Урок по литературе "Трагическое и исповедальное в лирике м.И. Цветаевой" 11 Класс



Урок по литературе

Тема занятия: Трагическое и исповедальное в лирике м.И. Цветаевой

Класс (возраст): 11 класс

Цель занятия: определить пафос творчества М.И. Цветаевой, значение поэзии М.И. Цветаевой в русской поэзии

Задачи:

  1. Сформулировать понятия «трагическое», «исповедь»

  2. Анализировать стихотворения М.И. Цветаевой

  3. Определить традиционное и новаторское в лирике М.И. Цветаевой

  4. Воспитывать культуру чувств

Методы:

Словесный, наглядный, исследовательский, поисковый

Урок в технологии КИМ (коллективно-индивидуальной мыследеятельности)

Материалы и оборудование для учителя:

Зрительный ряд: портрет М.И. Цветаевой

Музыкальный ряд: песни на сл. М.И. Цветаевой, муз. М.Таривердиева «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Зеркало»

Материалы и оборудование для учащихся:

Мультимедийное оборудование, задание для группы , лирика М.И.Цветаевой

Список используемой литературы, интернет-ресурсы:

http //lib/wserline.ru/3988

План-конспект урока:

1.Организация целевого пространства:

А. Приветствие. Запись темы урока. Эпиграф: «Мои стихи – дневник» (М.И.Цветаева)

Б. Выразительное чтение учителем стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…» (1913)

В. Комментарий учителя: Замечательный русский поэт Марина Цветаева однажды

сказала: «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся да!» И доказывала это на протяжении всей жизни собственными рвущимися из сердца строками. Это были удивительно живые стихи о пережитом, не просто о выстраданном о потрясшем. И в них всегда было и есть дыхание. В самом прямом смысле: слышно, как человек дышит. Все стихи Цветаевой имеют источник, имя которому душа поэта. «Если душа родилась крылатой Что ей хоромы и что ей хаты!» Об интимности, исповедальности стихов Марины Цветаевой писал в 1910 году и В. Брюсов: «Когда читаешь ее книги, минутами становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру...»

Г. Прослушивание песни на сл. М.И. Цветаевой, муз. М.Таривердиева «Мне нравится, что вы больны не мной…»

Какие чувства вызывает эта песня?

Д. Учащиеся формулируют задачи урока:

Е. Составляем план занятия:

1. Трагическое в судьбе М.И.Цветаевой

2. Трагическое противостояние поэта и мира в лирике М.И.Цветаевой. Мотив смерти.

3. Трагедия судьбы в стихах М.И.Цветаевой. Художественные особенности лирики.

4. Исповедь сердца в любовной лирике М.И.Цветаевой



  1. Организация исследовательского пространства урока:

А. Уточняем термины по теме занятия:

Трагическое – ужасное, потрясающее, полное страданий.

Трагические поэты в силу своей неудовлетворенности миром конструируют собственный мир – антитезу мира сущего (А. Якобсон).

Исповедь – откровенное признание в чем-либо, сообщение своих сокровенных мыслей, взглядов.

Трагической поэзии в целом свойственна исповедальная, непосредственно взывающая к сочувствию интонация (Якобсон).

Б. Составляем тезисы по сообщению учащегося на тему : «Трагическое в судьбе М.И. Цветаевой».

«Жизнь – это место, где жить нельзя» – вот лейтмотив цветаевской поэзии. Жизнь причиняла боль.

Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Ее отец, Иван Владимирович Цветаев, известный искусствовед, филолог, профессор Московского университета рано овдовел. Марина была дочерью от второго брака . Отец был нежно привязан к своей второй жене Марии Александровне Мейн. Она, женщина романтическая, самоотверженная, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была натурой художественной, талантливой пианисткой, учившейся у Рубинштейна. Цветаева чувствовала себя нелюбимой в семье.

Жизненная судьба Марины Цветаевой – это цепь бесконечных катастроф. И однако не они, эти катастрофы, явились первопричиной ее трагического мироощущения. Трагический голос был дан Цветаевой, по ее выражению, отродясь.

Уединение, стремление к блаженному, не существующему в мире одиночеству («Уединение: уйди в себя, как прадеды в феоды»), и, одновременно, страх перед ним, постоянная тяга к общению, к людям, и невозможность встречи, определяют всю жизнь Марины Цветаевой. Она была диковата и дерзка, застенчива и конфликтна, за пять лет она поменяла три гимназии.

Первый сборник стихов Цветаевой назывался “Вечерний альбом”. Он получил одобрительные отклики М. Волошина, В. Брюсова. Н. Гумилева и других.    В 1912 году вышел второй сборник стихов Цветаевой — “Волшебный фонарь”. Эта книга не встретила восторгов в печати. Члены акмеистского “Цеха поэтов” Гумилев и Городецкий высказались однозначно неодобрительно в адрес “Волшебного фонаря”. “Будь я в цехе, они бы не ругались, но в цехе я не буду”, — парировала Цветаева. И она, действительно, никогда не связала себя ни с одной литературной группировкой. “Литературных влияний не знаю, знаю человеческие”, — говорила она.     

В августе 1913 года скончался отец Марины Цветаевой – Иван Васильевич.

Когда началась гражданская война, ее муж Сергей Эфрон воевал на стороне белых. Это обстоятельство поставило Марину практически в безвыходное положение, ведь ее в любой момент могли арестовать большевики, несмотря на то что она приветствовала обе революции:
    Волочится кровавым волоком
    Пурпур царей.
    .Греми, греми последний колокол
    Русских церквей!
    
На войне Сергей пропадает без вести. Для Цветаевой это было тяжелое и страшное время, когда она, с двумя детьми на руках, прозябала в голодной Москве. Именно тогда родились эти беспощадные строки:
    
    Два на миру у меня врага,
    Два близнеца — неразрывно слитых:
    Голод голодных — и сытость сытых!..
    
    Вскоре от голода, не дожив даже до своего трехлетия, погибает вторая дочь Цветаевой и Эфрона — Ирина. Даже невозможно представить себе горе матери, потерявшей своего маленького ребенка.
    
    

    Затем были Берлин, Прага, Париж (во Франции поэтессе суждено было прожить более тринадцати лет).
    На чужбине Цветаевой многое не нравилось, она чувствовала себя всюду чужой.

Цветаева всегда ощущала свое одиночество — и в среде эмиграции, где большинство отвернулось от нее из-за открыто просоветской позиции ее мужа С.А. Эфрона. И в чисто поэтическом отношении —.она была вне школ, вне направлений, не имела последователей и учеников. В 1931 г. в стихотворении «Страна» Цветаева выразила тоску по России, по той России, которую уже не вернуть:
    Можно ли вернуться
    Вдом,который срыт?
    Заново родися!
     В новую страну!
    А попытка вернуться «в дом, который срыт», привела Марину Ивановну к настоящей трагедии, не в стихах, а в жизни. Она возвратилась в СССР в июне 1939 г., но уже в августе была арестована дочь, а в октябре — муж С.Эфрон. На родине Цветаева потеряла самых близких ей людей, подверглась остракизму, оказалась лишенной возможности полноценного творчества, возможности публиковать свои произведения, и, в конечном счете, — лишенной средств к существованию. В своем последнем стихотворении она утверждала:
    Чем пугалом среди живых —
    Быть призраком хочу — с твоими...
31 августа 1941 г. в эвакуации в Елабуге в состоянии безысходной тоски, потеряв всякую надежду на лучшее, Марина Цветаева покончила с собой.
оставив три записки: товарищам, поэту Асееву и его семье с просьбами позаботится о сыне: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик». Однажды, будучи в эмиграции, она написала: «И к имени моему Марина – прибавьте: мученица»

Обсуждение сообщения

В. Работа в группах по заданиям:

  1. Трагическое противостояние поэта и мира в лирике М.И.Цветаевой. Мотив смерти.

  1. Прочитайте стихотворение из цикла «Стихи к Блоку» «Вот он – глядя – уставший от чужбин…» (1921). Расскажите о стихотворении по вопросам и заданиям:

  1. Выразительно прочитайте стихотворение.

  2. Докажите, что поэт, по М. Цветаевой, трагически одинок, противостоит обществу.

  3. Традиции каких поэтов продолжает поэтесса, вводя мотив избранничества, одиночества, разлада поэта с обществом?

  4. В каких словах, по вашему мнению, выражена главная мысль стихотворения?

  1. Прочитайте стихотворение из цикла «Стихи к Блоку» «Как слабый луч сквозь черный морок адов…» (1920). Расскажите о стихотворении по вопросам:

  1. Докажите, что противостояние поэта миру носит вечный, вневременной характер. С кем сравнивается поэт, окружающий его мир?

  2. Какое художественное средство использует поэтесса, изображая взаимоотношения поэта с окружающей действительностью?

  3. Как поэтесса относится к А. Блоку? Приведите цитату.

  4. Каким было отношение А. Блока к России?

  1. Прочитайте стихотворение «Идешь, на меня похожий…»(1913 г.), ответьте на вопросы:

  1. Какова тема стихотворения? В чем необычность данной темы?

  2. Каково настроение этого стихотворения – оптимистическое или пессимистическое? В письме к В.В. Розанову Цветаева писала «И если есть загробная жизнь, я в ней, конечно, буду счастливой». Подтвердили эти слова ваше предположение о настроении, тональности стихотворения?

  3. Какова идея стихотворения?



  1. Сделайте вывод о трагическом противостоянии поэта миру в лирике М.И. Цветаевой, о мотивах, которые носят трагическую окраску в ее поэзии.

Примерные ответы :

    1. Пушкин, Лермонтов

    2. В последних строчках выражена главная мысль: поэт имеет право на свой мир, на творческую обособленность

2.1. Вечность противостояния поэта и мира подчеркивается через обращение Цветаевой к истории, мифу. В стихотворении поэтесса использует библейский миф: Блок – это серафим, ангел, у него святое сердце, он узник (вспомним Лермонтова) мир, окружающий его, - ад.

2.2. Отношения поэта с окружающим его миром изображаются по принципу контраста.

3.1.Тема стихотворения – представление о собственной смерти

3.2.Настроение этого стихотворения нельзя назвать пессимистическим, недаром в стихотворении присутствует слово «смех».

3.3.«Я тоже была, прохожий!». Недаром слово «была» выделено курсивом. Для Цветаевой смерть неотделима от жизни, это две стороны бытия.

4. Таким образом, трагическое в стихотворениях – в противопоставлении поэта миру, который ад. Поэт свят. Трагичны и мотивы изгнанничества, смерти, небытия, например, в стих. «Идешь, на меня похожий…». Поэтесса использует контраст, антитезу.

2. Трагедия судьбы в стихах М.И.Цветаевой. Художественные особенности лирики.

1. Прочитайте стихотворение «Рас-стояние: версты, мили…»(1925), ответьте на вопросы:

  1. Какова тема стихотворения? Какие факты биографии М.И.Цветаевой нашли отражение в стихотворении?

  2. Какова идея стихотворения? Как в нем выразился мотив странничества?

  3. Приведите примеры паронимов, повторов, ассонанса. Какую роль выполняют в тексте данные художественные средства?

  4. Какую роль, на ваш взгляд, выполняют тире в стихотворении?

  5. Сделайте вывод о художественных особенностях лирики М.И. Цветаевой.



  1. Сделайте вывод о дневниковости лирики М.И.Цветаевой

Ответы: 1.1. Эмиграция

1.2. По трущобам земных широт рассовали нас, как сирот.

1.3. Паронимы (слова, близкие по звучанию и значению): Рас-ставили, рас-садили, расслоили, расселили, распаяли и т.д. Ассонанс – повтор свистящих. Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски

1.4. Они создают паузу

1.5. Особая доверительность создается за счет повествования от первого лица, от «я».

К художественным особенностям лирики также можно отнести сталкивание высокой и сниженной лексики( внемлю – слипаются), паронимы (слова, близкие по звучанию и значению): рас-ставили, рас-садили, расслоили, расселили, распаяли и т.д.; ассонанс – повтор свистящих, повторы, смысловые знаки препинания (тире вместо паузы).

2.Стихотворения, действительно, напоминают дневник, ведь Цветаева пишет о пережитом, об эмиграции, разлуке с родиной, любимыми людьми, о судьбе целого поколения послереволюционной эпохи

3. Исповедь сердца в любовной лирике М.И.Цветаевой

1. Прочитайте стихотворение «Вчера еще в глаза глядел…» (1920).

Ответьте на вопросы:

1. Какова тема этого стихотворения?

2. Каково понимание любви в этом стихотворении? Приведите цитату.

3. Как вы понимаете слова: «Где отступается Любовь, Там подступает Смерть-садовница»?

4. Какая строчка проходит лейтмотивом через все стихотворение? В чем ее смысл?

5. Какие слова передает крик души поэтессы? Какие художественные средства она использует?

6. Сравните стихотворение со стих. «Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915): что общего в стихотворениях, чем они отличаются?

2. Сделайте вывод об исповедальности, глубокой лиричности темы любви в поэзии М.И.Цветаевой.

Ответы: 5. Боль души передают слова: Я глупая, остолбенелая, в крови, в слезах умылася.

Повторяющаяся строка «Мой милый, что тебе я сделала?»

Контрасты: жаворонки- вороны, сегодня-вчера,

паронимы (слова, близкие по звучанию и значению): увозят – уводит, отцеловал-колесовал, немилая –несмелая

обращение: милый

2. Поэзия Цветаевой очень исповедальна, личностна, это своеобразный дневник, в котором поэтесса запечатлела каждое свое душевное переживание. Поэтесса изображает несчастливую любовь, заканчивающуюся разлукой, расставанием, изменой. Стихи Цветаевой исповедальны, очень личностны.

  1. Рефлексия (вывод по теме урока):

1.Поэт противостоит миру, толпе. Он трагически одинок. В лирике присутствуют трагические мотивы смерти, изгнанничества. Излюбленный художественный прием – контраст, антитеза.

2. Лирика носит исповедальный, личностный характер. М.И. Цветаева пишет о том, что пережила, выстрадала.

3. Художественные особенности лирики: повествование от первого лица, непринужденная интонация за счет использования повторов, паронимов, звукописи, обращений, пауз, варьирования ритма стиха.

4. Исповедальность лирики - в передаче тончайших душевных переживаний, их изменений

  1. Домашнее задание: сочинение-эссе: «Моя поэзия – дневник»

  2. Оценивание ответов учащихся















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ