Конспект урока для 4 класса по теме: "Умножение круглых чисел"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя России Игоря Ржавитина"
Конспект
урока математики
4 класс, УМК «Планета знаний»
Выполнила:
Толстогузова Наталья Витальевна,
учитель начальных классов
Ревда, 2013
Тема урока: умножение круглых чисел
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить учащихся с правилом записи письменного приема умножения круглых чисел.
Задачи:
повторить алгоритм умножения двух -, трехзначного чисел на однозначное;
повторить умножение чисел на 10, 100, 1000;
закрепить умение решать задачи изученных видов;
развивать речь, внимание, общеучебные умения: понимать задание, работать самостоятельно, организовывать самопроверку и взаимопроверку;
воспитывать интерес к математике как предмету, социальные навыки и умения: уважать мнение других, слушать и слышать.
Планируемые результаты:
знание правила записи письменного приема умножения круглых чисел;
умение применять данное правило в новой нестандартной ситуации;
понимание учебной задачи урока и стремление к ее выполнению;
осуществление самоконтроля и самооценки.
Методы и приемы работы: словесный метод обучения, объяснительно-иллюстративный метод, практический метод, информационно-коммуникативные технологии, создание проблемной ситуации, групповая и фронтальная формы работы, прием взаимопроверки, самоконтроля и самопроверки по эталону, индивидуальный и дифференцированный подходы при выполнении заданий.
Оборудование урока: учебник «Математика» - 4 класс, М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова, Москва, «Астрель», 2012г. (УМК «Планета знаний»); рабочая тетрадь учащихся; интерактивная доска Smart; презентация к уроку; карточки для самопроверки.
Этапы урока:
организационный этап (2 минуты)
актуализация знаний (7 минут)
изучение нового материала (9 минут)
закрепление материала (4 минуты)
физминутка (2 минуты)
закрепление материала (продолжение) (12 минут)
рефлексия (4 минуты)
Время урока: 40 минут
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время этапа
Методы, приемы, средства и технологии обучения
I
Организационный этап
Установление психологического комфорта, настрой детей на работу без страха перед аудиторией гостей.
- ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте повернемся к ним и с улыбкой поздороваемся.
Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Пусть всем нам сегодня здесь будет светло:
Гостям - уютно, а нам – легко.
- А теперь повернитесь ко мне, настроимся на урок. Тихонечко сели, открыли тетради, записали дату, классная работа.
Поворачиваются к гостям и улыбаются им.
Один ученик читаем стихотворение.
Садятся.
Открывают тетради.
Записывают дату, слова «Классная работа»
2
Словесный метод
II
Актуализация знаний
Повторение правил умножения на однозначное число и умножение чисел на 10, 100, 1000.
Отработка изученных правил.
Подготовка к восприятию нового материала.
– Для того чтобы определить тему урока, мы должны выполнить несколько заданий.
1 задание “Определи истинность и ложность высказываний”.
– Если высказывание истинное, то поднимаете правую руку, если высказывание ложное – поднимите левую руку.
Если число умножить на 10, то оно оканчивается цифрой 0.
Если число 5 умножить на 100, то в записи числа будет один 0.
Если число круглое, то оно оканчивается 0.
Если 200 умножить на 2, то получится 40.
- Молодцы, ребята. С одним задание справились. А сейчас вас ждет следующее задание.
- Посмотрите на выражения.
8*10
32*100
64:8*100
5*6*10
45:5*1000
- что общего у этих выражений?
- а как умножить число на 10, 100, 1000?
- давайте найдем значения этих выражений вместе. Работаем с доской. По одному у доски с объяснениями.
- а сейчас выполните аналогичное задание, но самостоятельно. Вы выбираете тот столбик выражений, который по вашим силам. Если возникают вопросы, поднимаете руку, я подхожу и отвечаю на него. Даю на это задание 4 минуты. Записываете только ответы в строчку через клетку.
7*10 63:9*100
25*100 6*4*10
45*1000 15:5*1000
789*100 5*4*10
457*1000 81:9*1000
- а сейчас поменяйтесь тетрадями. И проверьте вашего соседа. Все ответы на доске.
Если у вашего соседа 1 ошибка – поставьте 4, 2 ошибки – 3 и больше 3 ошибок – 2.
- встаньте те ребята, кто справился с данной работой на отлично.
- встаньте те ребята, кто допустил в данном задании ошибки.
У нескольких ребят спрашиваю, в чем они затруднились.
- эти знания нам сегодня пригодятся в ходе урока.
Поднимают правую руку
Поднимают левую руку
Поднимают правую руку
Поднимают левую руку
- во всех выражениях есть умножение на 10. 100, 1000 (на круглое число)
- выполнить умножение не обращая внимания на нули, а потом в ответ приписать столько нулей, сколько в числе 10, 100, 1000.
Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют вычисления с объяснениями.
В тетрадь записывают только ответы через клетку.
Меняются тетрадями и проверяют друг друга по эталону на экране.
Выставляют отметки.
Встают
Встают
Ответы: не хватило времени, плохое знание таблицы умножения
7
Словесный метод: воспроизводящая беседа.
Фронтальный «Мозговой штурм»
Объяснение
Дифференцированное задание по количеству выполненных действий
Взаимопроверка
Самооценка
III
Изучение нового материала
Организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения.
Познакомить учащихся с рациональным приемом записи и вычислений при умножении круглых чисел.
- а сейчас ребята, мы поработаем с вами в группах. У каждой группы листок с выражением. Ваша задача за 2 минуты найти значение данного выражения, записав его в столбик.
- время вышло. Первые три группы оформите свой вариант записи ваших выражений в столбик.
- посмотрите на выражения. Что можете сказать?
- как вы думаете, кто быстрей выполнил это задание?
- почему вы справились быстрей?
- как считаете, а вобще все записи верные или нет?
- действительно, все записи считаются верными по оформлению, но для удобства вычислений лучше записывать таким вариантом (указываю на рациональный способ).
- а сейчас другие три команды представьте свои варианты.
- что сейчас скажете?
- действительно, значения выражений как мы видим, получились одинаковыми и верными. Но формление записи удобней выполнять без промежуточных вычислений. И поэтому, чтобы вам было удобней выполнять умножение круглых чисел и, чтобы вы не запутались, существует правило: умножение круглых чисел выполняем, не обращая внимания на нули, а в ответе приписываем все нули из обоих множителей (показываю эталон умножения круглых чисел)
Учащиеся разделены на 6 групп.
3 группы находят значение выражения 14200·40, другие 3 группы - 28000·500
В течение 2 минут учащиеся выполняют задание.
- записали по-разному, а ответы получились одинаковые.
- другие команды выполняли лишние вычисления.
- все верные.
По одному человеку записывают свои выражения на доске.
- две группы выполнили много лишних вычислений.
9
Объяснение задания.
Проблемная ситуация.
Работа в группе.
Анализ проблемной ситуации
Поиск рационального способа умножения круглых чисел
Объяснительно – иллюстративный метод
Диалогическое проблемное изложение; анализ проблемной ситуации; метод иллюстраций.
IV
Закрепление материала
Отработка алгоритма умножения круглых чисел.
- А сейчас для тренировки выполним два аналогичных выражения, которые предложите вы.
2 ребенка предлагают свои выражения по данному образцу и выполняют вычисления у доски с объяснением.
4
Объяснительно – иллюстративный метод
V
Физминутка
Учащиеся встают из-за парт и повторяют танцевальные движения мультяшных героев под музыку.
2
Наглядный метод.
Техническое средство обучения.
IV
Закрепление материала (продолжение)
Подготовка учащихся к работе с алгоритмом
Отработка алгоритма умножения круглых чисел.
Зафиксировать правило умножения круглых чисел во внешней речи
Фиксация правила во внутренней речи
Тренировка способности к самопроверке и самооценке.
Проверка умения умножать круглые числа.
- до физминутки вы составили алгоритм, как умножать круглые числа. А где мы можем проверить, правильный ли алгоритм мы составили?
- откройте учебники на странице 78 и посмотрите на алгоритм умножения круглых чисел.
- что скажете?
- молодцы.
- сейчас вы как настоящие учителя найдете ошибки во 2 задании и объясните их.
- чтобы вы не допускали таких ошибок, я предлагаю вам задание №3. Что нужно сделать?
- ваше время 4 минуты. Если кто-то выполнит работу раньше, вы можете начать выполнять №5.
- Встаньте те, кто успел за отведенное время выполнить все 4 выражения?
- мы с вами можем увидеть, что некоторые ребята еще испытывают трудности. У 2-3 узнаю, в чем их трудность. Почему ты не смог выполнить все выражения, в чем твоя трудность? Что тебе помешало?
- я проверю ваши работы и поставлю отметки. Положительные отметки будут в журнале.
- а сейчас чтобы еще раз потренироваться в теме нашего урока и заняться немного другой деятельностью, я вам предлагаю решать задачу №4. Ответьте на первый вопрос. Даю вам 4 минут.
- те, кто справится быстрей, может ответить на второй вопрос задачи.
- давайте поиграем в игру и проверим, как вы усвоили данную тему.
- у вас на партах у каждого лежит карточка с числами. Я показываю выражение, а вы закрашиваете клетку с верным ответом.
60*30
800*20
300*500
40*20
210*40
160*600
3100*30
170*20
90
1800
16000
600
5
20
150000
190
850
400
700
800
8400
500
30
93
25
96000
500
300
920
3400
93000
270
1000
- что у вас получилось?
- в учебнике
Открывают учебник. Хорошо читающий ученик читает алгоритм вслух.
- составленный нами алгоритм верный и совпал с алгоритмом в учебнике.
По одному ученику выходят к доске и объясняют, какие ошибки в записи выражений, затем записывают выражения без ошибок.
- записать вычисления в столбик и найти их значения.
Не все ребята встают
Ответы ребят: не хватило времени, выполнял лишние операции.
Самостоятельно решают задачу.
Есть ребята, которые начинают отвечать на второй вопрос задачи.
Некоторые ребята не смогли справиться с заданием, и поэтому у них не получилась цифра «5».
Те ребята, кто делал все верно, уже заранее начали догадываться, что у них получается.
- пятёрка
12
Словесный метод: беседа.
Работа с учебником.
Работа с учебником.
Создание нестандартной ситуации «Найди ошибку»
Самостоятельная работа
Индивидуальный подход к учащимся
Самооценка
Включение изученного правила в решение задачи
Игра «Лото».
Самоконтроль.
Самооценка.
V
Рефлексия
Фиксация достижений
поставленных целей.
Выявление уровня трудности, эмоционального отношения к уроку.
Обсуждение домашнего задания.
- над какой темой работали сегодня?
- чему учились?
- давайте оценим свою работу на уроке, свое настроение от урока. У вас на партах у каждого лежит шаблон смайлика, но у него не хватает улыбки.
Давайте дорисуем. Если вы считаете, что на уроке вам было трудно нарисуйте грустную улыбку, если не очень было трудно, то прямую, а если совсем не было трудно, то нарисуйте большую и красивую улыбку.
- поделитесь своими улыбками с нашими гостями.
- чтобы результат был еще лучше, нужно заниматься не только на уроке, но и поработать дома.
Домашнее задание:
- умножение круглых чисел
- умножали на 10, 100, 1000; умножали круглые числа.
Работают с шаблонами смайликов – рисуют улыбки.
4
Систематизирующая беседа.
Самооценка.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ