Внеклассное мероприятие по Литературе "Троица"
Внеклассное мероприятие «Троица».
Цель мероприятия: - формировать нравственность, душу учащихся на основе
педагогически и методически осмысленного русского народного
календаря;
- учить любить, знать и хранить традиции русского народа.
Девушки одеты в русские народные сарафаны, в руках платочки,
на головах повязаны ленты.
Сцену украшает декорация – березка.
Вступительное слово учителя:
Мы перенесемся сейчас в жаркое русское лето с обрядами и поверьями, песнями и хороводами. Через 7 недель после Пасхи русский народ празднует Троицу. А в четверг перед Троицей – Семик. Под вечер этого дня одни, без молодцев, девушки шли в лес, стряпали там сборную яичницу, плели венки и пели семицкие песни.
Если в песне неприкрытая грусть –
Грустью, кажется, полнится воздух,
Если удаль теснит молодецкую грудь –
Пляшут вечер и синие звезды.
И старушка Земля все никак не поймет,
В чем же кроется тайна России.
То ли песня прекрасна, а то ли народ,
Распевающий песни такие.
1-ая девушка: В народном календаре седьмая неделя после Пасхи отмечается особо и носит название семиковой, русальной, зеленой.
2-ая: Семик, как известно, приходится на четверг перед Троицей. В этот день в лесу зеленые ветки и траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом ими украсить.
3-я: А еще в этот день умывали глаза водой из реки или колодца, чтобы не болели. И бросали в реку или колодец мелкую монету – на счастье.
4-ая: Девушки особенно любили Семик. Поэтому в народе его называли девичьим праздником.
5-ая: Накануне Семика девушки отправлялись в лес, выбирать – «заламывать» - березки.
6-ая: Не ломать! Заломить – это значит сплести древесную макушку с травой-муравой.
Девушки водят хоровод и поют песню «К нам праздник пришел».
7-ая: А ну-ка, девушки, отгадайте загадку.
Одно дерево четыре угодья дает:
темной ночью – свет,
старому – здоровье,
разбитому – связь,
и, как некопаный колодец, поит всех.
Все: Это береза!
8-ая: Темной ночью свет – это лучина, ее раньше в деревнях жгли.
9-ая: Старому здоровье – это веник березовый, чтобы в бане париться и хвори выгонять, а еще – настой из березовых почек.
10-ая: Разбитому связь – это береста. Полосками бересты в старину связывали разбитые вещи.
11-ая: А некопаный колодец – это весенний березовый сок. Его любят и люди, и птицы, и насекомые – он сладкий и целебный!
Березу на Руси уважали. Она считалась деревом счастья. С ней обходили поля и огороды, чтобы засухи не было. Считается, что береза русским людям силу свою отдает.
1-ая: Есть русское предание, что некогда саму Параскеву Пятницу спрятала она от нечистой силы. Не потому ли и ныне в заповедных селах России в день Святой Троицы березовыми ветками изгоняют из домов всякую нечисть, очищая молодой зеленью свои жилища.
2-ая: Немыслимы троицкие обряды без березок. В семицкий четверг шли девушки украшать их лентами, завивать кольцами, плести венки из гибких березовых веточек, водить вокруг принаряженной березки хороводы, устраивать девичники с совместным угощением, гадать да петь троицкие песни.
3-я: Есть такое поверье: та девушка, что первой сядет в тень «завитой» березки, - обретет этим летом своего суженого.
4-ая: Ветки берез свивали в венки с тайным умыслом, нашептывая имя полюбившегося человека. Ведь о чем думается в Троицу, когда березку завиваешь, то и сбудется! Эти венки и просто веточки хранили и верили, что они – надежный оберег, спасающий от бед-напастий, дарующий счастье.
Под звон колокольчиков девушки водят хоровод и поют песню
«То не ветер березку обвивает».
Становятся вокруг березы и поют «Пойдемте в лужочки».
Украшают березу и поют «Березынька, кудрявенькая».
5-ая: После завивания березки обычно совершался обряд кумления. Из березовых веток сплетали венок-окошечко, вставали друг против друга и обменивались либо крестиками, либо платочками, либо другими вещицами, затем менялись местами и клялись в дружбе и верности, что называлось «покумиться». Нерушимой была эта клятва в дружбе и верности.
Девушки поочередно парами изображают обряд кумления, обмениваются платочками.
1-ая: Кумушка-голубушка,
Серая кукушечка!
Давай с тобой, девица,
Давай покумимся!
2-ая: Ты мне кумушка,
Я тебе голубушка!
Кумушка, голубушка,
Горюшко размыкаем.
Будешь мне помощница,
Рукам моим пособница!
3-я: Кума с кумой покумимся!
Чтоб на весь год не браниться!
Побранимся – грешны будем,
Кукушечка тошно станет!
4-ая: Покумимся, кума, покумимся.
Нам с тобою не браниться,
Вечно дружиться.
5-ая: Ты кукушечка ряба,
Ты кому же кума?
Покумимся, кукушка,
Покумимся, голубушка,
Чтоб нам с тобой
Не браниться!
6-ая: Кума, не драться!
Кума, не браниться!
Кума, помириться!
7-ая: Покумимся, кума,
Подушимся, душа!
Не браниться нам, кума,
До Троицкого дня!
Поют «Давай, кумушка, мы покумимся».
6-ая: Троицкая суббота, как правило, посвящалась умершим. Под бесконечный звон цикад, кузнечиков обметали ранними цветами и травами могилки родных, как говорили, глазки умершим прочищали, в помощь себе призывали. Верили, что ушедшие из жизни – рядом, что вместе с травой и цветами выходят они к живым и оберегают от напасти, подсказывают, как жить дальше.
7-ая: А еще в этот день нельзя ни полы мыть, ни белье стирать, ни в баню ходить: в Троицыну субботу вода – именинница!
8-ая: А в воскресенье – лес именинник: его нельзя ни рубить, ни пилить, и ветки у деревьев ломать тоже нельзя. Воскресенье вновь проводили в лесу, вокруг березок.
9-ая: На Троицу приходили развивать венки и смотрели, сохранились они или развились. Считалось, если венок завял или расплелся, то девушка или тот из ее семьи, на кого она завила, умрет.
10-ая: К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по веточке, а саму березку несли к реке, где бросали в воду.
11-ая: Прославленная в течение нескольких дней, березка должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и благополучию людей.
1-ая: В этот же вечер у реки девушки гадали по венкам, предсказывали свои судьбы.
2-ая: Поплыл венок быстро – счастье, закружился на одном месте – ссора.
3-я: Чей венок первым к берегу приплывет, та девушка первой замуж выйдет.
4-ая: Чей венок приплывет вторым, та выйдет замуж после своей подруги.
5-ая: А если венок начнет качаться на одном месте и не выплывет, то хозяйка венка никогда не выйдет замуж!
6-ая: А если венок потонет, той девушке или ее жениху суждено умереть!
Девушки поют песню «Как на той ли на долинке».
Звучит кукованье.
7-ая: А еще на Троицу гадали на кукушке. В русском народе кукушку считали хранительницей ключей от рая. Отсюда и распространенное гадание о сроке смерти по кукушкиному кукованью.
8-ая: Также гадали о других важных событиях, например, о том, сколько лет осталось до свадьбы. Траву «кукушкины слезки» приносили домой, считая, что она врачует от несчастной любви.
Звучит кукованье.
9-ая: Весь лес исходила, пока травку кукушкины слезки нашла. Про это поверье моя бабушка целую историю рассказала.
10-ая: Какую историю? Расскажи нам, а то непонятно, зачем кукушку хоронили?
9-ая: Ну, слушайте, да не перебивайте. Давно это было. Пошли девки в лес, набрали цветов да веток березы, сплели себе венки и побежали к реке – гадать на венках. Побросали венки в речку, а тут откуда ни возьмись паренек, а за ним другой – похватали два венка, а третий-то венок плывет. Вот к нему-то вдруг вынырнула рыба – зеленые глазищи – увела венок на дно, потонул венок. А отец-то сестер и разгадал их судьбу: первым двум за крестьянских сынов замуж идти, а третьей, младшенькой – за Водяного. Не захотела она идти за него, побежала к реченьке, просит Водяного: «Не губи меня!» Но не захотел отпускать такую красавицу Водяной. Пролетала тут мимо кукушка. Просит ее девица: «Помоги мне в большой беде!» Не испугалась кукушка и говорит: «А вот я сейчас накукую тебе, Водяной, единый миг до смерти!» Тут уж испугался Водяной. «Ладно, - говорит, - отпущу я тебя, девица, да только быть тебе отныне кукушкой, летать да тосковать до веку. Не будет у тебя своего дома на этом свете».
10-ая: Неужто и вправду такое могло быть?
9-ая: Да погоди ты, не перебивай, еще не вся история. Полетела, полетела девица кукушкой, да так затосковала, что поднялась повыше, да об землю «хлоп!» и убилась. Вот с тех пор будто бы и повелся этот обычай. Соберут девки травку кукушкины слезки, оденут ее в черный сарафан, ходят по лесу, песни поют, а потом зароют травяную кукушечку и опять песни распевают.
Девушки несут куколку-кукушечку, передают друг другу и поют
«Плакала кукушечка во темном лесу».
В конце песни кладут куколку на пол и покрывают ветками.
10-ая: Значит, и взаправду такое приключилось, если даже песню сложили!
11-ая: Любимая детская и молодежная игра, Ярилина игра – горелки. Играли в нее до самого Ивана Купалы. Взявшись за руки, наподобие «ручейка», вслед за водящей, которую именовали «свечой», произносили солнечное заклинание:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо –
Птицы летят,
Колокольчики звенят!
1-ая: По слову «звенят» первая пара размыкалась и бежала, а «свеча» догоняла. Играли также в салки, жмурки, уточки, коршуна, рыбку-окунечка, селезеньку.
Девушки и один юноша инсценируют песню «Проплыви-ка, селезенька».
2-ая: Иванушка! Не ходи далеко в лес, там нынче русалок бабы повстречали!
Юноша убегает.
3-я: Начало лета – время русалок. Представлялись русалки в виде прелестных девушек с длинными распущенными зелеными волосами. Они были берегинями рек, охранительницами речного русла. От слова «русло» и происходит слово «русалка».
4-ая: Начиная со времени Зеленых святок, русалки, по древнему поверью, выходят из воды, бегают по полям и лугам, качаются на ветвях деревьев. Встречных они могут защекотать до смерти и увлечь на дно.
5-ая: А вы знаете, что в русалок превращались дети, которые умерли некрещеными. Злые духи похищают души таких младенцев и дают им свободу явиться на свет Божий только в троицын день и Духов день.
6-ая: Они выходят из преисподних своих и витают в легких парах утра.
7-ая: Мать, оплакивающая плод своей любви, слышит голос его в шуме ветерка и для успокоения тени жжет ладонь свою перед иконой Богоматери, украшенной белыми розами.
8-ая: В течение сорока дней после воскресения Христа носятся скорбные души в образе бабочек, пчелок и других крылатых насекомых, утоляя жажду из цветочных чашечек.
9-ая: Души детей просят крещения.
10-ая: Бывалые люди и теперь еще советуют, если услышишь, как русалка хлопает в ладоши и приговаривает: «Бух, бух! Соломенный дух. Меня мать породила, некрещену положила», - то следует произнести: «Крещаю тебя – Иван да Марья!» Наваждение тотчас и рассеется.
11-ая: Считалось, что особенно опасны русалки по четвергам. В русском народном календаре четверг посвящался богу грозы Перуну, небесному воину. В эти дни русалки якобы обретали великую силу, выбирали дубовую рощицу возле реки и таились в листве этих деревьев.
1-ая: От чар русалок оберегались полынью, которую всегда имели при себе.
2-ая: Или, когда ложились спать, оставляли на окне горячий хлеб. Русалки питаются его паром.
3-я: Или вешали материю – русалкам на рубашки.
4-ая: А вообще, по старинным славянским поверьям, русалки – это красивые и вечно юные девы. И живут они в хрустальных дворцах, построенных на дне реки.
5-ая: И есть у них своя царица, без позволения которой русалки не могут не только погубить, но даже напугать человека.
6-ая: А бывает так, что русалка, защекотав мужчину, уносит его в свое жилище, где он оживает и делается ее мужем. Окруженный невообразимой роскошью, он начинает там новую жизнь, непонятную для людей, живущих на земле. И исполняются там любые его желания, кроме одного. Нельзя ни на мгновение оставить водяное царство.
7-ая: Но есть и другое славянское поверье, что русалки – это прекрасные женщины, живущие далеко-далеко. И которые раз в году приходят к нам, чтобы охранять посевы, вызывать волшебною силою цветение, колошение, посылать летние ливневые дожди.
Девушки исполняют песню «Во зеленых лугах».
8-ая: Заглянули в старину мы –
Будто дождь омыл сердца.
Только не допели струны
Нашу песню до конца.
9-ая: Всех не спеть нам славных песен,
Не сказать всех добрых слов,
Край российский наш чудесен,
Вечно юн и вечно нов!
Приложение.
1.
К нам праздник пришел,
Пришла Троица!
Травой-муравой земля покроется,
Цветочками приукрасится.
Красны девушки придут
Ко березонькам,
Хоровод заведут
С песней звонкою.
2.
То не ветер березку обвевает,
Это девок хоровод идет, играет,
Ой, лели, лели, вот играет.
Ой, лели, лели, вот играет.
Уж вы пойте-то, девицы, и пляшите,
Поиграйте во девичьей вольной воле,
Ой, лели, лели, да на воле.
Ой, лели, лели, да на воле.
Вы, ребята молодые, не глядите,
С хоровода красных девушек не взятии,
Ой, лели, лели, вот не взяти.
Ой, лели, лели, вот не взяти.
А по батюшкиному да повеленью,
Да по матушкиному благословенью,
Ой, лели, да по повеленью.
Ой, лели, по благословенью.
3.
Пойдемте в лужочки
Завивать веночки.
Припев: Ой, маю, маю, маю зеленой, гу!
Мы завьем веночки
Да на все святочки.
Припев.
Да на все святочки,
На все летни денечки.
Припев.
На все духовские,
На все петровские.
4.
Березынька
Кудрявенькая,
Зелененькая,
Завивайся на весь денек,
Завивайся на весь годок!
Березынька
Кудрявенькая...
5.
Давай, кумушка, мы покумимся.
Ой, люли, ой, люли, мы покумимся.
Мы покумимся, поголубимся.
Ой, люли, ой, люли, поголубимся.
Скрозь березоньку, скрозь кудрявую,
Ой, люли, ой, люли, скрозь кудрявую.
Мы платочками поменяемся,
Ой, люли, ой, люли, поменяемся.
Кума с кумушкой свеличаемся,
Ой, люли, ой, люли, свеличаемся.
6.
Как на той ли на долинке,
На широкой луговинке,
По мягкой траве, ах,
По муравушке.
Тама девушки гуляли,
Со травы они цветочки рвали,
Веночки плели, ах,
Из цветов полевых.
На головушки надевали,
К быстрой речке они побежали,
К Дунай-реченьке, ах,
Ко быстрым волнам.
На венках они гадали,
Венки сняли, в речку побросали...
Чей венок всплывет, ах,
Милый вздохнет.
Одна девушка не смолчала,
Громким голосом она вскричала:
- А венок мой потонул, ах,
Ах, милый обманул!
К ней пожружки-девушки сбежались,
Уговаривать ее старались:
- Не плачь, глупая, ах,
Неразумная!
Твой венок в волнах ныряет,
Милый клятвой тебя уверяет,
Хочет верным быть, ах,
Лишь тебя любить.
7.
Плакала кукушечка во темном лесу,
За малыми детками роняла слезу.
За малыми детками роняла слезу.
Падали те слезыньки прямо на росу.
Не смогла кукушечка гнездышка совить,
Негде горемычной ей с деточками жить.
Где слезы кукушечки пали на росу,
На том месте выросли цветочки в лесу.
С той поры цветочки те по лесам растут,
«Кукушкиными слезками» люди их зовут.
8.
Проплыви-ка, проплыви-ка,
Проплыви-ка, селезенька,
Проплыви-ка, красотенький.
Расскажа-ка, расскажи-ка,
Как старушки в лесок ходят,
Как грибы из леса носят?
(Селезенька, сгорбившись, еле тащит корзину.)
Расскажи-ка, расскажи-ка,
Как молодки в лесок ходят,
Как грибы из леса носят?
(Селезенька показывает, как молодки нехотя ищут грибы, выбрасывая плохие.)
Расскажи-ка, расскажи-ка,
Как ребята к речке ходят,
Как они там рыбу ловят?
(Селезенька закидывает удочку, опрокидывается назад.
Потом хочет убежать, его окружают хороводом. Он пытается вырваться.)
9.
Во зеленых лугах,
Во зеленых лугах,
Во лугах было во зеленых садах.
Во лугах было во зеленых садах.
Вырастала трава, да,
Вырастала трава, да,
Вырастала трава шелковая.
Вырастала трава шелковая.
Расцвели цветы,
Расцвели цветы,
Расцвели цветы лазоревые.
Расцвели цветы лазоревые.
Понесли духи, да,
Понесли духи, да,
Понесли духи анисовые.
Понесли духи анисовые.
Я во тех лугах, да,
Я во тех лугах, да,
Я во тех лугах повыкормлю коня.
Я во тех лугах повыкормлю коня.
А потом сведу,
А потом сведу,
Сведу коня к свому батюшке.
Сведу коня к свому батюшке.
Ты отдай меня, да,
Ты отдай меня, да,
Ты отдай меня за ровнюшку.
Ты отдай меня за ровнюшку.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ