УРОК-ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" (10 класс)

Учитель русского языка и литературы

Дьячкова О. Н.

СОШ №3

Новая Игирма Иркутской обл.

УРОК-ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

(10 класс)

Действующие лица:

журналист, литературный критик, Ф. М. Достоевский, Родион Раскольников, Соня Мармеладова.

Задания к уроку: 1. Получившие роли должны быть готовы ответить на любой вопрос из зала.

2. Остальные учащиеся перечитывают, повторяют все, что знают о творчестве Ф. М. Достоевского, его эпохе, придумать вопросы, которые они могут задавать с места.

Цель урока:

- обобщить и углубить знания учащихся об особенностях критического реализма в России 60-70 гг.;

- показать, что Ф. М. Достоевский - «человек, который воплотил в своей душе память о всех... муках людских и отразил эту страш­ную память» в романе, а роман - это картина истории русского общества, в котором правит капиталистический строй – грязный, дикий, убивающий в людях все

человеческое;

- развитие речи учащихся, навыков литературного анализа.


ХОД УРОКА:

I . Слово учителя.

Великие писатели подобно Колумбу, совершая свой бесстрастный подвиг, открывают нам новые миры. Ф. М. Достоевский поразил своих современников открытием буржуазного общества, тёмных углов большого города, мрачную жизнь их обитателей, «бедных людей». Перед изумленным взором художника возникла бездна. Он заглянул в нее и понял, что никакое, даже самое совершенное произведение не способно вместить драму современной жизни. Он посвятил ей все свое творчество.

Представим, что у нас на уроке присутствует писатель Ф. М. Достоевский, его современник, некоторые из его литературных героев, литературный критик. Они расскажут нам о себе.

II. Работа по теме урока:


Вопрос журналиста современнику:

Что было характерно, на Ваш взгляд, для эпохи, в которой, Вы жили?

Современник: То, что изображал писатель, было им мучительно выстрадано, а противоречивость его мысли непосредственно вытекает из живых противоречий русской истории 2-ой половины 19 века. Напоминаю, что было характерно для этого периода: 60-е гг. 19 в. ознаменовались подъемом революционного движения. В стране ширились крестьянские волнения. Росли студенческие беспорядки, расширя­лась сеть тайных революционных кружков. Центральный вопрос времени — вопрос о крепостном праве. Революционеры-демократы считали, что освобождение крестьян должно произойти революционным путем. Либералы же были сторонниками постепенных реформ освобождения крестьян «сверху».

В 60-е гг. произошел раскол писателей, объединенных вокруг журнала «Современник». 60 -70—е года 19 века в России — эпоха глубоко драматическая, Происходит «быстрая, тяжелая, острая ломка всех старых «устоев» России», и как следствие этого — неисчислимые бедствия, нищета, разорение самых широких масс. Об этом периоде, если позволите процитировать, уважаемый Фёдор Михайлович, Вы сказали так: «...теперь беспорядок всеобщий, беспорядок везде и всюду, в обществе, в делах его, в руководящих идеях... в убеждениях... в разложении семейного начала...Треснули основы общества под революцией реформ, замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра и зла». В романах мы находим множество указаний на те факты из окружающей жизни, которые восприни­мались Достоевским как зловещие признаки жуткой болезни, охватившей все слои общества, после того как, по словам Л. Н. Толстого, «все в России переворотилось».

Вместе с социально-экономической основой старого феодально-крепостнического строя стали быстро разрушаться и все его нравственные устои. С ужасом Достоевский убеждался, что на Россию надвигается капитализм - «бес национального богатства», несущий вражду, хаос, Лужиных и Свидригайловых.

После спада революционной волны объективная расстановка социальных сил в России сло­жилась трагически: «Старое бесповоротно, у всех на глазах рушилось, новое только укладывалось, причем общественные силы, эту укладку творящие, впервые показали себя на деле... лишь в 1905 году».

Я утверждаю, что это было время, когда русская передовая мысль жадно искала правильной революционной теории. Итак, «страшная разноголосица» в этот период русской общественной жизни. Период, когда появился роман «Преступление и наказание». Перед нашими глазами и глазами писателя, когда он создавал роман, был не только опыт русской революционной борьбы, но и опыт Запада. Стабилизация капитализма вместо ожидаемого равенства, братства и свободы принесла распад и деградацию моральных принципов. Из этого опыта Достоевский сделал свои всеобъемлющие выводы. Он стал утверждать, что любые теоретические проекты организации общества деспотичны и в случае их практического осуществления приведут к крови, насилию над живой жизнью.

Перед русским народом Достоевский преклоняется. Писатель верит, что ключи к будущему в руках народа и народ cкажет свое веское слово, правду народную, которая изменит мир: «…я лишь за народ стою прежде всего, в его душу, в его великие си которого никто еще из нас не знает во всем объеме и величии их, - как в святыню верю...»


Вопрос Ф. М. Достоевскому:

Вы задумали произведение о современном обществе, но не казалась ли Вам эта задача чрезмерно трудной?

Ф. М. Достоевский:

Да, если бы я взялся написать только один роман и в нем сказать все о своем времени, это было бы невыполнимо. Но я задумал создать несколько произведений, объединив их общей темой «бедных людей».

Вопрос :

Я представляю журнал «Русский вестник». Позвольте задать Вам вопрос. С какого произведения, по Вашему мнению, лучше начинать знакомство с Вашими героями, Вашим творчеством?

Ф. М. Достоевский:

С повести «Бедные люди». Как ни одно другое произведение, повесть эта вводит в мир моих героев. Перед вами возникнут образы униженных людей, которые даже несчастными не осмеливаются себя признать: Макар Девушкин и Варенька Добросёлова. Это духовно лучшие люди. Духовную жизнь, высокую культуру чувств, доброту «маленького человека», я считаю, необходимо показывать изнутри. Именно здесь я сделал главное свое открытие, изобразил драму современной жизни.

А вот «Преступление и наказание» — первый в ряду моих пяти крупных романов («Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»).

Главного героя этого произведения отличает желание как-то изменить существующее положение дел. Мне хотелось об­нажить в «Преступлении и наказании» опасность для человечества индивидуалистического сознания, стремя­щегося утвердить себя. Огромный трагизм ро­мана, всестороннее разоблачение буржуазной идеи «сверхчеловека», воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, сочувствие «униженным и оскорбленным», надеюсь, позволяют считать «Преступление и наказание» реалистическим романом.


Родион Раскольников:

Я написал статью «О преступлении». Мы считаем преступников людьми больными. Но всё же я верю, что все люди по природе своей делятся на два разряда – «низших», «обыкновенных» и «высших», «необыкновенных». Так вот люди необыкновенные имею дар, талант сказать новое слово. К ним, без сомнения, отношу Наполеона. Но такие люди – разрушители. Они имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести», преступают закон. Это сильные люди. А кто я - вошь или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?

Я мечтал проверить себя. Эта мысль навязчиво преследовала меня. Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Но ведь власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Я пролил человеческую кровь… Значит, право имею?! Гордиться нужно! Попытался помочь униженным и оскорблённым…

Но все сложилась иначе. Мое одиночество сводило меня с ума… Я не имел права ни с кем разговаривать, даже рядом находиться с обыкновенными людьми мне теперь нельзя… Матушка и Дуня – самые родные люди. Но они теперь другие!

Я оказался слабее собственной теории: сумел лишь убить, а дальнейшего не вынес. Сознаю, что идея антигуманна. Она тяжким грузом придавила моё сердце, мою совесть… Только на каторге, где даже преступники не принимают и осуждают меня, я понял: нужно самому восстанавливать разорванную мной связь. Только сердцем исправляются ошибки высокомерного разума.

Вопрос литературному критику:

С каких точек зрения изображает трагедию Раскольникова писатель?

Литературный критик:

Думаю, что взгляд писателя обращен к двум сторонам жизни: общечеловеческой и социальной. Его герой испытывает истинную любовь к людям и одновременно презирает их. Но для Достоевского трагедия Раскольникова имеет более глубокие корни. Герой живет в страшное время становления буржуазной морали, буржуазной нравственности. С тех пор, как идея овладела его разумом, он не только раскаяния не испытывает, но всё больше верит в свою теорию, принимает наказание за преступление, которого, по его мнению, не совершил. Но сердце, но душа, но непонятный ему нравственный инстинкт…

Борьба совести и разума – в этом душевная драма героя. Он ясно чувствовал, что он не Наполеон… Совесть, натура сильнее теории.

Вопрос Раскольникову:

В чем же был смысл Вашей жизни?


Родион Раскольников: Я хотел иметь свободу и власть, а главное власть. Моя теория, казалось, обеспечивала это.


Вопрос:

Но ведь не помогла вам теория? Разве она дала любовь, привязанность, благодарность?

Родион Раскольников:

Я хотел логически обосновать, рационализировать нечто, по существу своему не допускающее такое логическое обоснование.

Рациональная мораль? Но она не навязывается, а приходит не извне, а из самого себя. Есть один закон – закон нравственный. Только этот закон даст и любовь, и привязанность.


Вопрос писателю:

Какую цель преследовали Вы, когда обратились к истории преступления и наказания?

Ф. М. Достоевский:

В образе Раскольникова я казнил отрицание святости человеческой личности и всем романом показываю, что любая человеческая личность священна и неприкосновенна и что в этом отношении все люди равны. Можно кратко сформулировать идею моего романа словами библейской заповеди: «Не убий». Тому пример – жизнь Сони Мармеладовой.

Соня Мармеладова:

Однажды в мою комнату пришёл Родион Романович и сказал мне странное: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём!.. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь…свою(это всё равно!) Я сразу и не нашлась, что сказать… Я не убивала себя… А то, что… продавать… Так на что же детей с Катериной Ивановной накормили бы?… Да и батюшка страдал… Болен он был… Как же в стороне стоять? А я не больна, так и помогала… Что до страдания… так Бог терпел ведь… От Бога Родион Романович отошли, вот и предал Бог его дьяволу… Прочитала я ему легенду о воскрешении Лазаря… Просила повиниться пред людьми… Через страдания покой в душе обретёт человек…


Вопрос Ф.М. Достоевскому:

Кого из героев романа Вы считаете главным и почему?


Достоевский:

Все в романе обращено к Раскольникову, все персонажи и встречи помогают ему пройти череду испытаний, сломить свою гордыню и, встав на площади на колени и земно покло­нившись, покаяться перед людьми в своем преступлении, про­литии человеческой крови. Ведь сам он говорит: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца».

Раскольников предвидит, что не только ему, но и всем лю­дям предстоят еще большие испытания. Его страшный пос­ледний сон о живых злых существах — трихинах, поселив­шихся в телах людей и путающих их мысли, предсказывает великую идейную рознь, грядущий духовный раскол, рево­люции и гражданские войны. Будет помутнение и искажение общественного разума и нравственного чувства. («...Эти су­щества были духи, озаренные умом и волей. Люди, приняв­шие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так ум­ными и непоколебимыми в истине, как считали заражен­ные».) Я уверен, что люди в России и мире страшно переболеют идеологией, что будет потеряно понима­ние добра и зла, изгнан нравственный закон. Но Раскольни­ков с помощью Сони и взявшего под свою опеку его мать и сестру Разумихина понимает, что для падшего, разуверивше­гося, преступного человека главное — это личное восхождение к Храму, восстановление оборванных связей, обретение высокой цели в жизни, возвращение в мир людей: «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было вы­работаться что-то совершенно другое».

Что выработается, что спасет и возродит упрямого «идейного» преступника — пока неясно, живая жизнь силь­на и богата, она сама разрешит все больные вопросы. Покаяние и прозрение убийцы — тяжелое и долгое. Но он на единственно верном пути, среди живых людей и подлинных чувств, ибо любое жизнеспособное общество не может coстоять из падших, «подпольных» людей и «живых трупов». И потому роман о преступлении и наказания Родиона Раскольникова завершаю открытым финалом: духовно выздоравливающий герой в каторжных кандалах смотрит с высокого берега сибирской реки в необозримую вечную степь, где звучит вольная песня и живут другие, свободные люди. Жизнь для него не кончилась, она продолжается, зовя падшую душу к возрождению: «Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом...»


III. Заключительное слово учителя.

Разговор должен помочь нам найти «нашего Достоевского», не ослабляя критики тех его исканий, которые мы не можем принять.

С благодарностью чтит Достоевского все прогрес­сивное человечество за проникновенно рассказанную правду о страшном капиталистическом мире, об уродующих человека, оскверняющих его бесчеловеч­ных силах антагонистического общества, о бесчело­вечной буржуазной морали, пагубности буржуазного эгоизма. В лице Достоевского, по словам Горького, явился «человек, который воплотил в своей душе память о всех... муках людских и отразил эту страш­ную память». Мы чтим писателя за его гуманисти­ческий протест против человеческих страданий, страстное слово в защиту личности, угнетенных, за­давленных жизнью, униженных господствующими классами, за жажду справедливости и мира для всех людей.

Достоевский поднимает в своих романах пробле­мы, решение которых встало с настоятельной необхо­димостью перед человечеством XXI века.

Об этой особенности таланта Достоевского М.. Е. Салтыков-Щедрин писал:

«По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых им, этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые

составляют цель не непосредственных, а отдаленней­ших исканий человечества». Горький писал: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру»


IV. Домашнее задание.

Написать отзыв о прошедшем уроке.

V. Cпасибо за внимание.


Использованная литература:


1. Белов С. В. «Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Книга для учителя. Под редакцией Д. С. Лихачёва»

М.: «Просвещение», 1985

2. Касаткина Т. А. «Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Критика и комментарии»

М.: Олимп, 1999

3. Сахаров В. И., Зинин С. А. «Литература XIX века. 10 класс»

М.: «Русское слово», 2005





































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ