Урок по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы" 5 класс

Тема : Ответственность человека перед природой

( по рассказу К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»)

Цели:

-Совершенствование навыков анализа произведения;

-развитие творческих способностей учащихся;

-развитие УУД учащихся

Познавательные:

1. Уметь видеть тему и проблему произведения.

2. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

1. Уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата.

Коммуникативные:

1. Планировать сотрудничество, использовать различные речевые средства

для решения коммуникативных задач.

Воспитательные:

-Любовь к родному краю, окружающему миру;

-воспитание сочувствия, сострадания, доброты, ответственности за свои поступки.

Оборудование: презентация, рисунки учащихся, раздаточные материалы.



Ход урока

1. Орг. момент.

- Он писал о природе, о животных. Как он сам о себе сказал: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать…» «Прирожденный скиталец» - он изъездил всю Россию еще в молодости. Полярный Урал, сожженные берега Каспийского моря, Волга, Украина, необозримые Полесские болота, Карелия, Прионежье, Крым и Кавказ, Мещера описаны им во множестве рассказов, новелл, очерков.

Активизация ранее изученного материала

-Вы уже догадались, о ком пойдет речь?

- С произведениями К.Паустовского мы с вами встречались и раньше.

-А какие-то открытия вы для себя уже сделали, изучив материалы по творчеству Паустовского? Какая главная особенность Паустовского?

« Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости»

-Как вы понимаете эти слова?(ответы детей)

-Если мы сумеем в нашем рассказе увидеть что-то чудесное, ценное, о чем хотел сказать автор, то тоже станем мудрее.

Работа с текстом

-О чем рассказ? Тема?( о зайце, о пожаре, об ответственности людей) О людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. Больной заяц — в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто-то нет! Но! Добрых и отзывчивых людей в рассказе гораздо больше, чем плохих. Благодаря им зайца спасают!

-Какова тема урока? Ответственность человека перед природой

«Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим»,-говорил Жан Лафонтен.

-Как связаны слова французского баснописца с темой урока?

Какие цели для себя поставим на уроке:

  1. Почему в центре рассказа заяц, а мы будем говорить о людской доброте и отзывчивости?

  2. Почему дед считал себя виновным перед зайцем?

  3. Что значит любить природу?

Работа в группах. Начнем работу со следующего задания: Расположить рисунки, восстановив композицию рассказа. Подобрать цитаты к рисункам.

 - Почему автор не по порядку рассказывает нам, что произошло, а меняет порядок эпизодов?




      Композиция произведения всегда функциональна, в соответствии с замыслом автора она несет какую-то нагрузку. Автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать недоумение, удивление, затем понимание и откровение.
-Что случилось с зайцем?

Нарисуйте картину пожара.

- В этом рассказе описывается страшное стихийное бедствие - лесной пожар, который очень трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, почву, угрожает жизни животных и даже людей.

-  Прочитайте со слов « Ветер перешел в ураган »  до «Смерть настигала деда, хватала его за плечи…»

- Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других.

-А как возникают  в лесу пожары?

- Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.

- Можете ли вы объяснить эту фразу:  “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.

-Сейчас нам предстоит заглянуть в ларец простых истин. Что такое ларец?  

Ларе́ц, -  искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок.

- Что хранят в ларцах?

-Правильно, в них хранят какие-то ценности.

- Иногда самое простое мы не можем увидеть, узнать, сделать, а оно окажется самым ценным. Сегодня мы должны выяснить самое ценное, что хотел нам сказать Паустовский.

Работа в группах. На столах слова. Подобрать слова к герою, которого они характеризуют.

Ваня

Дед Ларион

Карл Петрович

- Как отнесся к зайцу каждый  из персонажей рассказа?

Ветеринар - злой, невоспитанный, равнодушный, жестокий, грубый;

Бабка Анисья - любопытная, жалостливая, душевная, добрая;

Аптекарь -  нервный, сердитый, раздражённый, но добрый;

Ваня  - беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный;

Доктор Карл Петрович - интеллигентный, строгий, образованный, добрый;

Дед Ларион  - отзывчивый, робкий, добрый.

- Вы нашли истину? Это рассказ о людской доброте и отзывчивости. Но почему на рисунках центральное место занимает заяц? (ответы детей)

-Действительно,  больной заяц в центре  событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание.

Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто –то нет. Перед нами «корзина мыслей» Каждый сам кладет в неё свою мысль, дописав слова на листочке (на листочке написана незавершенная фраза(каждый выбирает по желанию)

Быть добрым –это значит….

Быть добрым легко….

Быть добрым тяжело…



- Совершив добро, наслаждайтесь тем, что всем окружающим вас стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если мы научимся этому, то мы – богатые  люди.  А самое главное- это научиться видеть, что кому-то нужна наша помощь. А теперь скажите, ведь правда, что мы открыли простые истины?

-Как вы думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

(Чтобы мы задумались, какое бедствие для леса пожар…)

- Животные тоже иногда приходят человеку на помощь. Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.

- Какие выводы для себя сделали?

      До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня.
Человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе.

Рефлексия
Синквейн (заяц, Ваня, Карл Петрович, дед Ларион)

Оцените свою работу на уроке:

1. На уроке я работал…активно/пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен /не доволен, почему?

3.Материал урока мне был понятен / не понятен?

Дом. задание (по выбору)

  1. Напишите рассказ о случае из жизни животного, свидетелем или участником которого были вы или ваши друзья.

2. Какие чувства, мысли дед сумел вложить в свое короткое письмо к профессору: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле…»?(письмен. ответ на вопрос)






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ