Литературное чтение. 1 класс "Авторские сказки о животных. К. Ушинский "Лиса и козел""


Урок. Литературное чтение. 1класс. Назаренко Р.А.


Тема. Авторские сказки о животных. К. Ушинский «Лиса и козел .


Цели:

Образовательные: 1. Совершенствовать навыки сознательного, плавного, правильного чтения целыми словами вслух и про себя , познакомить с авторской сказкой, формировать умение понимать авторский замысел, формировать умение выразительного чтения диалога действующих персонажей, выдерживать паузы с опорой на знаки препинания, изменять силу голоса.

Развивающие:

Познавательные УУД:

формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов; формировать умение на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы к иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

формировать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Воспитательные: (Личностные УУД):

формировать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; развивать интерес к чтению;

формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Оборудование:, презентация к уроку. учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение» 1 класс, рисунки лисы и козла, пословицы, карточки с характеристикой героев, карточки с личиками: грустное, серьёзное, весёлое, портрет К.Д.Ушинского. Плакат «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», компьютер, проектор.


Этапы:


Содержание урока:


Задачи этапа:


Методы и формы:


Организационный















Фонетическая зарядка
















Актуализация знаний.

Постановка целей урока.

























Изучение нового материала.































Работа с текстом.


















































Применение нового знания.



















звуковая разминка.









































Итог. Рефлексия учебной деятельности.


































: Прозвенел звонок

начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Тому, кто улыбается, смеется,

Все в жизни удается.

- Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.



Итак, мы начинаем урок литературного чтения как всегда с фонетической разминки, чтобы наш язычок всё правильно
выговаривал.

1. Скороговорка «Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз"

(далеко, ближе, близко) (одними губами, тихо, громко)


2. Чистоговорка ( (хором)


- Жи- жи- жи - сказку расскажи.

- Ша-ша-ша - сказка хороша.

- Ву-ву-ву - сказка наяву.

- Ра-ра-ра - нам читать пора.


Учитель: Ребята, вы любите сказки читать? Какие сказки мы читали на уроках? Назовите из них те, которые больше всех вам понравились. К каким сказкам они относятся?

Ученики: К народным

Учитель: Чему учат сказки?

Ученики: Эти сказки учат добру, честности, смелости, трудолюбию.

Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями нового раздела. Откройте книгу на с.81. Прочитайте, как называется раздел?

Ученики: Авторские сказки

Учитель: Как вы, думаете, это какие сказки?

Ученики: Это сказки, которые написал автор.

Учитель: Давайте вспомним, какие сказки относятся к народным, а какие к авторским?

Интеллектуальная игра “Угадай-ка!” (лайд)ым)ближе, близко)99999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999далеко, ближе, близко"

Знаете ли вы сказочных героев, которые нарисованы на этом слайде? Из какой он сказки?

К какой сказке она относится? Народная или авторская? Кто автор?

Так чем же мы будем заниматься на уроке?

Учитель: Начнем изучение авторских сказок с изучения сказки известного писателя – Константина Дмитриевича Ушинского.

К. Д. Ушинский детство свое провел на Украине в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. После гимназии Ушинский учился в Московском университете и стал учителем.

Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучными и непонятными. И Ушинский решил написать для детей учебник, по которому детям было бы учиться легко и интересно. Он составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир». В этих учебниках было все понятно, и рассказы были такие интересные, что, если их начнешь читать, то не оторвешься.

Вот эти книги Ушинского я советую вам прочитать.

(обратить внимание на выставку книг писателя)

В свои книги Ушинский поместил сказки. Некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал нам, а некоторые придумал сам.


Учитель: Давайте послушаем одну из этих сказок.

- А о ком она будет, угадайте в загадке


Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (лиса)



- С бородой, а не старый,

с рогами, да не бык,

с пухом, а не птица. (козел) (вывесить картинки)


Учитель: Как вы думаете, о чем будет эта сказка?

Ученики: Возможно о дружбе лисы и козла.

Учитель: Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Отложите книги на край парты, сядьте удобно.

(слушание аудиозаписи сказки на магнитофоне и
Остановка посередине, после слов Козла – «Вкусная ли водица?»)

Учитель: Как вы думаете, что ответит Лиса Козлу?

Ученики: Лиса ответит козлу, что вода вкусная.

Учитель: Что произойдёт дальше?

Ученики: Козёл попросит воды попить, прыгнет в колодец, вытащит лису.


Учитель: Послушаем и выясним кто прав.

. Проверка первичного восприятия текста.

Учитель: Понравилась ли вам сказка?  А что особенно запомнилось? Почему лиса попала в колодец?

Ученики: Лиса попала в колодец, потому что не смотрела под ноги.

Учитель: А зачем заглянул туда Козёл?

Ученики: Ему интересно было, пить захотел.

Учитель: Как лиса объяснила козлу свое пребывание в колодце? Зачем она обманула козла?

Ученики: Потому что хитрая была.

Учитель: Почему козел поверил ей?

Ученики: Потому что глупый, доверчивый.

Учитель: Хорошо ли поступила Лиса?

Ученики: Лиса поступила плохо, не правильно.

Учитель: А как бы поступили вы?

Ученики: Попросили помощи. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

. Чтение произведения детьми.

Учитель: Давайте почитаем эту сказку вслух по цепочке и найдем непонятные слова.

(чтение детьми)

Учитель: Какие слова требую объяснения?

Ученики: На ворон зазевалась, от нечего делать, прыгнул сдуру, насилу отыскали.

Работа по карточкам,

(дети выбирают характеристику героя, затем крепят на доску под рисунками лисы и козла)

Учитель: Что можно сказать о Лисе? Выберите подходящие слова.

(хитрая, лживая, коварная – в словаре, грубая, справедливая,).

Учитель: Какой был Козел? Выберите подходящие слова.

(глупый, доверчивый, находчивый, упрямый, самовлюблённый – в словаре)

Учитель: Какие слова требуют объяснения?

Ученики: Коварная, самовлюблённый.

Учитель: Где найдём ответ? (работа со словарём)
Кто из героев вам больше всего понравился?

Ученики: Лиса, козёл, никто не понравился, оба плохие.

Музыкальная физминутка.

. Чтение по ролям

Учитель: А теперь, попытаемся прочитать по ролям. Сколько действующих лиц? (чтение по ролям)

Учитель: В начале сказки написано: “Идет козел, умная голова…” Кто так думает,
что у козла “умная голова”: другие животные и люди или сам козел?

Ученики: Так думает сам козёл.

Учитель: Всерьез или с насмешкой Ушинский сказал о козле “умная голова”?
Как назвала Лиса Козла? Почему?

Ученики: Бородатый дурень, потому что у него борода, и он глупый.

Учитель: Что вы чувствовали, когда читали диалог? Представьте, что перед вами настоящие герои этой сказки. Задайте им вопросы?

Учитель: Какой совет дали бы козлу?

Ученики: Быть осторожнее, не гулять далеко от дома, не верить лисе.

Учитель: Чему может научить эта сказка?

Ученики: Нужно всегда думать головой.

. Работа с пословицами. (Пословицы написаны на листочках и закрепленына доске)

За глупой головой и ногам плохо.

Голова дана для того, чтобы думать.

Лисица семерых волков проведет

Учитель: Подходят эти пословицы к сказке? Как их понимаете?

Говорят: «Хитрость – это ум без добра». Но если человек не делает добра, умным его назвать нельзя. Дарите людям добро!

Учитель: Продолжи предложение

Теперь я знаю…….

Теперь я умею……..

Учитель: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Какой урок вы вынесли из этой сказки?

Ученики: Сначала нужно подумать, а потом делать что-то.

Учитель: Если вам понравилась ваша работа на уроке – выберите улыбающееся
личико.

- Если не совсем довольны своей работой – выберите грустное личико.

- Если считаете, что могли бы работать лучше – выберите серьёзное личико.

- Спасибо за урок!



Список используемых источников:

1. Кац Э.Э. Учебник Литературное чтение 1 класс – М.: АСТ, Астрель, 2009

2. Кац Э.Э. Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение» - М.: АСТ, Астрель, 2009

3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Дидактические карточки-задания по литературному чтению. 1 класс - М.: АСТ, Астрель, 2007



















Организовать детей, настроить на работу

















Чтение скороговорки и чистоговорок.

















выявить уровень усвоенных знаний по народным сказкам















подвести к формулированию цели


















формировать умение слушать, выявить первичное восприятие сказки






























учить правильно и полно отвечать на поставленные вопросы, анализировать прочитанное






















чтение текста и его анализ





















































учить анализировать поступки героев


активизировать мыслительную деятельность












обобщить знания учащихся


Словесный

















учить учащихся проговаривать звуки четко, правильно.



слайд2

слайд3





слайд4







слайд4



игровой, наглядный, поисковый, учить отвечать на поставленные вопросы, находить ответы в тексте







слайд5-6







поисковый


слайд7








слайд8









слайд9



наглядный, словесный,

аидиозапись,













слайды 10-16












словесный, практический
































слайд17































слайд18









































слайд19








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ