Внеклассное мероприятие по Литературе "Урок - игра по изученным произведениям" 6 класс
Хабарова Светлана Борисовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ№1»
г. Бородино Красноярского края
По знакомым страницам
Урок – игра по изученным произведениям (1 полугодие)
6 класс
Цель: 1. Повторение и обобщение изученного материала;
2. Расширение кругозора учащихся, развитие их внимательности и вдумчивости при чтении произведений.
План-сценарий игры.
Участники: 3-4 команды учащихся. Каждая команда отвечает по очереди.
Ведущий: учитель
Художественное оформление: портреты писателей, чьи произведения были изучены в 1 полугодии, детские рисунки к произведениям.
Ход игры
I.Разминка.
- Кто больше всех вспомнит фамилий авторов, чьи произведения были изучены в 5-6 классах?
Условия конкурса: участвуют все команды. Каждая правильно названная фамилия автора – 1 балл.
II. «Узнай произведение».
Условия конкурса: все команды записывают название произведений на листах, если помнят – записывают фамилию автора. Ответы команды зачитывают по очереди. Каждое верное название – 1 балл, фамилия автора – 1 балл.
А далеко на Востоке мудрецы, которых называли волхвами, увидел на небе новую звезду и поняли, что она возвещает рождение Великого царя. Волхвы отправились в долгий путь, чтобы поклониться Ему. («Рождество Иисуса Христа»)
Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать. (Н.А.Некрасов « Железная дорога»)
В это время пропел петух. «Куда? - закричал он, ухватя за хвост хотевшего убежать черта: - постой, приятель, еще не все: я еще не поблагодарил тебя».
( Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы, он счастия не ищет,
И не от счастия бежит! (М.Ю.Лермонтов «Парус»)
Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня в тот самый тракт, в те самые места. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу ее снова. (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)
Тульские мастера, которые удивительное дело делали, в это время как раз только свою работу оканчивали. (Н.С.Лесков «Левша»)
III. «Узнай героя».
Условия конкурса: имя героя команды записывают на листах. Правильный ответ - 1 балл. Каждая команда зачитывает свои ответы. Если необходимо, дается время на обсуждение.
Вскоре Эврисфей дал ему новое поручение. Он должен был очистить от навоза скотный двор Авгия, царя Элиды. (Геракл)
И тут он опомнился и сказал: «Сколько работников у моего отца получают хлеб в изобилии, а я умираю от голода! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном. Прости меня и прими в число наемников твоих». (Младший сын)
Накануне решительного дня она не спала всю ночь; она укладывалась, увязывала белье и платье, написала длинное письмо к одной чувствительной барышне, ее подруге, другое к своим родным. ( Марья Гавриловна)
Утром он был у жадринского священника; насилу с ним уговорился, потом поехал искать свидетелей между соседними помещиками. (Владимир)
Между тем он крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегщись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны. (Черт)
…пришел в свою квартиру, велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки - кислярки, дерябнул хороший стакан, на дорожный складень Богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было. (Платов)
Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, … в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это не помогало или вызывало тошноту. (Генерал – майор Булдеев)
…разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал в рот. Он съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. ( Пацюк)
IY. Словарная работа: объясните значение слов и словосочетаний.
Условия конкурса: слова записаны на отдельных листах. Каждый правильный ответ – 2 балла. На обсуждение – 3 минуты.
Ямщик, тракт, вещий сон, гласить, парубок, заниматься малеванием, дерябнул, покалякать.
Y. Вспомните известные изобразительно –выразительные средства языка. Найдите их в данных отрывках из текста.
Условия конкурса: отрывки из текстов записаны на отдельных листах. Каждый правильный ответ – 1 балл. На обсуждение – 3 минуты.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный! (Чудесный, прелестный – эпитеты)
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела… (Злилась, носилась – олицетворение, как бледное пятно – сравнение, мрачные – эпитет)
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном? ( Ищет он, кинул он – инверсия, далекой, родном – эпитеты)
YI. Вспомните, какие стихотворные размеры вам известны. Определите размеры стиха в следующих отрывках.
Условия конкурса: отрывки из текстов записаны на отдельных листах. Каждый правильный ответ – 1 балл. На обсуждение – 3 минуты.
Буря небо мглою кроет,
Вихри снежные крутя… (Хорей)
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки… (Ямб)
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит… (Дактиль)
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг… (Анапест)
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз… (Амфибрахий)
YII.Перечислите подвиги Геракла.
Условия конкурса: на обсуждение – 3 минуты. Каждый правильный ответ – 1 балл.
YIII. По памяти записать наибольшее число фамилий из чеховского рассказа «Лошадиная фамилия».
Условия конкурса: каждая правильная фамилия - 1 балл. На обсуждение – 3 минуты.
IX. «Кто о ком сказал».
Условия конкурса: на столах лежат листки бумаги, ведущий читает цитаты из текста. Ребята записывают номер цитаты и две фамилии: кто и о ком. Затем каждая группа читает свои ответы. Каждая правильная фамилия-1 балл. На обсуждение – 30 секунд.
– Чудная девка! И хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух! (Вакула об Оксане)
- Больно поколотил проклятый…! (Чуб о кузнице Вакуле)
– Сиди, - говорит, - здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь. (Платов о Левше)
– Хочешь, - говорит, - я тебя в море швырну? Ты не бойся – он мне тебя сейчас назад подаст. (Полшкипер-англичанин Левше)
«Сын мой! Ты всегда со мной, и все, что есть у меня – твое. А брат твой был как бы мертв и ожил, пропадал и нашелся». (Отец о младшем сыне)
«Дочка – с, - отвечал он с видом довольного самолюбия, - да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». (Станц. смотритель Самсон Вырин о Дуне)
X. Придумайте короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное.
Условия конкурса: на обсуждение – 5 минут. 10 баллов за составленный рассказ.
XI. Подведение итогов.
Литература
1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература 6 класс Учебник- хрестоматия в 2 ч.- М.: «Просвещение», 2005, 2009.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ