Конспект урока для 3 класса по теме: "Умножение двузначного числа на однозначное"

Разработка урока

Тема урока: « Умножение двузначного числа на однозначное»

Класс: 3

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Задачи урока: усвоить новый вычислительный приём умножения двузначного числа на однозначное; вывести новый алгоритм на основе распределительного свойства умножения.

Планируемый результат обучения:

Предметный результат: учащиеся освоят новый прием  внетабличного умножения двузначного числа на однозначное, применяя его при решении задач, числовых выражений.

Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать,  сформировать представление о деятельности исследователя; развивать умение использовать информацию.

Коммуникативные УУД: развитие математической речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Регулятивные УУД: формируют умения следующих действий

  • Целеполагание – учатся формулировать и удерживать учебную задачу;

  • Планирование – учатся выполнять инструкции, точно следуя алгоритму, учатся самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;

  • Прогнозирование – формировать умения превосходить результат своей деятельности, умения определять возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний;

  • Контроль и самоконтроль – формировать умения осуществлять пошаговый контроль выполнения действий, контроль за результатом работы по выведенному алгоритму;

  • Коррекция – формировать умения вносить необходимые изменения и дополнения на основе оценки и учёта сделанных ошибок;

  • Оценка – формировать умения определять качество и уровень работы, знаний, понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; формировать умения устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, уметь соотносить правильность своего выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями поставленной задачи;

  • Саморегуляция – развивать умение сконцентрировать свою волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.

Личностные УУД: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самоприятия.

Основные понятия: распределительное свойство умножения, двузначное число, однозначное число

Место урока в календарно-тематическом плане: 4 урок

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.


  1. Оборудование для учителя: Н. Б. Истомина «Математика: учебник для класса общеобразовательных учреждений в 2.ч.» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; Н. Б. Истомина, З. Б. Редько «Математика. Рабочая тетрадь. ТПО для учащихся 3 класса общеобразовательных школ» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; интерактивная доска для демонстрации презентации, компьютер, мультимедийный проектор; слайдовая презентация по теме урока; незаконченные предложения для проведения игры «Решето»

  2. Оборудование для обучающихся: Н. Б. Истомина «Математика: учебник для класса общеобразовательных учреждений в 2.ч.» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; Н. Б. Истомина, З. Б. Редько «Математика. Рабочая тетрадь. ТПО для учащихся 3 класса общеобразовательных школ» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; карточки для работы в группах, карточки для приёма «Светофор».













План урока с хронометражем:


  1. Организационный момент – 2 мин.

  2. Этап самоопределения к деятельности – 2 мин.

  3. Этап ситуации успеха – 5 мин.

  4. Этап постановки учебной задачи – 5 мин.

  5. Этап открытия нового знания – 5 мин.

  6. Физкультминутка – 2 мин.

  7. Этап фиксации места разрыва в знаково-символической форме – 5 мин.

  8. Этап решения практической задачи – 10 мин.

  9. Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний и повторение – 10 мин.

  10. Рефлексия – 5 мин.



Конспект урока с теоретическим обоснованием



Этап

урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое основание, формирование УУД и средства их формирования

1.Организационный момент 

 Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне











Вы пришли сюда …

Не лениться, а …

Работать как?

Слушать как?

Если хочешь отвечать…

Если спросят…




- Ребята, а вы все любите сюрпризы?

- Тогда для вас я приготовила сюрприз – учитель из шкатулочки достаёт буквы.

- Что с ними можно сделать?

- учиться

- трудиться

- старательно

- внимательно

- руку не забудь поднять

- надо встать, громко, чётко отвечать



- Да






- Можно собрать слово.

Учащиеся собирают слово УРОК


Личностные:

смыслообразование,

самоопределение

(формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).


Регулятивные: - управление своей деятельностью


Коммуникативные:

развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем.



2. Этап самоопределения к деятельности

(прогнозирование и планирование урока)



Цель – выявить ожидания учащихся от урока, планировать свою деятельность на уроке



Приём «Фруктовый сад»


- Какой у нас сейчас урок?

- Свои ожидания от урока я вам предлагаю записать на яблоках, а опасения – на лимонах. А потом подойдите к доске и прикрепите фрукты к ветвям.


- А для того, чтобы наш урок прошёл результативно, вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг другу.


- Давайте составим план нашего урока: 

И так, на уроке мы должны:

У –


Р –


О –



К -






- Математика


Учащиеся записывают ожидания от урока на яблоках, а опасения – на лимонах. Всё это вывешивается на доске.





















- узнать цель и тему урока

- рассказать об новом открытии

- объяснить, где можно применить открытие


- коллективно, дружно работать

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные:

планирование,   прогнозирование, волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

формулировать своё мнение и позицию.


3. Этап ситуации успеха


Цель – обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»









Приём «Мозговой

штурм» - работа в

группах


- Чтобы узнать тему нашего урока – а она зашифрована, вы должны поработать в группах: в каждой группе есть бланк для теста – контроля, в который вы должны записать ответы на мои задания:

Задания для групп:

- Увеличьте 5 в 4 раза.

-Уменьшите 27 в 9 раз.

-Во сколько раз 6 меньше 30?

-Чему равно произведение чисел 8 и 5?

-Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 42?

-По 8 взять 2 раза.

-Найдите произведение чисел 7 и 2.

-На сколько, 80 меньше 20?

-Увеличьте 6 в 2 раза.


Проверка по слайду: 20  3  5  40  7  16 14 60  12.


Приём оценивания «Светофор»


- Оцените работу в группах, «зажгите» цветные огоньки.



-Кто успешно справился с заданием – хлопните в ладоши;

-У кого были затруднения – топните ножками




- Продолжаем работу в группе.

- Если вы расположите числа в порядке возрастания, то вы узнаете, какое слово зашифровано.


- С умножением мы сегодня и будем работать на уроке.



Учащиеся делятся на группы

Работа в группах


Каждая группа записывает числа в бланк: (первая строчка)






















Учащиеся слушают вопросы учителя и в группах записывают числа в бланк

















Ребята в группах зажигают огоньки:

Зелёный кружок –- работа на уроке прошла успешно;

Жёлтый кружок – были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялись с работой;

Красный кружок – были значительные затруднения, не смогли самостоятельно справиться с заданиями

Учащиеся располагают числа в порядке возрастания и получают слово «УМНОЖЕНИЕ»










Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные:

волевая саморегуляция, контроль, самоконтроль

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

формулировать своё мнение и позицию.


4.Постановка учебной задачи


Цель - включить учащихся  в обсуждение проблемных вопросов и определения темы, цели урока


Приём постановки проблемного диалога



На какие группы можно разбить данные числа?






- Представьте числа 3 группы в виде суммы разрядных слагаемых.


- Найдите произведения чисел 2 и 1 группы.



- Умножьте числа  3 группы и 1.




Ситуация разрыва – чёткая граница «знаю – не знаю»


- Сможем ли мы выполнить задание? Почему? 


- Какой у вас возникает вопрос?



- Так как теперь будет звучать тема нашего урока?

- Какая будет цель нашего урока?






1 группа: 3 5 7  - однозначные числа

2 группа: 20 40 60 – круглые числа

3 группа: 16 14 12 - двузначные числа


16 = 10 + 6

14 = 10 + 4

12 = 10 + 2


20х3, 40х3, 60х3

20х5, 40х5, 60х5

20х7, 40х7, 60х7- легко выполняют вычисления


16х3, 14х3,12х3

 16х5, 14х5, 12х5

16х7, 14х7, 12х7 - затруднения






- Не сможем, потому что те приемы, которые мы знаем, не подходят. 


- Как умножить двузначное число на однозначное?



- Нужно умножить некруглое двузначное число на однозначное.



Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу, соотносить те знания, которые есть и те, которых недостаточно;

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

формулировать своё мнение и позицию.


5. Открытие нового знания


Цельсформировать представление об умножении двузначных чисел на однозначное; вывести новый способ умножения.


















Приём постановки проблемного диалога

- Найдите значение выражения: 16 х 3


- Достаточно ли у нас знаний, чтобы найти значение этого выражения?


- Как будем выходить из сложившейся ситуации?





- Какое математическое свойство нам поможет?


- Подумайте и предложите свой вариант решения в парах.


- Давайте посмотрим, какие способы вы нашли? 

- Кто готов поделиться открытием? 

Способы решения записывают на доске:

16+16+16

16х3=(8+8)х3

16х3=(9+7)х3

16х3=(10+6)х3


- Как рассуждали?

- Какой способ самый удобный? 




- Знание какого свойства умножения,  позволило выполнить задание?

- Сформулируйте это свойство и сделайте вывод.





- Давайте прочитаем, как это правило сформулировано в учебнике.







Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации.







- Будем находить новый способ умножения, чтобы решать такие примеры.



- Распределительное свойство умножения.


Работа в парах - решение примера, взаимопроверка и выступление по очереди.



Дети предлагают различные варианты.




Выполняют проверку различных способов решения.







- Легче считать тогда, когда двузначное число представлено суммой разрядных слагаемых.


- Распределительное свойство умножения.



- При умножении двузначного числа на однозначное, нужно двузначное число представить суммой разрядных слагаемых, а потом каждый разряд умножить на это число.


Учебник – стр. 18

Коммуникативные:

в коммуникативной форме обдумывают учебные действия, аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений,

доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения.

Коммуникативные:

достижение договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

прогнозирование,

контроль, коррекция,

оценка, волевая саморегуляция.



6. Физкультминутка



Цель -


Поработали мы дружно, 
А теперь поспать нам нужно, (Кладут голову на парту, закрыв глаза). 
Тише, тише, тишина. 
В нашу комнату пришла. 
Умножали, умножали,
Очень, очень мы устали. 
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире. 
Пять, шесть – тихо сесть. 
Посидим, отдохнем
И опять считать начнем.








Ребята выполняют физкультминутку


7. Этап фиксации нового знания в знаково-символической форме


Цель - спроектировать ход учебных действий, необходимых для решения обозначенной проблемы, составить алгоритм по новой теме

Приём «Кластер»

- Давайте составим кластер, по которому мы будем находить умножение двузначного числа на однозначное.

1. Представляю число в виде суммы разрядных слагаемых.

2. Применяю распределительный закон умножения относительно сложения. 

3. Умножаю десятки. 

4. Умножаю единицы. 

5. Складываю.



Составляют кластер: представить двузначное число в виде суммы разрядного слагаемого, затем применить распределительное свойство умножения.






Познавательные:

построение логической цепи рассуждений,

доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения.

Коммуникативные:

достижение договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

прогнозирование,

контроль, коррекция,

оценка, волевая саморегуляция.


8. Этап решения практической задачи

Цель - решение учебной проблемы

проговаривание нового знания.



Цель - каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет

- Вычислите, рассуждая таким же образом: 14х3   и    12х3

- Объясните, как вычисляли.

- Как можно сократить алгоритм  умножения двузначного числа на однозначное?



Метод «Учимся вместе» - работа в группах

Учебник – стр. 18 № 44 – самостоятельно в группах отметьте «лишнее» выражение.









Давайте проверим –

- Какое выражение будет лишним в 1 группе?


Аналогично проверяются все группы


Используя карточки сомнений, поднимите знак, кто понял всё, кто немного сомневается, кто ничего не понял.








Умножаю десятки на число.

Умножаю единицы на число.

Складываю




Работа в группах



Учащиеся работают в группах, отмечая лишнее выражение, объясняя в группах – почему оно лишнее



- 1 группа - «лишнее» выражение то, которое нельзя привести к виду ( 8 + 6) х 4 – это выражение – 4 х 8 + 8





+ “Я понял все

- “ Не совсем усвоил, сомневаюсь”

? “Не понял”


Познавательные:

осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

контроль, коррекция,

оценка











Коммуникативные:

умение слушать, 

участие в коллективном обсуждение проблем.


9. Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний и повторение

Цель: 

каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет


- Где нам может пригодиться умение умножать двузначное число на однозначное?


Учебник – стр. 19 № 48




- О чём эта задача?

- Что известно?





- Что нужно узнать?


Обсудите в паре решение и запишите в тетрадь.




- Можно использовать при решении задач.





- Эта задача про луковицы

- Посадили 7 рядов по 12 луковиц в каждом и ещё осталось 4 луковицы


- Сколько луковиц приготовили для посадки?


После разбора задачи дети записывают решение задачи

Познавательные:

моделирование, установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений, выбор

эффективных способов решения задач. 


Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


10. Рефлексия


Цель - сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы

Наш урок подходит к концу.


Давайте вернёмся к плану нашего урока:

У –



Р –






О –






К -









Объяснение домашнего задания


Приём «Три уровня домашнего задания»


- Дома вы можете выбрать задание из 2-х уровней:


1 уровень - обязательный минимум


2 уровень - тренировочный





Игра «Решето»


-Каждому из вас нужно закончить любое предложение, используя полученные знания на уроке:


  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задание…

  • Я понял, что…

  • Меня удивило…

  • Мне захотелось…

  • Я попробую…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Я смог…







- узнали - как умножать двузначное число на однозначное.

- рассказать - алгоритм умножения двузначного числа на однозначное,  добавить  его в копилку мудрости (повторяют ещё раз алгоритм)

- объяснить - где можно  применять  умножение двузначного числа на однозначное.


- коллективно, дружно создали алгоритм, на основе которого можно решать примеры на умножение двузначных чисел на однозначное число.























Учащиеся заканчивают предложения, используя полученные знания на уроке.

Личностные:

адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

смыслообразование- сформированность мотивации к дальнейшему обучению; 

самоопределение -формирование ценностных ориентаций

(саморегуляция, стимулирование, достижение) и математической компетентности.

Познавательные:

использование индуктивного умозаключения,

рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция.

Коммуникативные:

достижение общего решения в совместной деятельности.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ