Конспект урока математики "Десятичные дроби" 5 класс
Тема: Десятичные дроби
Цель: ввести понятие десятичных дробей, правильное их чтение и запись.
Задачи:
● Образовательные: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия "десятичная дробь", алгоритма записи десятичных дробей.
● Развивающие: развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию самостоятельности, умению оценивать свою работу.
● Воспитательные: воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная и индивидуальная.
Оборудование: персональный компьютер; телевизор; доска.
Структура урока:
1. Организационный
2. Создание проблемной ситуации
3. Формулирование проблемы (темы и цели урока).
4. Изучение нового материала
5. Закрепление изученного материала
5. Подведение итогов урока, рефлексия
Ход урока
Организационный
Здравствуйте, ребята! Урок я бы хотела начать со слов известного немецкого поэта и мыслителя И. Гете: «Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир».
Создание проблемной ситуации
И мы сегодня с вами тоже окунемся в мир цифр и чисел. Пожалуйста, откройте ваши тетради, запишите число.
Задача 1
Посмотрите на доску, из предложенных чисел какие числа вам известны?
1. Натуральные числа (4 ; 25 ; 1)
2. Обыкновенные дроби ()
3. Смешанные числа ()
Ребята, остались ли числа, которые вам неизвестны? Какие? (14,13; 5,7). Как они записываются? (через запятую). А можете вы их прочитать? Может кто-то знает, как они называются? (нет) Эти числа имеют собственное название, их называют – десятичные дроби.
Формулирование проблемы (темы и цели урока).
Давайте вместе сформулируем тему и цель урока. (формулируют тему и цель урока). Сегодня мы начинаем изучение очень важной, интересной и новой для вас темы. А что бы вы хотели узнать интересного и нового о десятичных дробя? (выслушиваются мнения детей и записываем варианты на доске).
Изучение нового материала
Историческая справка
Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже.
В Древнем мире дробь вида 2,135436 выглядела так:
2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 4 шерстинки, 3 тончайших, 6 паутинок.
Десятичную дробь с помощью цифр и определенных знаков описал знаменитый ученый Средневековья аль-Каши Джемшид Масуд в 15 веке. Некоторые элементы десятичной дроби встречаются в трудах многих ученых Европы в 12 – 14 веках.
Примерно в это же время математики Европы также пытались найти удобную запись десятичной дроби. В книге французского математика Ф.Виета десятичная дробь записана так
2 135436 – дробная часть подчеркивалась и записывалась выше строки целой части числа.
Лишь в конце 16 века мысль записывать дробные числа десятичными знаками пришла Симону Стевину. Он излагает теорию десятичных дробей, но и старается убедить людей пользоваться ими, говоря, что при их использовании “устраняются трудности, ошибки и прочие случайности, обычные спутники расчетов.”
Задача 2
А теперь выполним следующее задание: нужно записать числа с помощью цифр, которые записаны на доске:
Пять целых семь десятых
Сорок две целых пятьдесят две сотых
Три целых триста восемьдесят две тысячных
Одна целая три сотых
Восемь целых одна тысячная
Семь целых тридцать четыре десятитысячных
Проверьте и оцените себя сами:
().
Назовите целую и дробную часть каждого числа. Посмотрите на знаменатели, что вы заметили? (Дети высказывают свои варианты). Числа со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя.
Разбираем и записываем алгоритм:
1. Записываем целую часть числа, и ставим запятую.
2. уравнять, если необходимо, число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе, не меняя значение дроби.
3. Записать числитель дробной части.
Задача №3
Запишите в виде десятичной дроби:
Задача 4 Выпишите соответствующие буквы
Пять целых две десятых
5,02
5,2
5,002
Т
р
П
Ноль целых восемь тысячных
0,008
0,08
0,8
О
Е
У
Три целых двадцать пять тысячных
3,25
30,25
3,025
Д
В
Т
Шестнадцать целых пять сотых
16,005
16,5
16,05
А
Е
О
Восемнадцать целых восемь сотых
18,8
18,08
18,008
Ш
К
В
Пять целых пятнадцать десятитысячных
5,0015
5,015
5,15
А
У
И
Тридцать четыре целых сто пять тысячных
34,0105
34,105
34,15
В
С
М
Ответ: РОТОКАС
– это название самого короткого алфавита в мире, состоящего из 11 букв. Его используют жители Папуа Новой Гвинеи.
Задача 5 Ребята, а теперь давайте вы сами попробуете составить таблицу разрядов десятичных дробей. Перед вами у каждого на столе лежат конверты с таблицей, ваша задача правильно собрать ее по разрядам.
Десятичная дробь
.
.
.
С
О
Т
Н
И
Д
Е
С
Я
Т
К
И
Е
Д
И
Н
И
Ц
Ы
,
Д
Е
С
Я
Т
Ы
Е
С
О
Т
Ы
Е
Т
Ы
С
Я
Ч
Н
Ы
Е
Д
Е
С
Я
Т
И
Т
Ы
С
Я
Ч
Н
Ы
Е
С
Т
О
Т
Ы
С
Я
Ч
Н
Ы
Е
М
И
Л
Л
И
О
Н
Н
Ы
Е
.
.
.
Заполните таблицу: 5,7 ; 10,01; 0,123; 25,002; 0,0031
десятки
единицы
,
десятые
сотые
тысячные
Десятитысячные
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Пункт 1 стр 146 (прочитать) №689.
Рефлексия: на парте лежат заготовки, пожалуйста, дорисуйте один элемент по вашему настроению от урока и как вам понятна новая тема.
Десятичная дробь
.
.
.
С
О
Т
Н
И
Д
Е
С
Я
Т
К
И
Е
Д
И
Н
И
Ц
Ы
,
Д
Е
С
Я
Т
Ы
Е
С
О
Т
Ы
Е
Т
Ы
С
Я
Ч
Н
Ы
Е
Д
Е
С
Я
Т
И
│
Т
Ы
С
Я
Ч
Н
Ы
Е
С
Т
О
│
Т
Ы
С
Я
Ч
Н
Ы
Е
М
И
Л
Л
И
О
Н
Н
Ы
Е
.
.
.
Десятичная дробь
.
.
.
С
О
Т
Н
И
Д
Е
С
Я
Т
К
И
Е
Д
И
Н
И
Ц
Ы
,
Д
Е
С
Я
Т
Ы
Е
С
О
Т
Ы
Е
Т
Ы
С
Я
Ч
Н
Ы
Е
Д
Е
С
Я
Т
И
│
Т
Ы
С
Я
Ч
Н
Ы
Е
С
Т
О
│
Т
Ы
С
Я
Ч
Н
Ы
Е
М
И
Л
Л
И
О
Н
Н
Ы
Е
.
.
.
Заполните таблицу: 5,7 ; 10,01; 0,123; 25,002; 0,0031
десятки
единицы
,
десятые
сотые
тысячные
Десятитысячные
Заполните таблицу: 5,7 ; 10,01; 0,123; 25,002; 0,0031
десятки
единицы
,
десятые
сотые
тысячные
Десятитысячные
Заполните таблицу: 5,7 ; 10,01; 0,123; 25,002; 0,0031
десятки
единицы
,
десятые
сотые
тысячные
Десятитысячные
Заполните таблицу: 5,7 ; 10,01; 0,123; 25,002; 0,0031
десятки
единицы
,
десятые
сотые
тысячные
Десятитысячные
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ