Урок по литературному чтению 2 класс "Н.Носов Затейники"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района
Волгоградской области
Учитель начальных классов Зобнина Ирина Лукьяновна.
Красный Октябрь 2012 г.
Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники».
Цели урока:
Расширить знания детей о биографии Н. Н. Носова и познакомить с первым его рассказом «Затейники»;
Развивать мыслительную деятельность учащихся, речевые умения, навыки беглого и правильного выразительного чтения;
Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, читать по ролям, составлять план рассказа, умения работать с книгой;
Воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование урока: книги Н. Н. Носова, презентация, Родная речь. Учебник для кл. нач. шк. В 2 ч./ Составитель Л. Ф. Климанова и др.- М.: Просвещение , 2009 г.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка.
Учитель: Ребята, вспомним главное правило.( слайд № 2 )
Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
• Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.
3. Постановка учебной задачи через повторение пройденного материала.
Учитель
– Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться.( слайд № 3 )
Девизом работы предлагаю взять пословицу: “Миром и горы сдвинем”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
- Нам вместе надо ответить на 5 вопросов наших знакомых героев. Отгадав, наши гости нам будут дарить по букве, и мы узнаем с каким писателем нам предстоит познакомиться. ( слайд № 4 )
«Надоело нам мяукать. Мы хотим, как поросята хрюкать.…»? Из какого стихотворения эти строки, и кто автор? (Путаница. К.И. Чуковский.)
К.И . Чуковский. Из какого произведения героиня, от которой убежала вся посуда? (Федорино горе). Как звать главного героя? Почему от неё сбежала посуда.
Чтобы спастись от роя ос, скажите в какое произведение я должен бежать? Кто автор? Помогите мне. (С. Михалков. « Мой щенок»)
А кто написал обо мне, маленьком сереньком создании?( С.Я. Маршак.). А ещё какие произведения этого автора читали? «Сказка о глупом мышонке» , «Кот и лодыри» и т.д.
Вы меня угадали? Правильно я – дядя Стёпа. Что вы можете рассказать обо мне?
4. Изучение нового материала.
Это писатель Носов Николай Николаевич.
(Портрет). ( слайд № 4 )
Учитель.
Что вы знаете о нем?
- Знаете, где родился Н. Н. Носов? (в 1908, в городе Киеве, в семье актёра.)
В детстве Носов увлекался... вам рисунки подскажут, .( слайд № 5 ) (Музыкой, пением, театром, сочинительством, шахматами, фотографией, химией, электротехникой) .( слайд № 6 )
Окончил два института: стал работать в кино, снимать учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды.
Начало его писательской биографии было необычным и писателем он стал как бы случайно: Когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. Так Носов начал сочинять различные истории не только для сына, но и для его друзей.
Однажды Николая Николаевича Носова спросили, почему он стал писателем: “Детским писателем я стал потому, что, я когда вырос мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чём порассказать людям”.
В самом деле, Н.Носову “было о чём порассказать людям”. Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами и многое в жизни ему пришлось испробовать. Он был всесторонне развитым человеком.
- Один авторитетный международный журнал подсчитал, какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки мира. Получился список, в котором третьим, после М.Горького и А.С.Пушкина, оказался детский писатель Николай Носов. Как видите, ребята, книги Носова читают и любят не только в России, но и в других странах мира.
Я думаю, и вы полюбите его произведения, они вам понравятся. Главными героями рассказов являются ребята, школьники, маленькие дети.
Как вы думаете, почему?
Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сынишки. Отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. За этим рассказом последовали другие. Вам хочется узнать как называлось первое произведение Носова? Из букв составьте слово. ( слайд № 7)
Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)!
Учитель:
Ребята, а кого называют затейниками?
Подберите синонимы к слову затейники. (фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).
Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?
И так, затейник- это организатор веселья.(Весёлый человек, способный к забавным выдумкам, затеям)
5.. Физминутка.( слайд № 8 )
Ребята,мы с вами тоже побудем в роли фантазёров.
Мы отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.
РА-РА-РА- вышла славная _________;
КИ-КИ-КИ- мы с тобой_________;
АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________;
РОК-РОК-РОК-продолжается_____________.
Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.
6. Первичное восприятие текста. Словарная работа.
Откройте учебники на странице 50. Рассмотрите иллюстрацию.
Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?
Почему ты так считаешь?
- Я вам сейчас прочитаю, а вы следите за мной, и отмечайте непонятные слова.
Встретились непонятные слова?
Понравился вам рассказ? Наши предположения были правильными о характере произведения?
Грустный или веселый рассказ?
Кто герои рассказа? (дети.)
Назовите их имена?
Почему они считали себя затейниками?
В какую игру играли Валя и Петя?
Кого они изображали?
От чьего имени ведётся рассказ?
Какого возраста дети: школьники или дошкольники?
7. Выборочное чтение.
Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.
Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа.
Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?
Что вы узнали о детях? (Они фантазеры, выдумщики………)
8. Чтение по ролям.
Понравилась ли вам игра детей? А детям?
Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей.
Сколько будет ролей в рассказе? (автор, Петя, Валя).
9. Составление плана рассказа.
Ребята, составим план к данному рассказу.
План:
Чтение сказки «Три поросенка».
Ребята строят домик.
Может быть это серый волк?
Дети больше не играют.
8. Итог
Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)
За что можно их поругать?(Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)
Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?(Нельзя играть с одеялом, с постелью)
Что сказали бы соседи, которые это все слышали?(Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные))
Что скажете вы?
Вывод: как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему?
У Носова Н. много других произведений о детях. Книги с другими его произведениями можете взять в библиотеке. Там вы найдете……..(Выставка книг Н. Носова).
9. Домашнее задание:
с 50-53, чит. Пересказать рассказ по составленному плану с. 53, в. 5. Попробуйте продолжить рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…»
Отметки за урок. .( слайд № 9 )
Развитие общей моторики.
• Общее расслабление
Как на горке – снег, снег, ( Руки поднимают вверх.)
И под горкой – снег, снег, (Приседают, опускают руки.)
И на елке – снег, снег, (Встают и поднимают руки.)
И под елкой – снег, снег, (Приседают, опускают руки.)
А под снегом спит медведь
Тише, тише… Не шуметь! (Садятся на свои места.)
( слайд № 10 )
---Уроки литературного чтения: Метод. Пособие к учеб. «Родная речь. 2 класс» / Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2005.
--- Чистоговорки, упражнения для дыхания. ( школьная папка по литературе)
--- Учебник .Родная речь . 2 кл.
http://audioskazki.info/skazki_s_kartinkami/2243-skazka-onlajn-putanica.html - котята
http://lib.rus.ec/b/160187/read - собака
http://www.planetaskazok.ru/kchukovskysth/fedorinogoresth- Федора
http://blogs.mail.ru/mail/prochik_e/A165B6AC754239D.html - мышонок
http://www.toykids.ru/page/4 - Дядя Стёпа
http://fotki.yandex.ru/users/mihalych-1010/view/477193/ - фотоаппарат
http://www.festival.md/rom/musical-instruments-clipart - музыкальные инструменты
http://www.loadwall.ru/photo/16-0-835-3 -шахматы
http://english.migdal.ru/migdal/6614/
litsoch.ru›biographies/64 - биография
naexamen.ru›Носов Н.Н- биография.
http://kladyes.net/media.php?media_id=1054959 фотография писателя
tommerce.gorod.tomsk.ru – фотография писателя
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ