УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ по теме: «Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и её адресаты»в 10 класс
МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Г.Льгова»
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗРАБОТКА
УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
по теме: «Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и её адресаты»
в 10 классе
Разработку подготовила:
учитель русского языка и литературы
Жильцова Оксана Сергеевна
2014 год
Технологическая карта
урока литературы по теме: «Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и её адресаты»
Предмет: литература
Класс: 10.
ФИО учителя: Жильцова Оксана Сергеевна
Наименование образовательного учреждения: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Льгова» Курской области
Место урока в системе уроков по данной теме: 3 урок по теме «Систематизация знаний по творчеству М.Ю.Лермонтова»
Триединая дидактическая цель урока:
- Образовательная (познавательные УУД) поиск и выделение необходимой информации , осознанное и произвольное построение речевого высказывания, смысловое чтение, умение анализировать;
- воспитательная (коммуникативные и личностные УУД) планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации, стремление к речевому совершенствованию;
- развивающая (регулятивные УУД) целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция
Планируемые результаты: развитие творческих способностей обучающихся , развитие связной речи, воспитание интереса к предмету.
Этап урока
Цель/задача этапа
Планируе-
мое время
Деятельность и слова учителя
Планируемая деятельность и слова учащихся
Запланированный результат урока
Организационный момент
Организация начала занятия
Целеполагание
2 мин
Приветствует учеников.
Настраивает на работу.
Звучит эпитет
Боже мой! Сколько эстетического в этом человеке!
Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем!
В.Г. Белинский
Готовятся к уроку. Слушают учителя Воспринимают материал.
Формирование коммуникативных УУД.
Мотивация к учебной деятельности
Формирует регулятивные УУД. Постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено обучающимися , и того, что ещё неизвестно
5 мин
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне:
Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь — это созидающее чувство, «прекрасное мгновенье», «божественный дар», побуждающий творчество, то у Лермонтова — это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.
Любить... но кого же? На время не стоит труда,
А вечно любить невозможно...,-
размышляет лирической герой М.Ю. Лермонтова.
Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического «я», но везде ощущается сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания — неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.
Всякий плакал, кто любил
Любил ли он морские волны
Иль сердце женщине дарил...(поэма «Моряк»)
Неразделенная любовь, начиная с разных стихов
Три раза я любил
Любил три раза безнадежно...
И на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни (Ивановский цикл, Сушковский цикл).
Лермонтов был очень восприимчив, душевно раним (что связано с обстоятельствами жизни, смертью матери, неблагоприятными отношениями бабушки и отца, разлукой с
отцом). Поэтому Лермонтов рано духовно повзрослел.
Лермонтов впервые влюбился в 10 лет, это он запомнил на вся жизнь.
Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь — это созидающее чувство, «прекрасное мгновенье», «божественный дар», побуждающий творчество, то у Лермонтова — это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.
Любить... но кого же? На время не стоит труда,
А вечно любить невозможно...,-
размышляет лирической герой М.Ю. Лермонтова.
У учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.
Выступление ученика:
В глубокой тайне держит десятилетний Лермонтов свои страсти от самых близких: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет в роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я её там видел. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, я помню, я вбежал в комнату; она была
тут, и играла с кузиною в куклы: сердце мое затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем ещё не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я ещё не любил так. О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум! Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность — нет; с тех пор я ничего подобного больше не видел или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в этот раз».
Подготовка обучающих к обобщённой деятельности
Актуализация знаний
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
15 мин
Слушает учеников и демонстрирует слайды.
Комментирует их:
«В 1830 году Лермонтов посвящает Екатерине 11 стихотворений, составившей «Сушковский цикл» его любовной лирики»
Демонстрация полученных знаний
Сообщение 1 ученика:
1828 год — 14 лет, первая влюбленность. В 1828 году М.Ю. Лермонтов поступает в Московский университетский пансион. Уже тогда он писал стихи. Среди них и стихи, обращенные к сестре его соученика Михаила Сабурова — Софье.
Софья Ивановна Сабурова (1816-1864) считалась в москвском высшем свете одной из первых красавец. Почти три года длилось это увлечение.
Как? Вы поэта огорчили,
И не наказаны потом?
Три гола ровно вы шутили
Его любовью и умом?
Нет, вы не поняла поэта,
Его души печальный сон;
Вы небом созданы для света,
Но не для вас был создан он! (1831 год) Посвящение«Сабуровой».
В 1832 году Софья вышла замуж и переехала с мужем в Орел.
Сообщение 2 ученика:
1832 год: Екатерина Сушкова — русская дворянка, мемуаристка.(Слайд №3)
в 1830 году А.М. Верещагина, давняя знакомая Лермонтова, познакомила его с
18-летний Екатериной Сушковой( 1812-1868). «Черноокой» называли ее в свете. Светская красавица, она посмеивалась над чувствами поэма. Она не отвечала ему взаимностью, а он страдал. Позже М.Ю. Лермонтов переезжает в Петербург, поступает в школу гвардейских прапорщиков, которую оканчивает в ноябре 1834 года. Он был зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк. Через 5 лет здесь, в Петербурге, произошла новая встреча с Екатериной Сушковой, известной в свете кокеткой.
Лермонтов никому никому ничего не прощал в силу своего лестительного характера. Он решил ей отомстить, вскружил ей голову и расстроил её предстоящее замужество со своим другом Алексеем Лопухиным.
Благодарю! Вчера мое признанье
И стих мой ты без смеха приняла;
Хоть ты страстей моих не поняла,
Но за твое притворное вниманье
Благодарю! (1830) («Благодарю!»)
Весной 1835 года Лермонтов писал из Петербурга А.М. Верещагиной: «Вначале это было просто разлечением, а затем, когда мы поладили друг с другом, стало расчетом...
Я понял, что m-lle S., желаю изловить меня, легко себя скомпрометирует со мною. Вот я ее и скомпрометировал, насколько было возможно, не скомпрометировав самого себя»:
И так, прощай! Впервые этот звук
Тревожит так жестоко грудь мою
«Прощай!»-шесть букв приносят столько мук!
Уносят все, что я теперь люблю!
Я встречу взор её прекрасных глаз
И, может быть, как знать...
В последний раз.(«Итак, прощай!...» 1830)
История их отношений нашла свое отражение в повести «Княгиня Лиговская». Она до конца жизни так и не узнала, что письмо, ее скомпрометировавшее и приведшее к разрыву с женихом, было написано Лермонтовым.
Формировать Умения обучающихся
свободно владеть устной речью, применяя живой литературный слог
Исследователь
ская работа с
текстом
Проверить умения выявлять поэтику теста,
Специфику
его содержания и смысла
10 мин
Учитель:
В 1830 году Лермонтов посвящает Екатерине 11 стихотворений, составившей «Сушковский цикл» его любовной лирики.
1)Ученики проводят анализ стихотворения «Нищий» и прослушивают романс
2) Сообщение 3 ученика:
Значительно более глубокий след в сердце поэта оставила поначалу загадочная для исследователей творчества Лермонтова «Н.Ф.И.».(Слайд №4)
Летом 1829-32 годах, Лермонтов гостил в подмосковном Середнякове, имении Столыпиных — родственников со стороны бабушки. Многие стихи этих лет имеют посвящение: «Н.Ф.И.». Некоторые из этих стихов вошли в драму «Странный человек». Наталья Федоровна Иванова (1813-1875), дочь московского литератора Федора Федоровича Иванова.
В начале знакомства, ободренный внимание со стороны « Н.Ф.И.», Лермонтов писал:
Мои неясные мечты
Я выразить хотел стихами,
Меня бы примирила ты
С людьми и с буйными страстям;
Но взор спокойный, чистый твой
В меня вперился изумленный.
Сказав, что болен разум мой,
Желаньем вздорным ослепленный.
Уже в 1831 году их отношения изменились и появились такие строки:
Я не достоин, может быть,
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Но вскоре Лермонтов встретил непонимание и холодность. Разрыв стал неизбежен.
Что может краткое свиданье
Мне в утешенье принести,
Час неизбежный расставанья
Настал,и я сказал: «Прости»
В лирике поэта появляются трагические ноты, «мотивы неверия в прочности женского чувства,ревность,укоры в обмане»,-писал В.А. Мануйлов. Чувство оскорбленной гордости,обостренное ощущение своего творческого дара подсказали поэты следующие строки:
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам... (1832)
4) Ученики проводят анализ стихотворения «Я не унижусь пред тобой»
Развитие самостоятельности суждений и оценок
Обобщение и повторение материала
Организация деятельности по повторению и применению знаний и умений.
10 мин
Слушает учеников и демонстрирует слайды(5-7)
Комментирует их:
«Разрыв с Ивановной вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокий ответственности за него.
У Лермонтова есть примерно 40 стихотворений, объединенных название «Ивановский цикл»
Учитель:
Варвара Александровна Лопухина в 1835 году вышла замуж за Н.Ф. Бахметева, чиновника. Который был значительно старше ее. Имя Вареньки Лопухиной долгие годы не упоминалось ни в комментариях к сочинениям Лермонтова, ни в работах о нем. Лермонтов, касаясь взаимоотношений с Лопухиной, всячески старался увести читателя от разгадки имени любимой женщины (например, «Герои нашего времени», где он зашифровал портретное сходство при описании Веры — убрал упоминание о родинке над бровью и написал»на щеке»). Демострирует и комментирует (Слайд №8) Ещё одна светская красавица волновала тогда поэта — Мария Алексеевна Щербатова — княгиня, красавица, образованная. Лермонтов был увлечен ею в 1839-40гг.
Ученики демонстрируют свои знания.
Сообщение 4 ученика:
Ещё одна вдохновительница произведений М.Ю. Лермонтова — Варвара Александровна Лопухина(Бахметева) — русская дворянка
Сообщение ученика:
Веской 1830 года Миша Лермонтов с бабушкой поселяются в Москве, в доме №2 по Малой Молчановке. Здесь же, почти напротив, находилась усадьба дворян Лопухиных, Миша и Алексей подружились. У Алексея было две сестры — Мария и Варвара. В Вареньку Лопухину студент Лермонтов страстно влюбился. «Она была прекрасна, как мечтанье; продолговатый овал лица, тонкие черты, большие задумчивые глаза и высокое, ясное чело навсегда оставались для Лермонтова прототипом женской красоты. Над бровь была небольшая родинка». Поэт посвятил ей множество произведений.
Литературные критики говорили, что черты Вареньки Лопухиной нашли свое отражение в образах княжны Мери и Веры из романа «Герой нашего времени».
Ученик:
Обращаясь к Вареньке в 1832 году, Лермонтов писал:
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем!
(…)
Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
15 Но с тобой, мой луч путеводитель,
Что хвала иль гордый смех людей!
Родственник поэта Аким Шан-Гирей вспоминал: «В это время (до 1837 года) я имел случай убедиться, что первая страсть Мишеля не исчезла. Мы играли в шахматы, человек подал письмо; Мишель начал его читать, но вдруг переменился в лице и побледнел, я испугался и хотел спросить, что такое, но он, сказал: «Вот новость — прочти!». И вышел из комнаты. Это было известие о предстоящем замужестве В.А. Лопухиной».
В феврале 1838 года Лермонтов пишет письмо в Москву, оно адресовано сестре Вареньки — Марии Лопухиной. В нем стихотворение, озаглавленное «Молитва странника». Странник — это сам поэт, а молит он о «деве невинной», «душе достойной». Скорее всего, оно обращено к Варваре Лопухиной.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному.
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.(1837)
Стихотворение «Молитва» - шедевр любовной лирики Лермонтова. Это гимн чистоте, нежности, душевной красоте.
Сообщение ученика:
1839 год. Лермонтов – поэт знаменит в свете. Его принимают во многих великосветских салонах Петербурга. Он вернулся в северную столицу из первой кавказской ссылки, последовавшей после появления в списках стихотворения “Смерть поэта”, посвященного гибели А. С. Пушкина. Среди светских красавиц тогда блистала Мария Петровна Соломирская, урожденная графиня Апраксина(1811-1859).
Зимой 1839-40 годов они часто встречались в свете. Соломирская была увлечена поэзией Лермонтова. Арестованный за дуэль с Барантом, поэт, находясь в тюрьме, получил записку без подписи. Он решил, что ему написана ее М.П. Соломирская:
Так, разбирая в заточенье
Досель мне чуждые черты,
Я был свободен на мгновенье
Могучей волею мечты.
Залогом вольности желанной,
Лучом надежды в море бед
Мне стал тогда ваш безымянный,
Но вечно памятный привет.
Этой же зимой Лермонтов несколько раз приезжает из Царского Села, где стоял его полк, в Петербург. Тогда же появилось стихотворение, которое литературоведы считают обращением к Соломирской:
Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;
Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав, его я
Узнаю повсюду.
Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
Поэт прочитал эти строки своему другу, издателю и журналисту А. Краевскому. Тот похвалил стихи и отметил одну грамматическую неточность. Лермонтов пытался исправить строки, но, бросив перо, сказал: « Нет, ничего нейдет в голову. Печатай, как есть».
Сообщение ученика:
Урожденная Штерич (1820-1879), украинка. Сам поэт о ней говорил:” Такая, что ни в сказке сказать, ни пером написать”. Этой весной ей было около 20 лет, Лермонтову – 25. Светская молва связывала имя Щербатовой с дуэлью поэта с Барантом. И.С. Тургенев, встретивший М. Щербатову в Москве, где в это время был Лермонтов, заметил в своем дневнике: “Сквозь слезы смеется, любит Лермонтова”. Поэтический портрет М. Щербатовой дан поэтом в посвященном ей стихотворении “М. А. Щербатовой”. (Чтение стихотворения).
Другие прекрасные строки, посвященные М. Щербатовой, были положены на музыку композитором А.С. Доргомыжским. Романс “Отчего” быстро стал популярен.(Слайд №9)
Сообщение ученика:
Екатерина Быховец — дальняя родственница поэта.
Весной 1841 года Лермонтову было предписано, в 48 часов, покинуть Петербург. В мае он в последний раз приезжает в Москву, в июне – он опять на Кавказе. До его гибели на дуэли под Пятигорском 15 июля оставалось совсем немного времени. В день дуэли утром Екатерина Быховец беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник. Письмо ее от 5 августа 1841 года – взволнованный рассказ о взаимоотношениях Лермонтова с Н.С. Мартыновым, о дуэли, смерти, похоронах поэта. Одно из последних стихотворений поэта, посвящено – Екатерине. По воспоминаниям самой Екатерины Григорьевны она – Катюша – напоминала ему Вареньку Лопухину. Вероятно, поэтому последняя строфа стихотворения говорит о В. Лопухиной, вышедшей замуж за нелюбимого человека:
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье,
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою… (1841)
Формировать умения обучающихся Применять полученные знаний в новой ситуации,четко нести организованную информацию
Рефлексия и итоги урока
Формировать умения делать выводы и обобщения
2 мин
Организует обратную связь.Задаёт вопросы:
– Назвать адресатов любовной лирики Лермонтова.
– Согласны ли вы с мнением В.Г. Белинского? Аргументируйте свой ответ.
– Отметьте мотивы любовной лирики Лермонтова.
– Обратите внимание на выставку, посвященную творчеству Лермонтова.
Осознание учащимися своей учебной деятельности
Отвечают на вопросы.
Самооценка результатов своей деятельности
Используемая литература и ресурсы:
Ю.В.Лебедев «Литература 10 класс», М.Просвещение,2012г.
Лермонтовская энциклопедия, М.Советская энциклопедия, 1981 г.
В.И.Коровин. «М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве».
М.Русское слово.,2011 г.
4) Сообщество взаимопомощи учителей(http://pedsovet.ru)
5) cайт «Фестиваль педагогических идей»(http://festival.1september.ru)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ