. И вся жизнь – для матери, о матери и об отце хлопоты, письма, благодарности и - просьбы не упоминать в связи с собой имён родителей… Но это всё – потом, жизнь так длинна, когда она ТАК трагична… А пока: «У неё бледное личико с не совсем ещё сошедшим загаром. Глаза огромные, светло-голубые…О её глазах: когда мы отдыхали в Ялте, наша соседка по комнате всё вздыхала: «Сколько народу погибнет из-за этих глаз!».
Это было маленькое чудо с огромными глазами и горячим cердцем, которому Марина посвятила много своих стихов.
Чтение стихотворения “Четвёртый год…”(24 марта 1916)
Преподаватель: С самых первых лет жизни Али Марина начала узнавать в ней себя, уже взрослую. Дочь стала центром ее внимания и любви.
Учащийся. Чтение стихотворения “Ты будешь невинной, тонкой” (5 июня 1914.
Преподаватель: А теперь поговорим о тех, кто окружал Марину. О тех, под чьим влиянием формировалась ее судьба, развивался ее талант.
Преподаватель: По-видимому, ближе всех ей по духу, по творческим импульсам была тогда А. Ахматова. Именно в это время пробуждается у Марины особый интерес к ахматовской лирике. В этих изысканных стихах живут могучие страсти. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную душу. Она пишет об Ахматовой: “разъярительница ветров”, “насылательница метелей, лихорадок, стихов и войн”, “златоустая Анна – Всея Руси искупительный глагол”:
Чтение стихотворения “О муза плача, прекраснейшая из муз!”(19 июня 1916)
Преподаватель: Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась. Анастасия Цветаева пишет в своих воспоминаниях об отношении сестры к поэту: “Творчество одного лишь Блока восприняла Марина. Как высоту столь поднебесную, что ни о какой сопричастности этой Высоте она и помыслить не смела – только коленопреклонялась”. Таким поэтическим коленопреклонением стали все Маринины стихи к Блоку в 1916 и 1920 годах, проза о нем, с чтением которой она выступала в начале 30-х годов в Париже. Нигде не опубликованная рукопись выступления не сохранилась. А вот одно из цветаевских стихотворений цикла “стихи к Блоку”.
Чтение стихотворения “Ты проходишь на запад солнца,…” (2 мая 1916)
Преподаватель: Сильнейшим из берлинских литературных впечатлений оказалось для Цветаевой книга Пастернака “Сестра моя жизнь”. Она пишет, что тогда жила этой книгой, “пила ее, не отрываясь”. Всегда искавшая собеседников и друзей, она нашла друга в Пастернаке. Стихи его поразили Марину родством с ее собственной душой. Но, как часто случалось в судьбе Цветаевой, ее преследовал рок разлуки. Пастернак жил в России, Марина – в Берлине.
Чтение стихотворения “Расстояние, версты, мили…” (24 марта 1924)
Преподаватель: Судьба распорядилась так, что М.Цветаева провела в России годы первой мировой войны и революции. Этот человек, обладавший даром письма и чувств, наделенный безграничным талантом, любовью к жизни, вынужден был, как и миллионы остальных людей, жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей.
Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё что можно было продать, – продано. Всё, что можно было сжечь, чтобы не замёрзнуть, – сожжено. «Мой день: встаю – холод – лужи - пыль от пилы – вёдра – кувшины, тряпки – везде детские платья и рубашки. Пилю. Топлю. Мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре. Самовар ставлю горячими углями, которые выбираю тут же из печки… Потом уборка…потом стирка. Маршрут: в детский сад, за усиленным питанием, оттуда в столовую (на карточку от сапожников), к бывшему Генералову – не дают ли хлеб – оттуда опять в детский сад за обедом, оттуда по чёрной лестнице, обвешенная кувшинами, судками и жестянками – и ещё ужас: не вывалилась ли из корзиночки сумка с карточками?! – по чёрной лестнице – домой. Сразу к печке. Раздуваю. Разогреваю. Все обеды – в одну кастрюльку – суп вроде каши. Кипячу кофе. Пью. Курю… В 10 часов день окончен. Иногда пилю и рублю на завтра. В 11 или в 12 часов я тоже в постели. Счастлива лампочкой у самой подушки, тишиной, тетрадкой, папиросой, иногда – хлебом…» Она отдала дочерей в приют, чтобы хоть как-нибудь спасти от голода, но голод был и приюте. Ирина, младшая, умерла. Ещё один рубец на сердце, ещё одна седая прядь…
Чтение стихотворения «Две руки, легко опущенные…»
В годы революции и гражданской войны Цветаева создаёт несколько пьес. Настоящая цветаевская драматургия ещё впереди, Марина в полной мере хлебнёт трагедию в жизни, прежде чем создать трагедии для сцены… Ни одна её пьеса при жизни поставлена не была. А сколько души и потрясающего поэтического видения вложила Марина в них! Никому не нужно – уж к этому в жизни ей было не привыкать. Но сейчас её волнует другое - разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея. Из Москвы он уехал в Ростов, формировалась добровольческая армия Корнилова. Цветаева именно теперь стала ревностной поборницей белого движения – то была романтика обречённости. «Добровольчество – это добрая воля к смерти».
При одной мысли о гибели Сергея Марину пронизывал ужас. Так жила она, каждый раз ожидая развязки. Знала ли, что в тягостном ожидании между жизнью и смертью пройдут годы? Она ждала. Спасало лишь одно – поэзия. Что писала Марина в эти годы – длинными, зимними, голодными вечерами, у слабо потрескивающей печки, под бульканье воды в котелке, где варились с великим трудом приобретенные картофелины? Все силы стиха, живущие в ней, словно бросились на помощь. Рождались звуки и слова. В тёмной, отсыревшей квартире, при свете коптилки, появились мудрые строки. Мигал огонь, шла ночь, о чердачную крышу стучал дождь, сердце сжималось от тоски и дурных предчувствий. Но возникали стихи, помимо воли, из каких – глубинных, неисчерпаемых душевных родников. Зрелая Цветаева – это пульсирующий, внезапно обрывающийся ритм. «Я не верю стихам, которые льются, - писала поэтесса в этот период. - Рвутся – да!» Выбор такой поэтической формы был обусловлен глубокими переживаниями, тревогой, переполнявшей её душу. В 1922 году вышла книга стихов под названием «Вёрсты». Это рождением настоящей Марины Цветаевой.
Стихотворение «Окно»
Стихотворение «Другие – с очами и с личиком светлым»
Преподаватель: …Марина получила письмо от Сергея только 1 июля 1921 года. “Мой милый друг, Мариночка, получил письмо от Ильи Эренбурга, что вы живы и здоровы. Прочитав письмо, я обезумел от радости. Наша встреча с Вами была величайшим чудом, ещё большим чудом будет наша встреча грядущая…”
Марина записала в тетради: “С сегодняшнего дня – жизнь. Мой Серёженька! Если от счастья не умирают, то во всяком случае – каменеют. Я верю в чудо, Серёжа!”. Она ещё не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 они, наконец, встретились. С июля 1921 года до мая 1922 года, до приезда в Берлин, Марина написала больше ста стихотворений, поэмы “Переулочки”, “Молодец”, “Егорушка”, циклы стихов “Психея”, “Разлука”, “Ремесло”. В понедельник, ярким днём 15 мая 1922 года Марина Ивановна с Алей сошли на вокзале в Берлине. А в июне Цветаева после долгой разлуки впервые увидела мужа. Их встречу спустя много лет описала единственная свидетельница – Аля. «Пустынная площадь, солнечный свет, одинокая фигура бежавшего к нам мужчины… Как долго стояли они оба, обнявшись, а потом стали вытирать мокрые от слёз щёки друг друга…» На этом заканчивается первая часть горькой и невероятной судьбы Марины Цветаевой и начинается вторая – «После России». И все-таки существовало на Земле место, где Марина была абсолютно счастлива и абсолютно несчастна – а значит, где она была у себя – Чехия.
Чтение стихотворения «Край всего свободнее»
Чехия же подарила Марине неистовую любовь. (Она любила всю жизнь и всегда – неистово. Эфрон – отдельно ото всех любовей.)
Здесь написаны лучшие её стихи, здесь вся семья была вместе, здесь 1 февраля 1925 года у Марины родился “вымечтанный сын” Георгий, Мур – так называли его дома. “Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою, умиленною, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил”, – писала Марина.
Преподаватель: Марина была человеком, не любившим своей внешности. Не любила она и говорить о ней. Но мы изменим этому правилу и посмотрим, что пишет о Марине ее дочь в своих воспоминаниях: “Моя мать была невелика ростом – 163 см, с фигурой египетского мальчика. Строгая осанка была у нее – даже склоняясь над письменным столом, она хранила “стальную выправку хребта”. Волосы ее, золотисто каштановые, рано начали седеть. Светлы и немеркнущи были глаза – зеленые, цветом винограда. Лицо было полно постоянного внутреннего напряжения, движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода…”. Такой была Марина. Отрешённый взгляд, иногда усмешка и короткая, вполголоса реплика, меткая, разящая, как стрела. И другой взгляд – острый, всматривающийся, если человек оказывался достойным всматривания, сочувствия. Короткая чёлка – не украшение лица, а лишь необходимое его «оформление». Крепкие трудовые жилистые руки с короткими пальцами, одни вспоминают на них следы чернил, другие – желтизну от табак5а. Вечные атрибуты – массивные серебряные кольца, браслеты.
А.С.Эфрон вспоминает о том, как писала Марина: «Налив себе кружечку кипящего черного кофе, ставила её на письменный стол, к которому каждый день своей жизни шла, как рабочий к станку – с тем же чувством ответственности, неизбежности, невозможности иначе… Лбом упираясь в ладонь, пальцы запускала в волосы, сосредотачивалась мгновенно… Писала только в тетрадях, простой деревянной ручкой с тонким пером, очень своеобразным, круглым, мелким почерком, ставшим из-за нарастающих сокращений трудно читаемым. Все больше рукопись становилась рукописью для себя… Закрыв тетрадь, открывала дверь своей комнаты всем заботам и тяготам дня».
Сын рос, дочь взрослела, над всем царствовал изнуряющий каждодневный быт – значит, пора менять места обитания. Куда теперь? Конечно, в Париж. Там столько русских! Были вечера с чтением стихов, редкие праздники, новые лица, часто приятные, но пресловутая «безмерность в мире мер» и здесь не могла ничем помочь ей. Довольно скоро Цветаевой пришлось убедиться в том, что эмиграция, поначалу встретившая её как единомышленницу, резко изменила своё отношение, почувствовав, что она разочаровалась в прежних своих взглядах и встала в оппозицию эмигрантскому окружению. Всем своим поэтическим чувством Цветаева противостояла силам реакции и смело говорила о своих симпатиях к новой, советской власти. Тяжёлой ценой далось ей это прозрение, потому что оно обрекло её на жизнь во враждебной среде, на тоску по покинутой родине. В эти же годы Марина писала: «Так одинока, как это пятилетие, я никогда не была. Дома я вроде “стража беспечности” – роль самая выгодная. Весь день смотреть, направлять и все по мелочам… У меня нет человека, к которому прийти вечером, сбыв с плеч день, который, раскрыв дверь, мне непременно обрадовался бы, ни одного человека, которого не надо предварительно запрашивать: можно ли? Я здесь никому не нужна. Всё выталкивает меня в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна».». «Я сейчас на резком повороте жизни.. Я даром таких слов не говорю и таких чувств не чувствую… Воздух, которым я дышу, воздух трагедии… Хватит ли у вас сил долюбить меня до конца, то есть в час, когда я скажу: «Мне надо умереть». Ведь я не для жизни, у меня всё – пожар. Я ни в одну форму не вмещаюсь, даже в наипростейшую – своих стихов! Не могу жить. Всё не как у людей. Через двенадцать лет полунищенского существования она скажет: «Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моём бесправии. Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете, у меня никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязанием шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером живём, то есть медленно подыхаем с голоду». Но тут же характерное признание: «Не знаю, сколько мне ещё осталось жить, не знаю, буду ли когда-нибудь в России, но знаю, что до последней строки буду писать сильно, слабых стихов не дам».
Чтение стихотворения “Существования котловиною задавленная в столбняке глушизн…” (11 января 1925)
Преподаватель: В 1936–1937 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Яковлевич. «Если Бог сделает это чудо – оставит Вас в живых, я пойду за вами, как собака». Просматривая это раннее письмо С. Эфрону, Марина сделала пометку на полях: «Вот и пойду, как собака». Летом 1939 года Марина вместе с Георгием вернулись в Россию.
Чтение стихотворения «Седые волосы» (27 сентября 1922)
Преподаватель: Именно тогда в нашей стране наступило время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы. Ещё два года будет длиться Голгофа Марины, её расплата – за что? – непохожесть? Нетерпимость? Неумение приспосабливаться к чему бы то ни было? За право быть самой собой? Расплата за любовь, неуёмную, невозможную «в мире мер», любовь земную и поэтическую, конкретную и космическую. Москва, Голицыно, Болшево – они почти ничем не отличались друг от друга. Без мужа и дочери, без жилья и друзей, «без надобы в себе» и абсолютно без всяких надежд…
Елабуга. Заявление в Литфонд.
В совет Литфонда
Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда.
М. Цветаева. 26 августа 1941 года.
Не приняли. Город Елабуга – последнее земное пристанище неукротимой души поэта.
Преподаватель: Отъединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила… У Марины не было больше Сергея. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном врастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась… «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже.. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик». Мур ничего не смог передать. Аля отбывала срок, Сергей Яковлевич будет скоро расстрелян, сам же Георгий Эфрон погибнет на фронте в первом же бою в 1944 году.
На кладбище города Елабуга есть такая надпись: «В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева».
4. Заключительное слово преподавателя.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание: нарисовать поэтический герб Марины Цветаевой, объяснить его.
Использованная литература
1) Саакянц А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества (1910-1922). -М., 1986.
2) Серебряный век русской поэзии: Пособие для учителей/ Сост. Е.В.Корсалова, А.В.Леденёв, Ю.М.Шаповалова. -М., 1994
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ