ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА

Скачать материал

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКА

(чтение художественных произведений детям)


Задумывались ли, Вы, над тем, почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии. В чём же причина низкого интереса школьников к читательской деятельности? Одной из них является усиление влияния средств массовой информации – чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, а вместо семейных библиотек занимают видеотека и компьютерные игры. Другой причиной являются взрослые, которые много читают дошкольникам, а в первые школьные годы резко сокращается чтение взрослого ребёнку. Изменяется позиция взрослого к совместной читательской деятельности с детьми. Вам, должно быть, хорошо знакомы такие высказывания мам, пап и бабушек: «Ты теперь большой, читай сам».

Создаётся противоречие между желанием ребёнка слушать художественные произведения, общаться с книгой и нежеланием взрослых поддерживать этот детский интерес в тот период, когда сам он ещё не может удовлетворить его. Можно побудить родителей каждый день по полчаса читать, но и у тех, других обязательно возникнут причины для отказа от этих занятий.

А что если проводить специальные уроки слушания, организуемые по классическим каналам художественного чтения и исполнительства?

В 1 классе уроки слушания проводятся 1 раз в неделю. Для этого в нашей школьной библиотеке я пользовалась «Говорящей книгой» и хрестоматией «Литература для первоклассника» (автор- составитель Л.А.Ефросинина) или подбирала другие произведения.



СПЕЦИФИКА УРОКОВ СЛУШАНИЯ.



Целью таких уроков является обучение восприятию литературного текста. Это – особый вид художественного восприятия, в котором участвуют многие психические процессы: и речь, и воображение, и мышление. Художественное восприятие – это умение не только слушать произведение, но и услышать то, что хотел сказать автор; это не только умение прослеживать изменения в сюжетной линии, но и возможность увидеть и понять подтекст, взаимоотношения действующих лиц, отношение к ним автора.

Исходя из указанной главной цели уроков слушания, выделены конкретные дидактические задачи этих уроков:

- развитие способности эмоционально откликаться на события, описанные автором произведения; воспитывать чувство сопричастности и эмпатии;

- формирование понимания темы, основной идеи произведения, его структуры и языковых средств;

- развитие ориентировки в некоторых жанрах литературы: сказка, стихотворение, рассказ.

Особенностью речи слепых и слабовидящих детей является вербализм, т. е. употребление слов без достаточного понимания их содержания. Вербализм, в свою очередь, приводит к формальному заучиванию и изложению знаний, приобретаемых из речевого обращения и прочитанных книг. Другие отрицательные последствия нарушения зрения выражаются в затруднительной ориентировке в макро- и микропространстве, неразвитости осязания и мелкой моторики рук, в неумении рационально пользоваться остаточным зрением. Все это не благоприятно влияет на восприятие литературного текста.

Поэтому, помимо дидактических задач необходимо реализовать и принцип коррекционной направленности обучения. Конкретизировать пути и средства коррекции недостатков сенсомоторного, умственного и речевого развития детей с нарушением зрения. В связи с этим необходимо предусмотреть, чтобы обучение проводилось правильным способом организации познавательной деятельности, а именно целенаправленному восприятию предметов и явлений окружающего мира с помощью осязания, слуха и остаточного зрения. Необходимо так же формировать с помощью педагога мыслительные операции сравнения, анализа и обобщения, развивать образное и логическое мышление, а также связную речь; широко применять специальные средства наглядности; преодолевать вербализм в речи детей, формализм в усвоении знаний с целью обогащения конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе.

Необходимые условия:

1.Читаемое детям произведения должно быть доступно им, соответствовать возрастным особенностям восприятия художественного текста.

2. При отборе произведений для первоклассников нужно учитывать и характер их интереса к литературе.

3. Учитывая особенности уроков слушания, необходимо подбирать произведения разных жанров (сказки, рассказы о животных, путешествия, истории, военные события и др.)

4. Произведение должно предоставлять детям возможность поработать с ним: рассмотреть иллюстрации, найти обложку, воспроизвести небольшие отрывки, которые легко запоминаются, заучить несколько строчек стихотворного произведения.

Произведения можно объединить в несколько тем: «О тебе, моя Родина», «Мир природы», «Учимся уму-разуму», «Мир сказок». Разные по тематике произведения позволяют решать различные задачи воспитания и развития. Например, слушая произведения, включённые в тему «О тебе, моя Родина», дети подходят к сознанию понятия «Родина», у них воспитывается любовь к своей стране, к родному краю, к столице нашей Родины. Они узнают об отношении других людей к Отечеству, начинают понимать, почему человек любит свою Родину, что объединяет всех людей, живущих в одной стране, на одной планете:

У меня есть родной

Удивительный дом:

Нет стены ни одной

В этом доме моём

Только есть потолок

Голубой – голубой...

Очень дом мой огромен –

От песков и до льдин!

Хорошо, что я в доме

Живу не один…

(Е.Серова)


Можно спросить детей: «Как можно назвать дом, общий для всех людей?», а затем предложить детям подобрать синонимы к слову «Родина».

Структура уроков слушания литературных произведений может быть различной, однако основной частью остается исполнение учителем произведения (восприятия его детьми) и обмен мнениями о прослушанном произведении. В процессе этой совместной деятельности школьников и учителя выявляется тема произведения, авторская точка зрения, настроение, которое удалось передать. Дети высказываются по поводу того, какой герой (или место сюжета) наиболее запомнился, какие чувства вызвало восприятие этого произведения, чему оно учит, о чём напоминает. Этому способствует вопросы, которые учитель задаёт после слушания. Например:

1. Чтение стихотворения С.Есенина «Поёт зима – аукает…» Вопросы к беседе: Что ты представлял, когда слушал это произведение? О чём оно? Какую картину природы нарисовал поэт? Какие чувства вызывает это произведение: тебе весело, тебе грустно, тебе жалко пташек?

2. Чтение отрывка сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Вопросы к беседе: Понравилось тебе это произведение? Какое чудо удивило тебя больше других? Как ты можешь доказать, что это – сказка? Какое чувство возникло у тебя: радость, удивление, страх, грусть?

3. Чтение сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Вопросы к беседе: Как ты думаешь, почему автор назвал своё произведение сказкой? Что в нём сказочного? Почему я читала это произведение сначала спокойно, потом со страхом, а потом радостно и победно? Как ты думаешь, чему учит эта сказка?



ПОДГОТОВКА К УРОКАМ СЛУШАНИЯ.


Успешное решение главной цели уроков слушания литературных произведений возможно при тщательной подготовке учителя к процессу чтения. Она включает:

- ознакомление с текстом произведения и определение его особенностей (жанр, тема, структура, язык др.), которые должны найти отражение в манере исполнения;

- определение исполнительской манеры (особенности чтения слов от автора, диалогов, описаний и пр.); выбор общего тона чтения и интонаций, передающих особенности образов; фиксация мест логических и психологических пауз.

Чтобы чтение взволновало детей, вызвало эмоциональный отклик, необходимо, чтобы звучащее слово было живым, естественным и прочувствованным, то есть действенным. Помните, К.С. Станиславский называл действенным такое исполнение, которое раскрывает авторский замысел, помогает вызвать и слушателя соответствующие чувства. Поэтому при подготовке чтения учитель должен ответить для себя на два вопроса: зачем это произведение написал автор, что он хотел поведать читателю; какую цель преследует чтец, какой реакции слушателей хочет добиться?

Учитель должен хорошо знать произведение, которое слушают дети. Читая произведение, он сам должен хорошо представлять картины, которые в нем рисуются. Необходимо обеспечить полное и глубокое общение исполнителя и слушателей. Полноценное общение возникает тогда, когда у учителя – чтеца возникает потребность поделиться с классом теми мыслями и чувствами, которые тронули его самого при чтении произведения. Отсюда и требование у исполнителю – заинтересованность, которую передает учитель, прямой контакт с аудиторией, обращение к ней взглядом, жестом, улыбкой.

При слушании у детей возникает ряд ассоциаций, которые помогают им понять текст. Здесь в силу вступает умение учителя «заразить» слушателей, заставить их поверить в правильность передачи главной мысли произведения, соединить личное видение с трактовкой учителя. Чтобы добиться этого нужно не ошибиться в выборе выразительных средств чтения.

Темп речи – один из основных элементов речевой выразительности, который используется для подчеркивания динамики событий, изменений, происходящих в сюжете, в действиях героев. Темп создает определенное настроение, корректирует при необходимости основной тон исполнения, подчеркивает специфику действий и характер героев. Правильный темп и ритм чтения рождаются от понимания смысловых изменений в произведения.

Чем эмоциональнее произведение, тем больше появляется при чтении «смысловых» знаков – интонаций, психологических пауз, изменений темпа чтения и тембра голоса. Необходимо обратить внимание на знаки препинания, которые использует автор, потому что каждый из них несет смысловую нагрузку: многоточие, восклицательный или вопросительный знак. Анализ пунктуации помогает уловить тонкие оттенки авторского замысла, раскрыть «подтекст» произведения.

При чтении стихов необходимо соблюдать стиховые паузы, в нужных местах выделять рифму, подчеркивать логическим ударением наиболее важные для смысла слова. Анализ текста позволит определить основной тон чтения: напевность, торжественность, с оттенком юмора.

Иной стиль чтения басни. Здесь используется разговорный язык, бытовые разговорные интонации. Нравоучение, которое обычно заканчивает басню, читается спокойно и серьезно.

Сказки обычно не читают, а рассказывают, даже если используется при этом текст книги. Рассказывание отличается большей напевностью, медленным течением речи – сказка сказывается неторопливо, не суетливо, размеренно. Рассказыванию свойственны и интонации загадочности, удивления чудесами, которые в ней происходят. Медленному темпу отвечают и повороты, типичные для сказки приговаривания.

Хорошо рассказывать сказки в непривычной для школы обстановке: дети сидят вокруг рассказчика на ковре или на стульчиках. Такие детали создают определенный эмоциональный настрой школьников на слушание произведений сказочного жанра. Чтение учителем вслух детям книг, доступных для восприятия и осмысления, позволит развить речь, интерес к чтению, обогатить общее и умственное развитие детей с нарушение зрения.















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ