Воспитание духовной культуры учащихся на уроках литературы и русского языка
МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области
Духовное воспитание учащихся на уроках литературы и русского языка
Выступление на областной научно-практической конференции
подготовила
учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель Российской Федерации
Васенина Тамара Александровна
г. Омутнинск
2012 год.
На 5 Международных педчтениях известный писатель В.Н.Крупин, наш земляк, сказал так:
«Какая школа – такое и государство. Крепка школа - крепко государство. Крепка семья – крепко опять же государство. Сегодня в стране взрыв преступности, наркомании, сексуальной распущенности и т.д. Цель же русского образования – воспитание души, говоря по-православному, - спасение души.
Вот бы с чем начать бороться нашим учителям, чиновникам, так это с телевизором – одноглазым чудовищем, которое заползло почти в каждый дом. Учителя должны всячески сопротивляться воцарившемуся у нас ныне, чего никогда не было в России, - натиску разврата, пропаганды денег, подчинению мышления материальному. Они должны сопротивляться этому, несмотря ни на какие санкции, циркуляры, программы».
Как не вспомнить тут другое высказывание бывшего директора ЦРУ А.Даллеса, сделанное ещё в 1945 году: «Мы сломим этот гордый непокорный народ, мы поставим его на колени. Мы посеем рознь, вражду, секс, насилие, ненависть к русским, здесь будет самое низкое образование.. Мы взорвем Россию изнутри таким образом, что мало кто увидит и разберется в этом.
И ЛИШЬ НЕМНОГИЕ, ОЧЕНЬ НЕМНОГИЕ БУДУТ ДОГАДЫВАТЬСЯ. ЧТО ПРОИСХОДИТ. НО таких людей мы поставим в беспомощное положение, посмешище, найдем способ их оболгать»
Сейчас уже не секрет, сколько политических и идеологических институтов работает против России.
Поэтому мы сегодня должны говорить о восстановлении духовной культуры, литературы, о возвращении духовных ценностей.
ИДЕТ ПРОТИВОСТОЯНИЕ.
Пришли любовные романы, песенки без смысла, к примеру « Ты отказала мне 3 раза…» или «Ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже...».
Зарубежные боевики
Посмотрите, что происходит на наших экранах…
Иногда это обыгрывают известные актеры с экранов телевизора Примеры:
Передергивают слова известной песни:
«Каждый хочет любить
И солдат, и моряк
Каждый хочет иметь и невесту
и друга…»
или:
«И дорогая не узнает,
Какой у парня был конец…»
Мы постоянно ощущаем тлетворное влияние Запада. Идет противостояние.
В защиту языка и литературы выступают известные ученые, писатели, актеры. Мне посчастливилось быть делегатом 8 Международной конференции и Международных Рождественских чтений. Были задействованы ведущие организации на самом высоком уровне, предлагали свои программы лучшие умы страны.
… На конференцию были приглашены учителя русского языка и литературы, учителя истории.… Было отмечено, что объединяется интеллигенция (ученые, учителя, работники культуры и искусства, писатели). Основная цель – сохранить государство, нацию… Большая надежда на школу, учителей-подвижников, которые будут работать в любых условиях. Все выступления были очень захватывающими, равнодушных не было.
ОСНОВНОЕ:
- защита русского языка;
- защита литературы, культуры;
- исторических ценностей, духовной культуры, нравственности;
- говорили о спасении России, что русских очень мало, что потеряно несколько поколений;
- что нужен Закон о защите Русского Языка;
- что писателями ничего не создается, нужно ответственно относиться к мировой литературе,
- что система образования России отличается от других систем. Это широчайший общекультурный контекст. Мы воспитываем людей, обладающих огромным кругозором. Нужна новая философия образования;
- говорили о защите самой страны. Чтобы уничтожить ЦИВИЛИЗАЦИЮ – надо уничтожить ядро её – духовную культуру. Идет угроза национальной безопасности – разрушение системы накопления духовных ценностей.
- велика роль языка и литературы. Литература всегда носила нравственно – православный идеал. Эти предметы сделать в школе обязательными…
- что наблюдается попытка насадить чужие ценности, что нация начинает терять себя и т.д. - что от состояния образования зависит развитие общества в целом, что все работники образования сподвижники и не дадут скатиться вниз…
Все выступающие выражали обеспокоенность тем, что литературу пытаются вынести в региональный компонент, нельзя допускать сокращение часов на этот предмет. Русская литература – основа воспитания.
С разрушением экономики не потеряно государство, с потерей духовности – теряем все. Идет растворение нации.
ЧТО же такое ДУХОВНОСТЬ? ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА?
Слова дух и душа одного корня. ДУХ – духовный – душевность ( творческий подъем) – предмет этики;
ДУША - душевный = душевность – отражает душевное переживание - факт психологический.
Среди ученых бытует разное мнение по поводу определения духовности. Но большинство считает, что духовность – постоянная внутренняя неудовлетворенность собой, стремление к идеалу, самоусовершенствованию. ДУХОВНОСТЬ ЕСТЬ СПОСОБНОСТЬ САМОЦЕННОГО СТРЕМЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В МИР ДОБРА И КРАСОТЫ.
Но это стремление к самоусовершенствованию можно направить по – разному ( пример: автор и герои романа «Война и мир»)
Вот тут-то и нужен учитель, наставник. Прежде всего, учитель словесности. Нам дано сильное оружие – слово.
Воспитание словом. Слово доброе и злое оказывает воздействие на личность, её воспитание.
Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро. Обратимся к истокам:
Русские сказки (побеждает добро в конце)
Былины. «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ». Странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет».
ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА ( см. программа 7 класс). Вот некоторые высказывания:
- ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;
- лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д.
Вот какие важные гуманные советы оставил Владимир Мономах молодому поколению.
«Домострой» 16 век – краеугольное сочинение эпохи формирования русской нации. Книга эта наставляла хранить свою веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе чувство благоговения к святыням и ГЛАВНОЕ – учила, как нести эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейный дом.
Достаточно перечислить только название глав и сразу станет ясно, какой национальный памятник был запрещен в 1918 году:
- похвала женам;
- как детей растить;
- как детям отца и мать любить. и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем
- как дом содержать; даже как щи готовить и т.д. Всего 17 глав.
Идея духовного развития человека должна быть в основе воспитания.
Мы не постигли многих законов развития общества, но ряд закономерностей прослеживается на протяжении тысячелетий. Все доброе, гуманное прививается человечеству через борьбу со злом, агрессивностью, жестокостью.
5. Бесценной является русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни единого лишнего слова. Классика бессмертна. ЕЁ высшее назначение по Пушкину - бессмертие. Идея бессмертия души.
« ..душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья…»
Огромное внимание уделяла русская литература семейному воспитанию. Роман «Евгений Онегин». Разное воспитание Онегина и Татьяны. Русское национальное воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность русским традициям, старина и т.д.).
« Но я другому отдана, я буду век ему верна», - говорит любимая героиня Пушкина. Даем правильное толкование, почему Татьяна не приняла любовь Е.Онегина после замужества?
М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова…» выставил героем удалого купца Степана Парамоновича, который защищает честь жены, свою честь, честь семьи ценой жизни. Нарушил семейную святыню КИРИБЕЕВИЧ – басурманский сын (обращаем внимание на нерусскую фамилию).
Эту же тему продолжает Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба»
-Так предать, предать веру,- говорит старый Тарас своему сыну Андрею.
Тема семейных отношений нашла отражение в творчестве Толстого, Тургенева, Гончарова, Шолохова и т.д.
Семья, где нет духовности, – распадается. А сейчас – пропаганда свободной любви.
Прекрасны в русской литературе женские образы.
Тургеневские девушки – мечта многих мужчин и сейчас.
Сами писатели являются образцами высокой культуры, интеллекта, нравственности, гражданственности, духовной культуры. Большое внимание сейчас в программе уделяется личности писателя, его духовным поискам.
Пример: И.С.Тургенев «Порог».
Это образец самоотверженности, высокой нравственности, духовности, гражданственности, человеческого подвига. Порог – это нижняя часть дверного проема ( в сокращении).
«.. Я вижу громадное здание. В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью – угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка. Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла; вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный голос.
- О ты, что желаешь переступить этот порог, знаешь ли ты , что тебя ожидает?
- ЗНАЮ.
- Холод, голод, ненависть, насмешки, презрение, обида.
- ЗНАЮ. Я готова, я перенесу все.
- Готова ли ты на жертву?
- ДА. И все-таки я хочу войти.
-Войди!
Девушка перешагнула порог – и тяжелая завеса упала за нею.
- ДУРА! – проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! Пронеслось оттуда в ответ.
(опыт современного прочтения, современные ученики не понимают смысл самопожертвования, совершенно другие нравственные ценности).
Силу характера русского человека мы видим у Лескова в «Очарованном страннике», у А.Толстого «Русский характер», у М.Шолохова «Судьба человека» и т.д.
- Ведь ты русский! Русский человек со всем справится!
- Тоска по Родине в плену..
- Сила русского духа, вера, духовная красота.
А.П.Чехов. Рассказ « Припадок».
Главный герой – Васильев, закончил естественный факультет, учится на юридическом. Кто-то из писателей сказал однажды про Васильева, что он талантливый человек. Есть таланты писательские, сценические, художнические.
У него же особый талант - человеческий. Он обладает тонким, великолепным чутьем к боли вообще. Как хороший актер отражает в себе движения и голос, так Васильев умеет отражать в своей душе чужую боль. Увидев слезы, он плачет, около больного он сам становится больным и стонет; если видит насилие, то ему кажется, что насилие совершается над ним, он трусит, как мальчик, и, струсив, бежит на помощь…
Героя не понимают, объявляют сумасшедшим… (Он не может успокоиться, увидев однажды жизнь падших женщин)
То, что Чехов назвал талантом человеческим, я думаю, и является основой нашей учительской профессии – понимание человека.
Сейчас учитель имеет возможность выбора программы (6 вариантов). Мы всегда гордились, что Россия – самая читающая страна в мире. Читают и сейчас, но что? Чтение превратилось в « чтиво». Поэтому учителю необходимо осуществлять руководство чтением.
«Читать дурно выбранные книги и хуже и вредней, чем ничего не читать», - В.Г.Белинский.
Появились даже специальные карманные романы. В последние 10-20 лет ничего нового в литературе не появилось. В программу включены произведения возвращенной литературы (Бунин, Куприн, Пастернак, Платонов, Булгаков, Солженицын и т.д.). Нет сейчас в нашей литературе художественного образа по силе воздействия на читателей равного образу Павки Корчагина, на котором воспитывалось не одно поколение.
Обзором изучаем Островского, Фадеева. Исключены из программы в среднем звене произведения о революции, гражданской войне, словно не было этих периодов в нашей истории и литературе. Содержание учебников изменилось. Например, в 5 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой осталось только 2 произведения («Муму» и «Бородино»).
В 11 классе предлагается прочитать и текстуально изучить лирику и прозаические произведения 24 авторов, в обзорных темах названо более 150 имен, произведения 37 авторов даны для самостоятельного чтения (всего примерно 211 имен, и это на 102 уроках литературы, см. журнал «Литература в школе» № 4 1996 год, стр. 71)
Невозможно все прочитать и осмыслить все тексты.
Страшно, что ученик не испытывает воздействия самого искусства, а лишь получает информацию о литературе. Вот и обращается наш ученик к краткому содержанию произведений школьной программы. Там и роман пересказан и сочинение написано умными учителями и преподавателями вузов. Продвинутые пользуются услугами Интернета. Тут и думать не надо, все уже написано умными дядями и тетями, и свое отношение дано так, как должно быть. Не зная текста, ученик не может увидеть красоту языка, духовно – эстетические принципы, заложенные в произведение
В 90 годы свои художественные решения предложил АНДЕГРАУНД. Андеграунд (подполье) резко полемичен к канонам социалистического реализма. Главные герои далеко ушли от положительных. Андеграунд – своеобразная реакция искусства на усиленно насаждавшийся литературой пафос героизма, диктовавшийся сверху.
Л.Петрушевская «СВОЙ КРУГ»
Герои – обычные люди с высшим образованием. Сначала перед нами просто круг знакомых, друзей, приятелей героини: Серж, красавица Таня, аферистка Ленка, прихлебала Андрей, темпераментный Жорка…
Вокруг героини складывается круг обыденности, заурядности, повседневности и бесчеловечности… Ни один поступок героя не мерзок, не жесток, не отвратителен, но это такая паутина, из которой не вырвешься.
Героиня – повествовательница тяжело больна. Её жизнь – это круг, по которому можно идти без конца. Вечное движение по кругу…
Героиня только что похоронила мать, отца, а теперь у неё обнаружили признаки страшной, неизлечимой (как у матери) болезни. Все по кругу… Возникает тема бессмысленности и жестокости жизни. Герой живет в мире, где нет покоя, душевного равновесия.
Героиня в разводе с мужем. Он уходит от неё, узнав о болезни. У него другая семья. Она остается одна с 7-летним сыном. Ей не хочется отдавать его в интернат. Сын Алешка слабый, робкий, мочится по ночам в постель. Что ждет его? Нам кажется, словно мы давно знаем этих героев.
Весь рассказ – огромный монолог героини от 1-го лица. Она понимает, что сын остается сиротой. И что же она придумала?
Она приглашает на ужин людей своего круга, с которыми встречались каждую пятницу: пели, ели, танцевали, влюблялись, отдыхали…
Отец во время встречи спрашивает о сыне, пытается найти его, но уходит надолго в туалет, а затем ложится на диван.
Героиня отправила мальчика на дачу, чтобы он там переночевал один, но перед этим взяла ключ от домика. Просит, чтобы домой он не возвращался.
И когда ночью пьяные гости выходят покурить на площадку, они видят спящего мальчика. Он будет спать, уткнувшись в перила. Тогда мать на глазах отца, гостей избивает сына, у которого льет кровь из носа. Она в бешенстве. Её затаскивают в квартиру. Отец хватает на руки ещё не проснувшегося ребенка и несет его на улицу со словами:
-Все! Я забираю! Мразь!
Героиня довольна: сын будет с отцом.
Чем же отличается рассказ от того, что мы называем классической литературой? (ушли в прошлое прежние герои литературы, распалась прежняя система ценностей, рухнула система, а вместе с ней и те жизненные установки, которые она провозгласила).
- Нет в жизни героев высоких истин, бессмертных идей.
- Мир нелогичен, не собирается воздавать добром за добро, жизнь несет только страдания.
- Не существует никаких целей в жизни, есть только цепочка случайностей.
- Писатель не обязан судить героев, давать духовные наставления, он только сочиняет текст. В её рассказах персонажи спиваются, сходят с ума, кончают с собой и умирают в муках. Норма существования её героев – приземленность, обыденность, бездуховность, цинизм. Они задавлены житейскими невзгодами, лишены какой-либо поддержки, им не на кого надеяться, кроме себя.
Современный модерн. Поэма Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки» ждет достойного исследования и толкования. Писатель взял кусок грубой и грязной жизни и создал из неё Поэму. Это Поэма о томлении духа, о странствии к желанной цели, но, к сожалению, - в обратном направлении. Герой Поэмы неотличим от образа автора, Таким героям не было раньше места в нашей литературе. Писатель настаивает, что воспроизводит своеобразную норму человеческого поведения. Герой садится на Курском вокзале в электричку направления «Москва – Петушки», мелькают станции: «Серп и молот», «Карачарово», «Чухлинка», «Перово», «Новогиреево», « Реутово», «Никольская» и т.д.
Герой хочет попасть на Красную площадь, но все время попадает на Курский вокзал. Герой пьян, ему кажется, что чем больше он выпьет, тем проницательнее видит нашу действительность, мир, радужный и сверкающий. Он показывает мир в его распаде и ничтожестве, когда все человеческое истончается и гибнет, наступает конец света. Своеобразен язык Поэмы, наблюдается смешение языковых пластов: поэтического и низменного.
Говоря о духовном воспитании на уроках литературы, нельзя не остановиться на уроках русского языка. Слово – основное орудие учителя. Очень важно, с каким словом мы сегодня идем к ученику. Наша речь – это незримая связь с родной землей, с её судьбой. Эти корни в глубине каждого, кто не утратил души человеческой. Этому учит нас мудрый русский язык.
СРАВНИТЕ:
род Выродок
Родина
Народ урод
родитель несут зло
Родимый добро
Родник отродье
природа
«Идти к добру – значит идти к народу,- говорит профессор В.Ю.Троицкий. Если не сможем воспитать любви к языку, то не сможем воспитать любви к литературе, потеряем все» (см. журнал «Воспитание школьников», №3, 1997г. стр. 16).
Формирование основных понятий о языке закладывается с детства. В последнее время все чаще встречаются в средствах массовой информации «лингвистические шалости», нецензурные выражения. Русская литература обходилась без брани, без нецензурных слов. Сейчас вышел словарь «Русское сквернословие». Выпущен институтом русского языка Российской Академии наук. Среди авторов профессора, филологи с мировым именем. Словарь содержит свыше 5000 экспрессивных слов и выражений русского языка. В аннотации говорится «новый словарь русского сквернословия просто необходим всем, кто желает знать русский язык в полной мере». СКВЕРНА - нечто гнусное, мерзкое, порочное (см. словарь Ожегова, стр. 589). Если не любите Родину, то не похабьте её на каждом слове, - призывает В.Ю. Троицкий.
Мы наблюдаем обилие иностранных слов.
Русский язык – носитель миропонимания:
человек (чело + век); воздух ( везде дух), небеса (нет беса), спасибо (спаси Бог) и т.д..
Русское слово несет определенный смысл, а иностранные звучат нежно, романтически, их смысл не всегда понятен простому человеку.
СРАВНИТЕ:
Путана – развратная женщина
Киллер – убийца.
Появились хакеры, рокеры, рейдеры, дилеры и т.д.
Нет закона о языке, его защите и охране, идет разложение русского языка. БРАНЬ ЕСТЬ ПОРУГАНИЕ СВЯТЫНИ. Мы на уроках языка ориентируемся на художественные тексты русской классики.
От развития речи зависит общее развитие ребенка. Правильно поступают те руководители, которые находят дополнительные часы на уроки русского языка и литературы. Прошел Год Русского Языка, в школах района проведена большая работа. Но на этом все и остановилось. По-прежнему допускают вольные шалости с языком дикторы радио и телевидения. Мы говорим о внимании к русскому языку в мире (1 из 6 - мировой язык).
Мир еще слишком далёк от успокоенности (в этом мы убеждаемся каждый день).
Без растревоженности души и успокоенности сердца нет настоящей человеческой жизни.
Без растревоженности души теряют смысл уроки литературы вообще.
Вот почему, по словам Д. Гранина, «одна из великих задач литературы – бередить совесть, пробуждать чувство вины».
И это особенно важно сегодня, когда повсеместным стало стремление найти виновных вокруг себя и не спрашивать с самого себя. В руках учителя – будущее народа… В конце зачитываю свое стихотворение об УЧИТЕЛЕ.
Забудь покой, забудь уют,
К чертям отошли усталость.
Ты выбрал в жизни трудный путь
И на судьбу не жалуйсь.
Скорее в жизнь смелей внедряй
Ты школьную реформу,
Чтобы быстрей поставить все
На новую платформу.
Пусть недосуг тебе порой
Сходить в кино с сынишкой
И не дочитана ему
Обещанная книжка.
Но счастлив ты, что день прожил
Сегодня не напрасно.
Ты дать урок сумел на «5»
В самом трудном классе.
Полсотни глаз зажечь сумел
Ты на своем уроке.
Десятки душ увлечь сумел
Сегодня на уроке.
Ты добрый след оставил
В сердцах своих детей.
И жизнь пройдет недаром,
И это всех важней.
Литература:
Айзерман Л.С.» С углубленным изучением литературы», издательство «Знание», М., 1990 год.
Пилипов В. Так ли плох был Домострой?
Преподавание литературы в 11 классе: сборник методических и справочных материалов в 2-х частях. Под редакцией Обернихиной Г.А., часть 2, М.:АРКТИ, 2000, стр.132-137.
Соболев Л.И. «Все начинается с урока», издательство «Знание», М., 1980г.
Журнал «Воспитание школьников» №3, 1997г, стр.16.
Журнал «Литература в школе» № 4, 1990г Статья В.Троицкого «Учитель словесности»
Журнал »Литература в школе» № 4, 1996 год, стр. 71.
Журнал «Новый мир», №1, 1988г., стр.116-131, Л.С.Петрушевская «Свой круг»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ