Внеклассное мероприятие по Литературе «Открытие красоты мира и противостояние злу в повести В.Ф.Тендрякова «Весенние перевертыши» 7 класс

Урок внеклассного чтения (7 класс)

Тема: «Открытие красоты мира и противостояние злу в повести В.Ф.Тендрякова «Весенние перевертыши».

Цель:

  • познакомить учащихся с творчеством В.Ф.Тендрякова на примере повести «Весенние перевертыши»;

  • исследовать процесс формирования характера главного героя повести и этапы его нравственного становления;

  • воспитание доброты, сочувствия.

Оборудование: презентация «Страницы жизни и творчества В.Ф.Тендрякова», текст повести «Весенние перевертыши», портрет Н.Н.Гончаровой, сборник стихов А.С.Пушкина, раздаточный материал.

Программа урока

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя:

-Сегодня вам предстоит открыть для себя нового писателя – Владимира Федоровича Тендрякова, и в частности познакомиться с его повестью «Весенние перевертыши». Исследовать процесс формирования характера главного героя произведения – задача нашего урока.

Итак, В.Ф.Тендряков. Перелистаем страницы жизни и творчества писателя.

3.Выступление учащегося с сообщением «Страницы жизни и творчества В.Ф.Тендрякова» и просмотр презентации.

4.Учитель:

- Особое место в творчестве Тендрякова занимают произведения, посвященные детям, школе. Одно из них – «Весенние перевертыши». Откроем книгу, и пройдем за героем сложный путь познания мира. (Чтение пролога). Что же случилось с героем? На этот вопрос нам и предстоит ответить. Но вначале давайте познакомимся с героем – Дюшкой Тягуновым.

5.Опрос: представление героя.

6.Беседа:

  • И вот в один из весенних дней мир, который «кругом был прост и понятен», стал непростым и непонятным для Дюшки. Почему? (Дюшка по-новому стал смотреть на мир, замечать то, чего раньше не видел; задумываться над тем, о чем раньше не думал. С этого и начинается его взросление)

  • Тринадцатилетний Дюшка открывает для себя мир. Что прежде всего поражает его, когда он выходит на улицу? (Природа преображается – весна – движение в душе героя)

  • Вместе с поэзией жизни входит в душу подростка любовь. Какое открытие делает Дюшка, когда открывает сборник стихов Пушкина? (Римка Бретенева похожа на Н.Н.Гончарову)

  • Какие чувства он испытывает к ней? (Влюбленность)

  • А меняется ли его отношение к ней, когда узнает, что она гуляет с Левкой? (Нет)

  • Влюбленность делает душу мальчика чуткой и восприимчивой, бескорыстной. Он часто цитирует Пушкина. Прослушайте два стихотворения поэта («Я вас любил…», «Пускай увенчанный любовью…»). Какое из них лучше всего раскрывает душевное состояние героя? Почему?

7. Опрос:

- Взросление Дюшки продолжается. Любовь к жизни предполагает ненависть к тем, кто мешает жить; активную борьбу со злом, то есть с Сашкой Ерахой. Расскажите о нем.

-Выступление учащегося.

8.Беседа:

  • Кульминационным моментом борьбы с Санькой является сцена драки. (Выразительное чтение сцены драки из главы 17). Что испытывает в этот момент Дюшка? (Злобу, ненависть)

  • Как автор подчеркивает, что в данной ситуации Дюшка уподобляется Саньке? (С помощью портретной характеристики)

9.Работа с текстом:

-Тендряков, описает героев во время драки так:

- «У Саньки широкое, плоское лицо»;

- «Дюшка почувствовал, что у него исчезло лицо, вместо него что-то плоское».

Что означает эпитет «плоское»?

10.Работа с листами-характеристиками.

-Два человека. Два характера. Кому из них симпатизируете вы? Кого из них можно назвать личностью? Но вначале заполним листы-характеристики

Дюшка Тягунов

Черты характера

Санька Ераха


гордость



самовлюбленность



смелость



ранимость



самоуверенность


+

доброта

-


жестокость


-

эгоизм

+


способность любить


Задание: синим цветом отмечаем положительные черты, красным – отрицательные.

-Внимательно посмотрите на лист-характеристику, какой вывод можно сделать? (Дюшка Тягунов – личность, способная любить, сопереживать)

-Какие жизненные уроки извлек Дюшка?

-Отразились ли на окружающих изменения, произошедшие с Дюшкой?

-Какой вывод из прочитанного можем сделать вы, читатели? (Завтрашняя жизнь начинается сегодня. От каждодневных решений зависит то, каким каждый из вас станет в самостоятельной, взрослой жизни).

11.Подведение итогов урока.

12.Домашнее задание: письменно ответить на вопрос «Почему повесть называется «Весенние перевертыши»?»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ