Конспект урока для 4 класса по теме: «Задачи на движение»
Урок математики в 4 классе
Учитель: Провоторова О.А. МОУ-СОШ № 4 г. Маркс Саратовской обл.
Тема урока: «Задачи на движение».
Цели урока:
1.Отрабатывать навыки решения задач на нахождение величин,
характеризующих движение тел.
2. Способствовать развитию функционального мышления, совершенствованию вычислительных навыков. Развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя.
3. Развивать интерес к математике, активность, внимание;
расширять кругозор и словарный запас учащихся. Воспитывать чувство взаимопомощи, заинтересованности и пытливости в процессе учения.
Оборудование:
таблица, отображающая формулу пути;
геометрические фигуры для конструирования на доске;
тесты на каждого ученика;
ноутбук, мультимедийный проектор.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Сегодняшний урок математики я начну не совсем обычно, с загадки.
Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже,
С ней дали становятся ближе,
И мир открывается с ней.
(дорога)
-Как понимаете последнюю строчку? Для чего предназначена дорога?
-Мы пойдём по дороге открытий к новым знаниям.
2. Постановка темы и целей урока.
-Вы догадались, какова тема нашего урока?
-Да, мы будем решать задачи на движение.
-Возникают ли у вас трудности при решении таких задач? Какие?
-Какую цель поставите перед собой сегодня на уроке?
3. Актуализация знаний.
а) - Что нужно знать для решения задач на движение?
( формулу пути)
-Кто напомнит нам формулу пути?
-Если известно расстояние и время движения, то как найти скорость?
-Что можно найти, если известны расстояние и скорость?
-Что выражают эти равенства?
(Зависимость между скоростью, временем и расстоянием.)
б) - Зная зависимость между скоростью, временем и расстоянием, мы можем приступить к решению задач?
- Но сначала надо составить их по данным, записанным в таблице.
( слайд)
- Какой объект может двигаться с такой скоростью?
4. Работа по теме урока.
а) Экскурсия на выставку современной техники.
- Мы за эти дни решили много задач на движение самых разных объектов и транспортных средств. Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно другой, очень сложной техникой. Для этого мы посетим выставку, экспонаты которой являются рекордсменами по скорости движения.
- Всем вам знаком обычный поезд. Но существует самый быстрый поезд на магнитной подушке. (слайд)
- Вот он перед вами. Он может развивать скорость до 450 км/ч. Какое расстояние он может преодолеть за 5 часов? (слайд)
(число записать в тетради)
- Переходим к следующему экспонату. Это самый быстрый реактивный автомобиль. (слайд)
- Он совсем не похож на обычный. Посмотрите, какая обтекаемая у него форма. Конструкторы сделали это для того, чтобы ничто не мешало развивать огромную скорость.
- Как вы думаете, с какой скоростью он может двигаться?
- Давайте узнаем, какова его скорость, если за 3 часа он преодолевает расстояние 3048 км. (слайд)
(число записать в тетради)
- Сейчас перед нами современное водное судно – глиссер.
(слайд)
- Он способен развить громадную скорость – 550 км/ч. Кажется, будто он не плывёт, а летит над водой.
- Узнайте путь, который он проделает за 4 часа со скоростью 550 км/ч.
(слайд)
(число записать в тетради)
- Переходим к представителю воздушного транспорта. (слайд)
- Реактивный самолёт – самый быстрый из всех самолётов. Он может развить скорость до 3550 км/ч.
- Сколько же км он пролетит за 2 часа? (слайд)
(число записать в тетради)
- Вот это машины! Вот это скорости!
б) Работа с полученным числовым рядом.
- Какие числа мы записали на выставке? (слайд)
2250 1016 2200 7100
- Что общего у этих чисел?
- Какое число лишнее?
- На выставке мы увидели чудеса техники. Хотелось бы вам прокатиться в таких чудо- машинах?
в) Работа с геометрическим материалом.
- А давайте попытаемся сконструировать сами что-нибудь подобное. У нас есть детали для машины и инструкционная карта к ним.
(геометрические фигуры прикреплены к доске магнитами)
B C
A D
K N R O
M P T S
Какой формы детали?
Я буду читать карту, а вы строить.
Расположите фигуру АВСD так, чтобы сторона АD была основанием.(прямоугольник)
Фигуру MKNP(четырёхугольник) расположите так, чтобы стороны АВ и NP совпали.
Найдите фигуру, равную фигуре MKNP, и расположите её симметрично.
Найдите четырёхугольник и соедините его с прямоугольником равными сторонами.
Возьмите из оставшихся фигур нужные и расположите их так, чтобы было видно, что мы трудились не зря. (круги)
- Получилось не очень похоже на чудо современной техники? Надо, ребята, хорошо знать математику, много учиться, чтобы построить такие машины.
г) Экскурсия в музей.
- А вы знаете, с чего начиналось машиностроение? Где мы можем об этом узнать? ( в музее)
- Садимся в наш автомобиль и отправляемся в музей посмотреть, каким же был самый первый автомобиль.
(слайд)
- Это – паровой автомобиль. Его построили во Франции в 1770 году. Какой это век? Этот механизм приводился в движение паровым двигателем. Машины эти были шумные, испускали много пара и дыма и пугали прохожих. Впереди машины должен был идти человек с флагом и предупреждать всех об опасности.
- Почему так предупреждали?
- Какой могла быть у него скорость?
- А в 1885 г. В Германии построили автомобиль, который работал на бензине.
- В каком веке это было?
(слайд)
Он более лёгкий и не такой шумный. Но скорость его тоже была невелика. Интересно узнать скорости этих автомобилей и сравнить их с современными машинами?
д) Решение уравнений.
- Скорости узнать очень просто: надо найти корни уравнений. (по вариантам)
1 вариант 2вариант
12 : x + 56 =43 + 17 52 – x : 4 = 60 – 12
Проверка.
х = 3 х = 16
(слайд)
- Представьте, что вы едете в таком автомобиле. Комфортно? Быстро устали? Давайте разомнёмся.
5. Физкультминутка.
На полянку дружно вышли,
Свежим воздухом подышим.
Наклонились, прямо встали.
Свои косточки размяли.
Раз – присели, два – привстали,
Лучик солнышка достали.
Вправо, влево поворот,
Шаг назад и шаг вперёд.
Отдохнули? В путь пора,
Ждут нас новые дела.
6. Самостоятельная работа.
- Лучше, конечно, ездить на наших современных машинах. Пришла пора решить задачу и про них.
- Какие марки современных автомобилей знаете?
- Будем решать задачу про легковой и грузовой автомобили. Но сначала надо составить задачу по схеме.
( слайд )
(Заслушиваются варианты составленных задач)
Коллективный анализ задачи.
(Один ученик решает у доски.)
Проверка.
7. Работа с тестом.
- А сейчас предлагаю ответить на вопросы теста, чтобы проверить себя, на сколько хорошо усвоена вами тема сегодняшнего урока.
( тест у каждого ученика)
Тест
Как называется прибор для измерения скорости?
А. термометр Б. часы В. спидометр
Какова примерная скорость автомобиля?
А. 8 м/мин Б. 800 км/ч В. 80 км/ч
3. Как найти скорость автомобиля?
А. расстояние разделить на время
Б. расстояние сложить со временем
В. расстояние умножить на время
4. Как изменится время движения, если увеличится скорость, а расстояние останется прежним?
А. не изменится Б. уменьшится В. увеличится
5. На дорогу от города до деревни, расстояние между которыми 180 км, мотоциклист затратил 6 часов, а на обратный путь – 5 часов. На сколько больше была скорость мотоциклиста на обратном пути?
А. на 5 км/ч; Б. на 6 км/ч; В. на 10 км/ч;
Проверка (слайды)
8. Итог урока.
- Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?
- Как вы думаете, удалось нам достичь результата?
- Кто из вас считает, что сегодня на уроке он решал задачи лучше, чем на предыдущих?
- Что больше всего запомнилось?
- Хорошо. Значит, дорога, о которой мы говорили в начале урока, была для вас лёгкой и приятной. Благодаря ей, вы узнали много нового и интересного.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ