Конспект урока для 2 класса "Окружность, её центр и радиус"

Проект урока математики

Наталья Михайловна Моисеенко,

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31»





Класс: 2 кл.

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Окружность, её центр и радиус»

Цели урока

Образовательная: формировать представление об окружности и её элементах: центре, радиусе, диаметре; расширить представление о геометрических фигурах; формировать познавательные способности.

Развивающая: формировать умения работы с чертёжным инструментом - циркулем, развивать умения устного счета, интеллектуальные способности, внимание, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, внимательность, ответственное отношение к выполнению задания, формировать способность адекватной самооценки.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; корректировать выполнение задания на основе образца; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, договариваться, работать сообща.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Средства обучения: учебник для 2 класса В.Н.Рудницкая «Математика», 1 часть, рабочая тетрадь № 1, циркули, линейки, карточки с заданиями, предметы, по форме напоминающие круг

Использование ИКТ: компьютерная презентация

Тип урока: открытие новых знаний

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой:

Мы весёлые ребята,

Отправляемся туда

Где живут в осенней дали

Круг, задача и игра.

II. Актуализация знаний. Формирование проблемы

-Желаю нам всем интересной, плодотворной работы на уроке и хочу спросить: кто из вас слушал меня внимательно и услышал, название какой геометрической фигуры прозвучало во вступлении к нашему уроку.

Ответ: круг

-А значит, сегодня мы с вами вновь отправимся в удивительную страну – геометрию.

-Обратите внимание, перед вами один из жителей этой страны.

Устный счёт


Слайд № 2










- Из каких фигур состоит человечек? (четырёхугольники, треугольники)

- Как вы думаете, почему треугольник так назван? (три угла)

- Как вы думаете, почему четырёхугольник так назван? (четыре угла)

Проблема:

- Как вы думаете, есть ли в геометрии фигуры, у которых 0 углов ,0 сторон?

- Какую учебную задачу перед собой поставим? (Узнать, как называются такие фигуры, научиться их чертить)

III. Познавательная деятельность. «Открытие» новых знаний

- Что изображено на слайде? (круг) Слайд № 3

Давайте обратимся к словарю.

Круг - часть плоскости, ограниченная замкнутой кривой.

- Назовите предметы, которые нас окружают и имеют форму круга.

Слайд № 4

Учебник страница 87, № 1

- Как вы думаете, как называется эта замкнутая кривая?

-Попробуйте отгадать, прослушав стихотворение.

У круга есть одна подруга,

Знакома всем её наружность.

Она идёт по краю круга

И называется….. окружность.

-От какого существительного образовано это слово?

Ответ: круг

Поработайте в парах и подберите к этому слову родственные, однокоренные слова.

Кружок, круглый, полукруг, кружить, выделите общую часть - корень.

Тема урока: Окружность. Слайд № 5.

- Вы не поверите, но один мудрый человек сказал: «Окружность – душа геометрии».

- Почему окружность так называют, расскажет нам …

Выступление ученика: «Окружность – удивительная фигура, древние греки её считали самой совершенной. Почему не бывает треугольных колёс? Представьте себе, нашёлся чудак, сделал велосипед с треугольными колёсами. Только нет таких чудаков, люди давно поняли, что колесо должно быть круглым.

Ось колеса находится в центре, спицы – радиусы, обод – окружность.

Слайд № 6

Как ни повернётся колесо, расстояние между землёй и осью одинаковое. Поэтому и катится колесо плавно.

Окружность всегда привлекала к себе внимание художников и архитекторов. Арки, полукруглые окна придают торжественность. При использовании окружности получаются очень красивые узоры. Слайд № 7

Вот почему окружность называют душой геометрии».

IV.Изучение нового материала

1.Знакомство с элементами окружности.

- У вас на столах листы с начерченными на них окружностями. Найдите точку. Обратите внимание на её расположение.

- Как вы думаете, как называется эта точка и для чего она служит?

Слайд № 8.Эта точка называется центром окружности.

- Соедините эту точку с окружностью по линейке (учитель на доске)

Слайд № 9.

- Что получилось? (отрезок) Этот отрезок называется радиусом окружности. Измерьте и запишите R =….

-Как вы думаете, что такое радиус?

Радиус - это отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности.

- А теперь проведите через центр отрезок, соединяющий две точки окружности (учитель на доске)

Это диаметр окружности. Слайд № 10

-Как вы думаете, что такое диаметр?

Диаметр – отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр.

- Измерьте и запишите D=… Что заметили?

-Посмотрите, ребята, центр окружности одинаково удалён от всех точек окружности.

И теперь, пользуясь всеми полученными знаниями, попробуем вместе с вами составить определение, что же такое окружность.

Ответ: «Окружность – замкнутая линия, все точки которой равноудалены от центра.

- Посмотрите на экран, прочитайте еще раз определение окружности. Слайд № 11

V. Физминутка

Дети встают в 3 круга (по рядам).

Ровным кругом,

Ровным кругом,

Друг за другом

Мы идём за шагом шаг

Стой на месте

Дружно вместе

Сделаем вот так…..(дети сели за парты)

VI. Отработка навыков

1.Самостоятельная работа.

Тетрадь № 1 стр. 33, № 2. (Начертить радиус и измерить)

Проверка.

- Какой можно сделать вывод?

Все радиусы одной окружности равны.

2.Вычерчивание окружности.

Знакомство с циркулем.

Ученик: послушайте загадку

Я - циркач лихой,

Окружность я черчу одной ногой,

А другой - проткну бумагу,

Уцеплюсь я и ни шагу.

- Что это? (циркуль)

- Как догадались?

- Для чего я служу? Слайд № 12.

- С каким словом созвучно название? Цирк

- Как вы думаете, почему? (арена круглая) Слайд № 13.

Путешествие в историю

Слова « цирк» и « циркуль» происходят от одного и того же слова «циркулюс», это значит «круг», «окружность». У цирка арена круглая, а я как раз и черчу круги и окружности. Каких только циркулей не было среди моих предков! Самые древние циркули найдены при раскопках во Франции 3000 лет назад. Слайд № 14.

3. – Как построить окружность с помощью циркуля?

Учебник стр. 87, № 2.

- На листах бумаги попробуйте начертить окружность.

- Какое правило безопасности при работе с циркулем надо соблюдать?

- Попробуйте начертить окружность любого радиуса (Объяснение учителя)

- А теперь усложним задание. Начертите окружность радиусом 5 см

- Как это сделать? Слайд № 15 , учебник стр. 87, рисунок.

4. Гимнастика для глаз. Слайд № 16 - 23.

5. Игра « Будь внимателен» Слайд № 24.

- Внимательно посмотрите и сосчитайте, сколько окружностей. (6)

6. Творческая работа

Тетрадь № 1 стр. 33, № 3.

- Что нужно сделать, прежде чем начертить окружность? (найти центр и измерить радиус)

- Находим центр окружностей и измеряем радиус (учитель на доске).

Проверка работы.

- Что вы чертили? (окружность)

- А что получилось после раскрашивания? (круги)

VII.Обобщение и систематизация изученного материала

Игра « Будь внимателен» Слайд № 25

- Сколько окружностей изображено? (15)

- Какие фигуры, кроме окружностей, мы видим на рисунке? (треугольники, овалы, точки)

-Назовите элементы окружности. (радиус, диаметр, центр)

- Чему учились на уроке?

- Как построить окружность?

VIII. Итог урока

-Какую учебную задачу мы поставили перед собой в начале урока? ( Узнать, как называются такие фигуры, научиться их чертить)

-Выяснили, как называются фигуры, у которых 0 углов и 0 сторон? (круг)

-Каким способом мы выяснили это?

- Научились чертить эти фигуры?

- МЫ МОЛОДЦЫ!

Рефлексия

- Скажите, знали ли вы в начале урока, что такое окружность?

- Умели ли вы чертить окружность?

- А теперь? Слайд № 26.

1. Сегодня я узнал…

2. Я научился…

3. Теперь я могу…

4. Было интересно…

5. Было трудно…

6. Урок дал мне для жизни…

Самооценка Слайд № 27

На уроке я работал активно или нет.

Своей работой на уроке я доволен или нет.

Моё настроение стало лучше или хуже.

IX. Домашнее задание

Учебник, стр. 87, №3; тетрадь, стр.33, №4.

X. Выставление отметок.

XI. Заключительное слово учителя.

-Вы сегодня порадовали меня. Молодцы! На следующем уроке мы продолжим изучение увлекательного мира геометрии.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ