Конспект урока для 2 класса "Сложение и вычитание трехзначных чисел"
Технологическая карта урока
Ильина Антонина Михайловна
Класс: 2
Программа: Школа 2100
Предмет: математика
Тема: Сложение и вычитание трехзначных чисел
Место и роль урока в изучаемой теме: закрепление материала
Тема урока: Сложение и вычитание трехзначных чисел
Задачи:
Образовательные: вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 1000, умения решать задачи;
Развивающие: развивать : развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.
Дидактические средства учителя: карта, алгоритм сложения и вычитания, звезды с цифрами, карточки с примерами, образец решения, индивидуальные карточки
Дидактические средства учеников: учебник по математике для 2 класса Демидова, тетрадь
Характеристика этапов урока
№
Название этапа,
цель
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма
работы
Результат
1.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап предполагает осознанное
вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности (субъектный и личностный уровни).
I Оргмомент
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
И прекрасна, и сильна –
Математики страна.
Уравненья и задачи,
Устный счет здесь всякий раз.
Пожелаю вам удачи!
За работу! В добрый час!
- Урок у нас сегодня необычный. Наш класс отправляется в путешествие.
- Вы догадались, где проложим мы свой путь?
- Верно, нас ждёт корабль и океан математических знаний с островами.
- По океану математических знаний.
Формирование УУД:
(Р) волевая саморегуляция
2.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
II АОЗ
- Давайте проверим, готовы ли вы к такому путешествию.
На доске: Звезды красного цвета с цифрами: 9, 0, 1; желтого цвета с цифрами: 2, 6, 7)
Назовите числа, которые можно составить, используя звезды красного цвета.
Составьте и назовите числа, используя звезды желтого цвета.
Итак, что общего у всех чисел, которые вы составили.
Почему они так называются?
Назовите, из каких разрядов состоят трехзначные числа?
( 109, 901, 910, 190)
(267, 276, 627, 672, 726, 762.)
(Они трехзначные.)
(Они состоят из трех знаков (цифр))
(Из сотен, десятков, единиц.)
Фронтальная
Формирование УУД:
(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
3.
Постановка проблемы.
Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.
Для этого они выполняют следующие учебные действия:
1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;
2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Устный счёт.
Создание проблемной ситуации.
- Посмотрите, перед вами карта нашего путешествия.
Вы готовы? В путь!
Первый остров на пути Тихий.
Как вы думаете, почему он так называется?
Устный счёт.
26+21=
78-34=
420+80=
500-60=
531+219=
535-198=
- Легко справились с заданием?
- Какую запись можно использовать?
- Может кто-нибудь догадался, какая будет тема нашего урока?
47
44
500
440
750
337
- Трудно было решить последние два выражения.
- Выполнить действие в столбик.
- Сложение и вычитание трёхзначных чисел.
Фронтальная
Формирование УУД:
(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
4.
Проектирование и фиксация нового знания.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
ставят цель,
согласовывают тему урока,
выбирают способ,
строят план достижения цели;
определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.
Постановка учебной задачи
- Путешествуя мы продолжим совершенствовать свои умения в сложении и вычитании трёхзначных чисел и решении задач.
- Для того-чтобы правильно выполнять задания давайте вспомним
Алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Складываю (вычитаю) единицы…
Результат пишу под единицами.
Складываю ( вычитаю) десятки…
Результат пишу под десятками.
Складываю ( вычитаю) сотни…
Результат пишу под сотнями.
Читаю ответ…
- Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
- Запишем число. Классная работа.
Откроем № 1. Решите примеры, записанные в столбик. Используя полученный результат, решите остальные примеры устно.
325 800
289 526
614 274
326+289=615
325+290=615
326+288=614
425+289=714
801-526=275
800-527=273
801-527=274
900-527=373
Фронтальная
Формирование УУД:
(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.
(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;
умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
5.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Физминутка
- На горизонте новый остров. Примерный.
- Кто догадался, что будем делать на этом острове?
-Найдите значения выражений в № 2. 1 строчка-1 вариант, 2 строчка-2 вариант.
1 вариант: 523+135, 961-580+0, 400+206+198
2 вариант: 756-24, 834-0-798, 315+47+562
- Чем вы пользовались при решении примеров?
- Молодцы!
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
Руки в сторону согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочки поднялсь,
Опустили руки вниз.
(2 ученика с обратной стороны доски)
523+135=658
961-580+0=381
400+206+198=804
756-24=732
834-0-798=36
315+47+562=924
- Алгоритмом сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Индивидуальная
Формирование УУД:
(Р) оценка, контроль, коррекция
6.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Путешествуем дальше. Нас ждёт следующий остров.
- Как вы думаете, какое задание нам предстоит выполнить на острове Задачный?
Решим задачу № 5.
Но прежде вспомним меры длины.
-Сколько см в м?
-Сколько мм в см?
-Сколько м в км?
-Прочитайте задачу.
- О чём задача?
- Что известно о ней?
Составим схему.
- Что узнаем?
-Можем ли сразу узнать?
-Что найдем в начале?
-Каким действием?
-Что найдем после этого?
-Каким действием?
-Сколько действий?
-Запишите решение.
- Продолжаем путь. Нас ждёт следующий остров.
«Уравнительный»
№ 3. Решите уравнения: 1 ряд-а, 2-б, 3-в.
100
10
1000
От куска веревки 3м 17см отрезали 1м 27см. На сколько отрезанная часть веревки меньше той, которая осталась?
-о веревке
Было 3м 17см, отрезали 1м 27см
-на сколько отрезанная часть меньше оставшейся
-нет
-Сколько осталось
-вычитанием
-на сколько меньше
-вычитанием
-2
3м 17 см=317см
1м 27см=127см
1)317-127=190см
2)190-127=63см
Ответ: 63см
Х-482=218 Х+357=600
Х=482+218 х=600-357
Х=700 х=243
820-Х=525
Х=820-525
Х=295
Фронтальная, индивидуальная
Формирование УУД:
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
7.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.
В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
- Продолжаем путь. Нас ждёт следующий остров. Какое испытание приготовил нам Проверочный остров, сейчас узнаем.
- Выполните задание «Исправь ошибку»
Тренировочное упражнение (с допущенными ошибками)
624 780 508
+ - -
156 272 279
780 528 218
229 996 248
+ - +
767 748 376
997 248 614
Индивидуальная
Формирование УУД:
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
8.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Итог
-Вспомним алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел
Складываю (вычитаю) единицы…
Результат пишу под единицами.
Складываю ( вычитаю) десятки…
Результат пишу под десятками.
Складываю ( вычитаю) сотни…
Результат пишу под сотнями.
Читаю ответ…
Формирование УУД:
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
9.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Рефлексия
д/з
Продолжите предложения
Я узнал:
Я научился:
- А теперь оцените свою работу на уроке. Выберите смайлик:
«улыбается» - мне всё понятно, всё выполнил верно.
«строгий» - ещё сомневаюсь, допускаю ошибки.
«грустный» - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.
С. 66 № 1, с.67 № 9
– рефлексия способов и условий действия (П);
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
– самооценка на основе критерия успешности (Л);
– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л).

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ