Урок внеклассного чтения в 6 классе О совести и долге (по рассказу К.Д. Ушинского «Слепая лошадь»)
Урок внеклассного чтения в 6 классе
Тема:
О совести и долге ( по рассказу К.Д.Ушинского «Слепая лошадь»)
Составила: Даянова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ №43» г. Нижневартовска
Цели:
Образовательные: 1) Ознакомление с рассказом-притчей К.Д.Ушинского
2) Овладение навыками анализа художественного текста.
Развивающие: Развитие речи, логического, критического мышления, памяти, творческих способностей, коммуникативных навыков у учащихся.
Воспитательные: Воспитание у детей доброты, душевной чуткости, чувства долга и ответственности за свои поступки
Оборудование: видеопроектор, карточки с текстом произведения.
Этапы урока
Цели этапа
Приёмы и методы
Цели приёмов и методов
Вызов
Активизация каждого ученика;
Актуализация знаний;
Развитие связной речи;
Развитие логического мышления.
Анализ заголовка по особым вопросам;
Подобрать определение заголовку;
Рассказ-предположение.
Активизация каждого ученика;
Расширение словарного запаса, умения давать характеристику;
Развитие мышления, устной и письменной речи
Осмысление
Организация активного восприятия текста; Направление усилий на степень понимания текста
Чтение с остановками;
Постановка вопросов разного типа; Открытый финал
Организация активного чтения;
Отслеживание уровня понимания текста; Развитие образного мышления.
Рефлексия
Обобщение и систематизация приобретённого читательского опыта;
Написание синквейна;
Написание сочинения-размышления.
Развитие умения выделять главное;
Обобщение на уровне личностных впечатлений.
ХОД УРОКА:
- Ребята, сегодня на уроке литературы мы познакомимся с рассказом Константина Ушинского « Слепая лошадь». Как вы думаете, почему автор дал такое название своему произведению ?
Стадия вызова
-Попробуйте спрогнозировать сюжетную канву по ключевым словам:
Давным-давно, славянский город Винета, купец, лошадь Догони-Ветер, темный лес, верный конь, болезнь, негодная лошадь, вечевой колокол, черный поступок.
Зачитываются версии учащихся, сравниваются.
Стадия осмысления
Раздаётся текст, разделённый на остановки.
Самостоятельное чтение текста до первой остановки.
Давным-давно стоял на высоком морском берегу богатый торговый славянский город Винета. В этом городе жил купец Уседом, который был очень богат. В конюшне Уседома было много прекрасных лошадей, но не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра. Хозяин никогда не ездил ни на какой другой лошади. Случилось купцу во время одной из поездок по торговым делам проезжать через большой и темный лес. Вдруг из-за кустов выскочило шесть плечистых молодцов. Не видать бы богатому Уседому своей родной Винеты, если бы под ним был другой конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, опрокинул на землю двух злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего и помчался, как вихрь. Через полчаса Уседом уже въезжал в свою родимую Винету на коне, с которого пена клочьями валилась на землю. Слезая с коня, купец торжественно обещал никому не отдавать своего верного коня, не прогонять его, как бы он не состарился, и ежедневно до самой смерти отпускать ему по три меры лучшего овса.
Задаются вопросы к тексту:
- Какими вы представляете себе героев рассказа?
- Опишите Догони-Ветра?
Читается текст до второй остановки.
Но он не присмотрел сам за лошадью, а работник не дал измученному коню как следует остыть и напоил его раньше времени. С тех пор Догони-Ветер начал хворать, слабеть и, наконец, ослеп. Купец очень горевал и полгода соблюдал свое обещание. А затем ему показалось нерасчетливым кормить слепую, негодную лошадь, и он велел выгнать ее за ворота.
- Какого развития событий вы ожидаете дальше?
Чтение текста до третьей остановки.
В этом городе не было князя, а жители управлялись сами собой. Когда нужно было решать какие-нибудь важные дела, они собирались на площади. Такое собрание народа называлось вечем. На этой площади висел большой колокол, по звону которого собирался народ. Бродя по площади, слепая и голодная лошадь набрела на столбы, на которых висел колокол. Думая, может быть, вытащить пучок соломы, она схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать.
- Найди в тексте значение слова «вече» и запиши в тетрадь.
- Закончите историю о слепой лошади.
Самостоятельная работа учащихся: пишут концовку рассказа.
Обсуждение вариантов ответов. Чтение окончания произведения.
Открытый финал
Колокол зазвонил так сильно, что народ, недоумевая, толпами стал сбегаться на площадь. Все знали Догони-Ветра, знали, что он спас Жизнь хозяину, знали обещание купца и удивились, увидя на площади бедного коня, слепого, голодного, дрожащего от стужи. Народ единогласно решил, что Догонт-Ветер имел право звонить в вечевой колокол. Потребовали на площадь неблагодарного купца и приказали ему содержать лошадь и кормить ее до самой смерти. Особый человек приставлен был следить за исполнением приговора. Говорят, впрочем, что не нужно было предупреждать Уседома: купец почувствовал всю черноту своего поступка, кормил и холил слепую лошадь до самой ее смерти.
Стадия рефлексии
- Прочтите ещё раз тему урока. Можно ли сказать, что это рассказ о долге и чести? О каком долге идёт речь?
- Сформулируйте идею произведения.
- О чём заставил задуматься рассказ Константина Ушинского « Слепая лошадь»?
- Напишите синквейн, в котором бы вы отразили идею или показали бы героев рассказа.
Возможные варианты:
Купец
Неблагодарный, жестокий
Нарушает, предаёт, выгоняет
Выгоняет беззащитную лошадь
Предатель
Лошадь
Смелая, верная
Трудится, спасает, страдает
Спасает хозяина от смерти
Героиня
Домашнее задание: Напишите сочинение-размышление, выразив в нём своё отношение к проблемам, затронутым в данном рассказе.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
-Мне хотелось бы закончить урок такими словами:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Спасибо всем! Всего доброго!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ