Урок внеклассного чтения. Б.Яковлев «Белые журавлики»

Урок внеклассного чтения.

Б.Яковлев «Белые журавлики»

Цели:

  • познакомить с содержанием рассказа, показать связь литературного произведения с историческим событием;

  • формировать навык чтения;

  • развивать устную речь учащихся;

  • развивать мышление и пространственное воображение, навык конструирования;

  • воспитывать умения сопереживать и сочувствовать;

  • воспитывать стремление оказать действенную помощь человеку, который попал в беду.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, бумажные журавлики, карта мира.

Ход урока.

  1. Подготовительный этап.

(Звучит музыка военных лет)

Учитель:
-6 августа 1945 года – страшная страница в истории человечества. В этот день на японский город Хиросиму с американского самолета была сброшена атомная бомба. В миллионные доли секунды на мирный город упал огненный шар, шар ярче солнечного света.
Несется смерч ужасный, черный… Мгновенье… и нет ничего светлого. Остались только слезы, горе, смерть…
По всей земле летит сообщение: “Американцы сбросили атомную бомбу на город Японии”.

(Пауза)

-И в одну секунду было сожжено 36 000 человек, в одну секунду 72 000 человек получили тяжелые ранения, в одну секунду более 15 000 домов и зданий превратились в пепел и раскаленные развалины, в одну секунду смертоносные частицы поразили смертью все живое на расстоянии полутора километров.

С тех пор прошло много лет, но по сей день люди помнят страшное событие в Японском городе Хиросиме.

(Музыка прекращается)

В этом городе жила маленькая девочка Сасаки, а фамилия Садако. После атомного взрыва ядовитые частицы попали в кровь маленькой девочки и она заболела лучевой болезнью. 10 лет она боролась с болезнью. Ей очень хотелось жить.

(Подготовленная ученица со свечой в руках):

Когда я выйду к солнышку?” – спросила у врача.
А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча.
И врач ответил девочке:
- Когда придет зима, и тысячу журавликов ты сделаешь сама”

(Учитель подает ей журавлика)

Учитель:

-У японцев есть легенда: если больной мальчик или девочка сделает 1000 журавликов, то смерть от них отступит. И маленькая девочка начала делать журавликов.

(Чтение стихотворения подготовленной ученицей со свечкой в руках):

Я жить хочу, не умереть,
Хочу не плакать я, а петь,
Хочу я слышать звонкий смех,
Хочу я радости для всех.
Чтоб злая бомба никогда
Не разрушала города.
Я жить хочу, не умереть,
Хочу не плакать я, а петь!

(Свеча гаснет)

Учитель:

- Садако Сасаки сделала 662 журавлика, но смерть не отступала, силы все уходили и уходили от нее. Тогда японские дети пришли на помощь девочке. Они присылали много, много разноцветных журавликов, и их было уже несколько тысяч, весть о болезни долетела и до Москвы. И тогда московские школьники решили тоже послать своего большого бумажного журавлика. Но лучевая болезнь оказалась сильнее чудесной сказки, и Сасаки умерла…

Ежегодно 6 августа к Парку мира с рассвета движутся вереницы людей. Эта река рождается  и  течет стихийно. Хризантемы у подножия памятника похожи на снежные сугробы. Люди стоят перед памятником, склонив обнаженные головы. Вокруг бетонной арки оставлена площадка, засыпанная речной галькой. Число этих камешков дает представление о количестве имен, которые следовало бы написать на одной из самых больших могил нашей планеты.

У памятника всегда тихо. Но вот глухо ударяет бронзовый колокол. Ему вторят заводские сирены. И разом взлетают в небо сотни голубей, словно разнося на своих крыльях звуки хиросимского набата.

В сумерках тысячи людей молча спускаются к воде. На крестовину из 2-х щепок каждый ставит зажженную свечу, прикрытую бумажным колпаком, и пускает его вниз по течению. Зыбкий свет свечей ложится на мемориальные руины моста Айои, и, кажется, что они все еще раскалены пожарищем

Люди! Берегите мир! Берегите жизнь!”

  1. Знакомство с текстом.

Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Юрия Яковлева “Белые журавлики”. Ребята, а кто понял, почему рассказ так называется? (Журавлик - это символ выздоровления, вера в жизнь). Я хочу, чтобы вы после чтения ответили на вопрос: “Какое же несчастье принес атомный взрыв? (Он принес смерть.)

(Чтение рассказа учителем и подготовленными учениками).

  1. Работа над текстом.

Учитель:
- Найдите и прочитайте, как изображен атомный взрыв бомбы? (Страница 189 учебника)
- А вот как атомный взрыв изобразил художник.

(На доске рисунок взрыва).

- Похоже ли описание атомного взрыва в учебнике на рисунок?
- Как Сасаки преодолевала свою болезнь? (Верой в жизнь, делая при этом белых журавлей.)
- Найдите и прочтите, как Сасаки делала журавликов? (Страница 190 учебника).
- И сегодня я хочу, чтобы каждый из вас тоже научился делать бумажные журавлики.

писание сборки журавлика – оригами.)

Учитель:

- Давайте вернемся к тексту.

(Работа над текстом).

- Кто и как помогал Сасаки бороться с болезнью? (Врачи, японские дети, московские школьники – присылали ей свих журавликов.)
- Что сделали, чтобы память о погибших детях увековечить на всю жизнь? (Поставили памятник в центре города Хиросимы.)
- Найдите и прочитайте о памятнике в тексте. (Страница 191 учебника).
- Как ведут себя люди и дети у этого памятника? (Люди останавливаются, снимают шляпы и несколько секунд проводят в молчании, а дети приносят белых журавликов.)
- Найдите и прочитайте об этом в тексте. (Страница 191 учебника).
- А сейчас мы с вами тоже проведем несколько секунд в молчании, в знак памяти всех погибших детей на Земле.

(Минута молчания при свечах. Составление гирлянды дружбы).

Учитель:

- А теперь из журавликов, которых сегодня сделали мы, составим большую гирлянду дружбы. Она является символом выздоровления и верой в жизнь.

(Дети прикрепляют журавликов по рядам к доске в виде гирлянды.)

  1. Итог урока и домашнее задание.

Вопросы для закрепления:

- С каким рассказом вы сегодня познакомились?
- Что такое белый журавлик?
- В какой стране происходили события?
- О каком городе шла речь в тексте?
- Вашим домашним заданием будет пересказ рассказа, а в знак мира, дружбы и счастья на Земле выполните рисунок “Пусть всегда будет солнце, дружба и мир”.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ