Урок внеклассного чтения в 3 классе «Обобщение знаний по творчеству И.А.Крылова. Басни»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 56» города Курска
Урок внеклассного чтения
в 3 классе
Тема: «Обобщение знаний по творчеству И.А.Крылова. Басни»
подготовила
Смирнова Юлия Павловна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
ТЕМА: «Обобщение знаний по творчеству И.А.Крылова. Басни»
Цели:
повторение ранее изученных басен И.А.Крылова в игровой форме;
расширение представлений о басне, как одном из старейших жанров литературы;
проверка знаний о теоретико-литературных понятиях: «басня», «афоризм», «мораль»;
обучение приёмам самостоятельной работы, работе в группе;
развитие логического мышления, творческого воображения, умения делать выводы, развитие речи;
уяснение общечеловеческой морали басен И.А.Крылова, воспитание нравственных качеств.
Тип урока – Урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: прялка, ленточки; портрет И.А.Крылова, презентация «Басни Крылова»;
карточки со словами «лень, зависть, хвастовство, глупость, хитрость, коварство, лицемерие, лесть, скупость, беспечность»;
книги с баснями И.А.Крылова;
словари (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений, Шанский Н.М., Зимин В.И, Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь);
грамзаписи П.И.Чайковский «Времена года», А.Глазунов Вальс из «Балетной сюиты»;
таблички с названиями команд; костюмы для «Стрекозы и Муравья».
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор и экран, музыкальный центр.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word
Предполагаемые результаты обучения:
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей, соотносить поступки героев с нравственными нормами, самостоятельно делать выводы.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, задавать вопросы и использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату выполненного действия.
ХОД УРОКА:
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Ребята, у нас на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь с ними.
Психологический настрой.
КОЛЕСО УДАЧИ.
В комнате стоит старинная прялка.
-Перед нами красивая старинная вещь. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас привязать на колесо цветную ленточку.
Учитель крутит колесо прялки.
- Будьте на уроке лёгкими, весёлыми, уверенными, как эти летящие ленточки.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Слайд 2
Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие – царство Басни.
- Царство Басни – очень древнее, по всему миру есть его представительства.
3. «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ ДЕТЬМИ.
-Что такое басня? (Басня – один из старейших жанров литературы. Это короткий рассказ в стихах или прозе, в котором главная мысль – мораль (высказывается в виде поучительного вывода).
-Из каких частей состоит басня? (Случай из жизни и мораль – вывод, )
- Кто может быть героем басни? (Люди, животные или разные предметы)
-Баснописцев было много.
-Каких знаете вы? (С.Михалков, Л.Толстой. И.А.Крылов)
Слайд 3
В Древней Греции очень давно жил раб по имени Эзоп. Считается, что он первым начал сочинять басни. Они были написаны в прозе, а персонажами были животные. Легенды рисуют Эзопа народным мудрецом (в обличье хромого раба), безвинно сброшенного со скалы.
- Кто может сказать, как по его имени стали называть иносказательную речь? (эзоповым языком)
- Правильно, иносказательную речь стали называть эзоповым языком.
Басни Эзопа:
- Ворон и лисица
- Лисица и лев
- Лев и мышь
- Ворона и кувшин
- Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам вот этого замечательного человека ….( вывешивается портрет И.Крылова).
- Кто это? ( Иван Андреевич Крылов.) Кроме того, переведенные им басни, стали понятнее и ближе, потому что Иван Андреевич наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
Таким образом, в России басня появилась в 18 веке, благодаря Ивану Андреевичу Крылову.
Его ласково называют «дедушка Крылов».
- Поэт Лебедев-Кумач сказал о нём так:
«Крылов! Это имя нам дорого с детства:
И знает Крылова любой человек –
Дедушка нам оставил наследство,
Которое светит из века в век…»
Слайд № 4
-За свою жизнь Иван Андреевич написал много литературных произведений, но мировую славу он заслужил благодаря басням. Их он написал 205.
Иван Андреевич Крылов смог расслышать, как разговаривают между собой звери, птицы, рыбы … Оказывается, они говорят стихами, да еще в своей речи употребляют пословицы и поговорки.
Сегодня мы выясним, насколько хорошо вы знаете басни Крылова, его героев, умеете понимать язык «крыловских» животных, умеете определять мораль басни.
4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
1) Работа в группах.
- На прошлом уроке вы получили задание разделиться на команды, придумать название и девиз, употребив слова из басен И.А.Крылова.
-Я уже вижу, как это у вас получилось. Попрошу теперь представиться.
(Один ученик из команды говорит название, а все, взявшись за руки, говорят хором свой девиз).
1. КВАРТЕТ
Девиз: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».
2. ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА
Девиз: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет...».
3. СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Девиз: В мягких муравах у нас песни, резвость всякий час.
4. КУКУШКА И ПЕТУХ
Девиз: «Поёшь ты лучше райской птички»
5.ВОРОНА И ЛИСИЦА
Девиз: «Какие пёрышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок!»
- Я приготовила задание для каждой команды (в конвертах на карточках), которое надо будет подготовить в течение 5 минут. Учитель проговаривает задания.
Задание команде «КВАРТЕТ»
- Перед вами словарь «крылатых выражений» или по - другому словарь афоризмов.
(Приложение 1)
Слайд 5
- Афоризм - это краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, житейскую мудрость; поучительный вывод.
В русском языке это ещё называется как? ( Фразеологизмы)
- Вам надо будет составить свой словарь, выбрав только афоризмы из басен И.А.Крылова и объяснить их смысл.
- Если при выполнении заданий появятся затруднения, то можно будет пользоваться словарями и текстами басен.
Задание команде «ВОРОНА И ЛИСИЦА»
Соотнести строки с названием басни, объяснить их смысл. (Приложение 2)
Задание команде «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ»
Инсценировать басню «Стрекоза и муравей» Задача артистов – серьёзно сыграть свою роль, суметь передать характер своего героя.
Задание команде «ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА»
Решить кроссворд и сказать, чему учит нас эта басня. (Приложение 3)
Задание команде «КУКУШКА И ПЕТУХ»
Выполнить тест (Приложение 4)
Во время обсуждения заданий звучит музыка П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»
2) Антиципация по ключевым словам, иллюстрациям.
Слайды № 6-15
Дети по очереди читают строки из басни, называют басню и объясняют смысл.
1) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт…
(«Лебедь, Рак да Щука» Если они друзья, то всё надо делать дружно. Автор сожалеет, что в товарищах согласья нет. Когда делают дело, а между героями идёт раздор, то в итоге ничего не получится)
2) Сыр выпал, с ним была плутовка такова…
(«Ворона и лисица» Лиса получила то, что хотела, благодаря своей хитрости)
3) Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк все к худу клонит…
(«Мартышка и очки» Надо знать применение вещам, не быть глупцом, невеждой).
4) Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши
(«Стрекоза и муравей» Здесь показана беспечность, бездушие муравья и беззаботность Стрекозы)
5) У сильного всегда бессильный виноват.
(«Волк и Ягнёнок» В этой басне показана безжалостность, беспощадность, жестокость сильных по натуре и робость слабых)
-Молодцы, ребята! Вы очень легко справляетесь с заданиями. Я вижу наше путешествие по царству Басен успело сплотить вас.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить ещё раз.
2. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор на счет 1–6 в верхний правый угол доски, вернули взор на указательный палец, потом перевести взор на счет 1–6 в верхний левый угол доски. Повторить ещё раз.
3. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть в окно (считать до 5). Повторить 2 раза.
6. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.
3)Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей»
Звучит музыка. А.Глазунов Вальс из «Балетной сюиты»
-Поделитесь своими впечатлениями от игры наших актёров.
-Какой показана в басне Стрекоза? ( Беспечная, легкомысленная, ленивая)
- Удалось ли это показать Лизе?
- А каким был Муравей? ( Трудолюбивым, справедливым, бесчувственным)
-А удалось ли Артуру передать образ Муравья, который задумал И.А.Крылов?
-Как поступили бы вы, если оказались на месте Муравья?
Высказывания детей
Муравей поступил правильно, но я бы так не поступил. Нельзя закрывать дверь перед просящими о помощи.
Помогать человеку, который бездельничал, и дальше собирается бездельничать, глупо и вредно.
Благотворительность «стрекозам» может испортить даже тех, кто находится рядом. Появляются мысли: «Можно хорошо устроиться!»
-Какова мораль этой басни? Ответьте пословицей. ( Труд кормит, а лень портит)
-Что осуждает автор в этой басне? (Он осуждает беспечность, беззаботность, лень)
- Вспомните, какие слова из этой басни стали «крылатыми»? ( Так поди же, попляши!» )
4) Решение кроссворда
Слайд № 16-23
Ученик читает задание, говорит ответ, на экране постепенно появляются слова.
-Чему учит нас эта басня?
1. Кто смеялся “вперёд чужой беде”?
(Голубь. «Чиж и Голубь». Не надо смеяться над бедой людей, потому что можно оказаться в такой же ситуации)
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
(Обезьяна. «Зеркало и обезьяна». Нельзя обсуждать других, у всех бывают недостатки)
3. У кого к зиме под мостом “был готов и стол, и дом”?
(Муравей. «Стрекоза и Муравей». Надо всегда думать о завтрашнем дне, а не надеяться на других, чтобы не оказаться в трудной ситуации)
4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
(Ворона. «Ворона и Лисица». Не надо поддаваться на лесть Кто любит лесть, того легко обмануть льстивыми словами)
5. Кто без драки “хочет попасть в большие забияки”?
(Моська. «Слон и Моська» Не надо зазнаваться и хвастаться )
6. Один из героев, которые “везти с поклажей воз взялись”.
(Рак. «Лебедь, Рак и Щука» Любую работу всегда делать легко, если всё делается в согласии. )
7. Кого “по улице водили, как будто напоказ”? (Слон.)
5) Работа с тестом. Достижение понимания на уровне содержания.
Ученик читает строки, говорит из какой басни и главную мысль (мораль) басни.
1 «А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни - что твой соловей!...»
1. Кто произнёс эти слова?
а) петух б) кукушка в) соловей
2. Как называется басня?
а) Петух и Кукушка б) Ворона И Лисица в) Кукушка и Петух
3. Определи мораль этой басни
а) За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он кукушку.
б) Кто виноват из них, кто прав - судить не нам; да только воз и ныне там.
2 «Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать так, право, сказки!
Какие пёрышки, какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!..»
1. Кто произнёс эти слова?
а) Ворона б) Кукушка в) Лиса
2.Как называется басня?
а) Лисица б) Ворона и Лисица в) Лисица и виноград
3. Определи мораль этой басни
а) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
б) Кто виноват из них, кто прав - судить не нам; да только воз и ныне там.
"Ты шутишь! - зверь вскричал коварный, -
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся".
1. Кто произнёс эти слова?
а) Волк б) Журавль в) Лиса
2.Как называется басня?
а) Мартышка и очки б) Волк и Журавль в) Журавль и Волк
3. Определи мораль этой басни
а) Что волки жадны, всякий знает; Волк, евши, никогда костей не разбирает
б) Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться
4. "Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть"... –
1. Кто произнёс эти слова?
а) Медведь б) Обезьяна в) Лиса
2.Как называется басня?
а) Мартышка и очки б) Ворона и Лисица в) Зеркало и обезьяна
3) Определи мораль этой басни
а) Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
б) Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.
5. «Стой, братцы, стой! Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
1. Кто произнёс эти слова?
а) Мартышка б) Медведь в) Осёл
2.Как называется басня?
а) Мартышка и очки б) Квартет в) Мартышка
3. Определи мораль этой басни
а) Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться
б) «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения
1) Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
2) Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 3 раза. Темп медленный.
Комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1) Исходное положение – стоя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2) Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 3-4 раза, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
8. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ.
1) Составление словаря крылатых выражений (афоризмов) на основе басен И.А.Крылова
Ученик читает строки, говорит название басни и объясняет их смысл.
"А Васька слушает да ест"
( «Кот и повар»)
Один говорит, а другой не обращает на него внимания
«А ларчик просто открывался»
("Ларчик")
Дело или вопрос, при разрешении которого нечего было мудрить
"Как белка в колесе"
("Белка")
Беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых результатов
"Слона-то я и не приметил"
("Любопытный")
Не заметить самого главного, важного
«Да только воз и ныне там»
(«Лебедь, Щука и Рак»)
Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета.
2) Просмотр анимационного фильма по басне И.А.Крылова «Кукушка и Петух»
- Сейчас предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма по басне И.А.Крылова.
Ваша задача – определить из какой басни, сформулировать мораль.
Просмотр.
- Как называется басня?
- Процитируйте слова, в которых заключена мораль басни. Кто помнит эти слова наизусть?
- Слушаем правильный ответ.
3) Заключительное слово учителя.
-Сегодня на уроке мы с вами вспомнили лишь несколько басен. За одну встречу невозможно вспомнить все басни Ивана Андреевича Крылова, но царство Басни ждет вас снова. Книги И.А.Крылова стоят на полках в библиотеке и всегда рады оказаться в любящих руках юных читателей, потому что басни «дедушки» Крылова учат людей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки, подсказывают, как от них избавиться. Он хотел, чтобы люди, прочитавшие его басни, стали умнее, добрее и лучше. Многие слова и выражения из басен стали поговорками, крылатыми выражениями, то есть со страниц книг перешли в нашу речь.
(Слайды 24-26)
- В Летнем саду города Санкт- Петербурга установили бронзовый памятник великому баснописцу. И.А. Крылов изображён сидящим в кресле, с задумчивым взглядом. Как будто смотрит на героев басен, которые расположились внизу на постаменте. Кажется, что сейчас улыбнётся Иван Андреевич, и оживут бронзовые зайцы, лисицы, медведи, волки. Соорудили памятник на народные деньги, собранные по всей России. Но памятник поставили в Петербурге, потому что именно в этом городе было создано более двух сот басен.
-Как вы думаете, почему же народ так любил и продолжает любить и гордиться великим баснописцем?
(И.А. Крылов учит людей узнавать самих себя и подсказывает, как можно избавиться от ненужных пороков).
Сам Иван Андреевич Крылов о себе говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
-А вот что это за пороки? Как вы думаете? (ответы детей)
Учитель выставляет карточки со словами лень, зависть, хвастовство, глупость, хитрость, коварство, лицемерие, лесть, скупость.
- Если вы забыли значение некоторых слов, то их можно узнать в толковом словаре Ожегова С.И.
- С этими пороками надо бороться, если они у вас есть.
9. ИТОГ УРОКА. ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.
- Ребята, наше с вами путешествие по царству Басни подошло к концу и я надеюсь, что после сегодняшнего урока, вам захочется ещё раз перечитать басни Ивана Андреевича Крылова. Эти книги можно взять в библиотеке, поделиться своими книгами друг с другом. На протяжении многих лет вы будете встречаться с творчеством Ивана Андреевича Крылова и его баснями, так как чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка, басни учат нас человечности, непримиримости к недостаткам.
-За работу на уроке всем спасибо. ( Учащимся говорю отметки с комментарием.)
10. РЕФЛЕКСИЯ
-Ребята, покажите цветом, какое впечатление вы получили от сегодняшнего урока? ( Дети показывают цветные лепестки)
- Закончите предложения: Я сегодня узнал, что ……. Мне было …… Я рад, что …..
Литература
Басни Крылова.- СП- б.: Герион., 1997
Вачкова С.Н. Как научить детей чтению басен. Практическое пособие. –М.: АРКТИ, 2007.
Гостимская Е.С., Мишина М.И. Внеклассное чтение: 3 класс.: Дидактический материал. - М.: 5 за знания, 2006.
Н.А. Чуракова. Литературное чтение. Методический комментарий к учебнику.– М.: “ЦОР – 1”., 2002.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений.- М: Российская академия наук, 2000.
Подставкина С. Минутки психологического настроя на уроках, «Школьный психолог», № 1, 2010.
Самые любимые басни.-Изд.2-е, перераб.- М.:ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС.-2009
Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып.2: Дидактическое пособие к урокам литературного чтения.- М.: Дрофа, 2008
Шанский Н.М., Зимин В.И, Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь: Значение и происхождение словосочетаний – М.: Дрофа, 1997.
Басни Крылова http://lib.ru/LITRA/KRYLOW/basni.txt
http://hobbitaniya.ru/krilov/krilov.php
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ