Конспект урока для 2 класса "Квадрат"
Конспект урока
Аттестуемый педагог (ФИО) Купцова Юлия Николаевна
Предмет начальные классы
Возраст учащихся: 2 класс
Тема урока(занятия) Квадрат
Цель урока:
- познакомить учащихся со свойствами квадрата;
- показать его отличие и сходство с прямоугольником.
Оборудование: учебник «Математика» 2 класс М.И.Моро, намагниченные геометрические фигуры, конверты с геометрическими фигурами, тесты.
Этапы урока
Содержание этапа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Организационный момент
Цель для обучающихся:
Проверить готовность к уроку:
Необходимые принадлежности, рабочее место, внешний вид.
Цель для педагога:
Создать благоприятные психологические условия, условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс, вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Задача:
Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.
Метод обучения:
Словесный (беседа), наглядный.
Основная форма организации деятельности обучающихся – фронтальная.
Актуализация знаний для изучения нового учебного материала.
Цель для обучающихся:
Актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала.
Цели для педагога:
Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала, систематизировать имеющиеся у учащихся знания, вызвать познавательный интерес, актуализировать личный жизненный опыт обучающихся об окружающем мире.
Методы обучения:
Словесные, наглядные, частично – поисковые, метод наблюдения.
Критерии достижения цели:
Правильные ответы обучающихся при устном счёте, правильное обоснование предположений и выводов.
Действия педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленной цели:
Помочь наводящими вопросами, прибегнуть к жизненному опыту обучающихся, поощрять словесно, жестами, мимикой.
Основная форма организации деятельности учащихся:
Фронтальная, индивидуальная.
Методы мотивирования(стимулирования) учебной активности учащихся:
Метод познавательной игры, индивидуальная работа у доски с наглядным материалом(выражения подобраны с учетом разного уровня обученности учащихся), вопросы учителя, якобы незнающего выход из данной ситуации.
Критерии оценивания ответов учащихся:
Индивидуальный и фронтальный опрос, правильность и обоснованность ответов, доказательство. Учитель отмечает несколько учащихся, которые при дальнейшей их работе могут получить отметку в конце урока.
Изучение нового учебного материала.
Цель для обучающихся:
Осознать в чем именно состоит недостаточность их знаний и способностей.
Актуализировать ранее изученные знания о прямоугольнике.
Определить тему урока и сформулировать свойства квадрата и его сходство и отличие от прямоугольника.
Цель для педагога:
Организовать осмысленное восприятие новой информации, создать подводящий или побуждающий диалог к нахождению нужной информации, зафиксировать причину затруднения, подтолкнуть к нахождению способов преодоления затруднения.
Методы изложения нового материала:
Частично – поисковые, проблемные, словесные, наглядные, метод наблюдения.
Форма организации деятельности учащихся:
Фронтальная, индивидуальная.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу:
Активное участие, выдвижение разных версий решения данной проблемы.
Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе урока:
Похвала, одобрение, создание проблемной ситуации и ситуации успешного выхода из нее.
Закрепление изученного материала.
Цель для обучающихся:
Основываясь на свой опыт и наблюдения, провести аналогию между предметом и свойствами квадрата. Сравнить, обобщить и разделить геометрические фигуры на две группы (по определениям и свойствам данных фигур), используя ранее полученные знания. Актуализировать ранее изученные знания о нахождении прямоугольника, его периметра и построение фигур с помощью линейки и карандаша в тетради.
Цель для педагога:
Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу, выявить уровень усвоения нового материала, научить применять полученные знания на практике.
Основные формы организации деятельности учащихся:
Фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:
Правильные ответы, правильное выполнение заданий, уровень осознанности нового материала большинством учащихся.
Возможные пути и методы реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал:
Те обучающиеся, которые испытали затруднения при выполнении творческого задания, получают индивидуальные консультации, учитель с сильными учащимися акцентирует внимание на основные моменты нового материала, обобщает и помогает справиться с затруднениями.
Рефлексивно- оценочный этап.
Цель для обучающихся:
Осмысление процесса и результата деятельности. Соотнести число «4» с основными свойствами квадрата.
Выполнение теста.
Цель для педагога:
Оценить факт достижения цели и уровень осознанности нового материала. Разъяснить выполнение теста (с использованием УУД).
Форма организации деятельности учащихся:
фронтальная.
Задание на дом.
Цель для обучающихся:
Выполнить номер из учебника, выучить правило. Творческое задание – на выбор обучающихся.
Цель для педагога:
Сообщить обучающимся домашнее задание, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.
Определение и разъяснение учащимися технологии успешного выполнения домашнего задания:
Инструктаж по выполнению домашнего задания, проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения,
Указания на источники получения информации.
Организационный момент
Создание благоприятного психологического климата на уроке. Учитель читает стихотворение.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Мыслить и воображать,
Логику не забывать!
Чистописание.
- Ребята, посмотрите, какую цифру мы будем сегодня повторять на минутке чистописания. (цифра «4»).
- Кто напомнит нам, как пишется эта цифра? Напишите в тетради по образцу.
- Эта цифра и число «4» будут сегодня хозяйками нашего урока. А почему, я уверена, вы скажете мне в конце урока.
Стадия вызова.
- К нам сегодня на урок пожаловал гость из одной математической страны. Посмотрите, он прислал мне свое фото.
- Может, кто догадался из какой он страны? Как вы догадались? Объясните.
- Сегодня мы узнаем еще один секрет науки геометрии. Для этого он пришел нам рассказать об одной геометрической фигуре. Сейчас мы узнаем о какой.
(Учитель открывает доску)
- Что случилось? Он рассыпался. Как же его собрать? С чего начать? С головы, рук или ног? Ваши предложения. (Выслушиваются предложения детей с обоснованием).
- Почему все-таки с ног?(Учитель обобщает жизненный опыт учащихся, их знания об окружающем мире: все живое растет снизу: и растения, и человек…)
- Что вы заметили на каждой фигуре? (выражения). Как вы думаете, для чего они здесь? ( надо найти значения этих выражений).
- Правильно, чтобы собрать все фигуры, надо найти значения этих выражений. Ответы будем записывать в тетрадь.( учащиеся по одному выходят к доске, считают одно выражение вслух, ставят на место эту фигуру и записывают ответ на доске.)
- Посмотрите на цепочку ответов. Какую закономерность вы заметили? (числа увеличиваются на «4»).
Стадия осмысления.
Изучение новой темы.
- После случившегося наш гость совсем забыл о какой фигуре он пришел нам рассказать. Известно только, что эта фигура одна из тех, из которых он состоит.
- Придется мне помочь нашему гостю. Иначе мы не узнаем тему нашего сегодняшнего урока. Но я не могу раскрыть его секрет. Как же мне быть? Вы задавайте вопросы, но на них я смогу ответить только «да» или «нет».
(Примерные вопросы:
У этой фигуры есть углы? У этой фигуры три угла? У этой фигуры есть прямые углы? (одновременно убираются «лишние» фигуры)
На доске остаются два прямоугольника.
.
- Почему остались две фигуры? (обе фигуры- прямоугольники)
Докажите, что квадрат – это тоже прямоугольник (у него 4 прямых угла, противоположные стороны равны)
- Итак, у меня на доске остались два розовых прямоугольника. Если я попрошу дать мне один розовый прямоугольник, какой вы мне дадите?
( У учащихся возникли затруднения)
- Я вижу, что вам нужна дополнительная информация о прямоугольнике, который мне нужен.
- Есть ли отличие у этих прямоугольников? (у меньшего прямоугольника - все стороны равны, это квадрат.)
- В чем же особенность квадрата? (ответы детей).
- Квадрат – это особенный прямоугольник. У него не только противоположные стороны равны, а все стороны равны.
- О какой же фигуре нам пришел рассказать наш гость?
- Где проверить вывод, который мы сделали? (в учебнике)
- Давайте откроем учебник и найдем тему нашего урока. Сравните вывод, который сделали мы с определением в учебнике и убедитесь в точности ваших суждений.
Чтение текста учебника.
Физкультминутка.
Мы лучами помахали
В геометрию попали.
Руки к верху мы подняли
Треугольник показали.
Руки в стороны раскинули-
Показали прямые линии.
А теперь их вверх подняли-
Ломаную показали.
Круг, квадрат и треугольник
И большой прямоугольник.
А теперь шагаем дружно-
Возвратиться в школу нужно.
Первичное закрепление.
А) – Назовите предметы, которые имеют форму квадрата.
Б) Работа с геометрическими фигурами (работа в парах)
- У вас на столе лежат конверты. Достаньте геометрические фигуры. Рассмотрите их. Что общего? Разделите их на две группы. Как разделили? Почему?
- Превратите трапецию в квадрат. Что вы сделали? ( отрезали два треугольника).
- у некоторых детей получилось два квадрата. Как они это сделали? Кто догадался?( соединили два отрезанных треугольника).
- Найдите периметр квадрата.
- Что такое периметр? С чего начнем?
- Кто-то измерил только одну сторону. Разве этого достаточно? Почему? Найдите периметр.
В) Самостоятельная работа.
Учащиеся самостоятельно находят и записывают периметр квадрата.
- Сравните свой ответ с ответом своего соседа.(Взаимопроверка).
- Давайте проверим, как вы нашли периметр.(несколько человек объясняют как нашли периметр)
Вторичное закрепление.
Решение задач.
- Возьмите прямоугольник. Покажите. Найдите периметр этого прямоугольника. С чего начнете? Измерьте длину и ширину прямоугольника. Будете ли измерять вторую длину и ширину? Почему нет?
- Найдите периметр самостоятельно.(Проверка).
- Начертите квадрат с таким же периметром.
- Кто догадался, как это сделать? (Периметр – это сумма длин всех сторон. А чтобы начертить квадрат, нам достаточно знать длину одной стороны.)
- Подумайте, какие одинаковые числа необходимо сложить, чтобы получилось 16?
Оперирование к практической значимости изучения новой темы.
- Зачем мы изучаем квадрат, его свойства? Где могут пригодиться наши знания?
- Посмотрите на доску. Какие еще фигуры вы здесь видите? Как можно «связать» эти фигуры с темой нашего урока?
Итог урока.
- Кто напомнит, какова была тема нашего урока?
- Почему хозяйкой нашего урока были цифра и число «4»?
- Чему учились на уроке?
- А теперь я предлагаю вам выполнить тест. Этот тест включает два уровня: уровень А-
обязательный, а из уровня В вы можете выбрать и выполнить задания, с которыми сможете справиться. Желаю успехов!
(После выполнения дети сдают тест)
Приложение 1
Домашнее задание.
- Найдите номер № 3 в учебнике, прочитайте задание. Все ли вам понятно? Это домашнее задание, и выучить правило на этой странице.
- А теперь задание для творческих и любознательных детей: нарисовать предметы, имеющие квадратную форму.
Найти значение слова « квадрига» (из теста), если вы до этого не знали этого слова, проиллюстрировать его.
Это можно узнать в словарях, в книгах по истории, в Интернете.
Учитель благодарит детей за работу на уроке.
Приложение 1
Уровень А
1.Верно ли, что любой прямоугольник является квадратом?
- да - нет
2. Верно ли, что в прямоугольнике все стороны равны?
- да - нет
3. Верно ли, что любой квадрат является прямоугольником?
- да - нет
4. Верно ли, что у квадрата и прямоугольника только одно отличие?
- да - нет
6. Верно ли, что разрезав данным образом треугольник можно составить квадрат?
- да - нет
Отгадай загадки.
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой.
А четыре стороны
Одинаковой длины.__________________
В огороде есть квадрат
Дать воды любому рад.________________
Уровень В
1. Верно ли, что кубик и квадрат – это одно и то же?
- да - нет
Вставь пропущенное слово во фразеологизм.
Пойти на все _____________ стороны.
3.Разгадай ребус.
Д
+ БРАТ _________________
+ О +
4. Можно ли назвать родственными слова, обозначающие эти предметы? Докажи.
( КАКОЙ ПО ФОРМЕ?)
5. Найди «лишнее» слово.
Квадрат, квадроцикл, квакушка, квадрига.
Какая связь между словами « КВАДРАТ», «КВАРТЕТ», «КВАРТИРА»?
_________________________________

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ