Конспект урока математики в 5 классе на тему: "Проценты"



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бугаевская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района, Воронежской области




Конспект урока математики

в 5 классе на тему:





















Учитель математики МКОУ Бугаевская сош:


Воронько Владимир Иванович




2013 г.


Урок математики в 5 классе на тему:

«Проценты»


Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и

первичному закреплению знаний и способов деятельности по решению задач на проценты.

Задачи урока

  • обучающие: научить учащихся обозначать, читать и находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно, решать задачи на проценты;

  • развивающие: формирование и развитие познавательной активности, логического мышления учащихся, навыков устного счёта, самостоятельной работы;

  • воспитывающие: экономическое воспитание в современных условиях формирования рыночных отношений.

Технология: тестирование.

Продолжительность урока: 45 минут

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Создание проблемной ситуации

Учитель: если вы правильно выполните вычисления, то узнаете тему сегодняшнего урока.

1,5

3,5

0,8

0,36

1,6

0,25

0,1

13,6

Учащиеся дают ответы. Появляется тема урока.

Учитель: Итак, ребята, тема сегодняшнего урока – «Проценты». Это универсальная величина, которая появилась из практической необходимости измерения различных величин. Она очень важная в курсе математики. В этом году мы начнём эту тему. В 6-ом классе мы к ней вернёмся при изучении пропорций.

– Ребята, как вы думаете, в повседневной жизни, где встречаются проценты? Примерные ответы учащихся:

– В банках, на вкладах с разной процентной ставкой, при получении кредитов.

Учитель: Верно, в современных условиях формирования рыночных отношений, мы правильно должны уметь обращаться деньгами, выбирать сберегательные банки, где нам будут предоставлять вклады по более высоким процентным ставкам.

А также в повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел, и не только денежных. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по химии, физике. При сдаче ЕГЭ часто дают текстовые задачи на проценты. Поэтому, наша цель, научиться решать их уже сейчас, и в дальнейшем уметь применять полученные знания.

  1. Повторение.

Вопросы:

1) Сколько килограммов в одном центнере? Какую часть центнера составляет 1 кг?

2) Сколько сантиметров в одном метре? Какую часть метра составляет 1 см?

3) Сколько ар в одном гектаре? Какую часть гектара составляет 1 а?

Учащиеся дают ответы.

1 ц=100 кг;

1 м=100 см;

1 га = 100 а;

Записывают в тетради.

  1. Объяснение нового материала.

Учитель: ребята, мы рассмотрели величины, которые связаны с одной сотой частью.

Сотая часть любой величины принято называть процентом.

Слово «процент» происходит от латинского «центи» (по-французски «санти»), указывающего на уменьшение единицы измерения в 100 раз. Для краткости слово «процент» после числа заменяется знаком «%».

Предлагается ученикам найти определение процента в учебнике, прочитать и запомнить. В тетради записывается:

Выводы: 1 кг – 1% центнера;

1 см – 1 % метра;

1 а – 1 % га;

0,05 – 1 % от 5.

  1. Примеры.

  2. Записать в тетради:

Учитель: Итак, что нужно делать, чтобы десятичную дробь выразить в процентах или проценты представить в виде десятичной дроби?

Выводы: (отвечают ученики)

1) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.

2) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.

Находят эти правила в учебнике.

  1. Решение примеров и задач.

Учитель: теперь, ребята, вспомним

  • правило умножения десятичной дроби на 100;

  • правило деления десятичной дроби на 100;

Ребята рассказывают правила.

Решаем №№ 1532, 1533

Два ученика по очереди на доске показывают решения. После выполнения ответы появляются на экране, учащиеся проверяют свои ответы.

Ответы: №1532: 0,01; 0,06; 0,45; 1,23; 0,025; 0,004

1533: 87%; 7%; 145%; 3,5%; 267,2%; 90,7%

Решаем задачи (условия задач на экране)

Задача 1. При помоле пшеницы получается 80% муки. Сколько муки получится из 90 тонн пшеницы?

Решение:

  1. 90 :100=0,9(т) – 1%

  2. 0,9 * 80= 72(т) – 80%

Ответ: 72 т муки получится из 90 т пшеницы.


Задача 2. Контрольную работу выполнили 20 учеников.

Из них на «5» – 4 ученика,

на «4» – 8 учеников,

на « 3» – 6 учеников,

на «2» – 2 ученика.

Какой процент всех учащихся получили соответствующие оценки?

Решение:

  1. 4:20*100=0,2*100=20(%) – на «5»

  2. 8:20*100=0,4*100=40(%) – на «4»

  3. 6:20*100=0,3*100=30(%) – на «3»

  4. 2:20*100=0,1*100=10(%) – на «2»

Ответ: написали на «5» - 20%, на «4» - 40 %, на «3» - 30% и на «2» - 10% всех учащихся.

7. Физкультминутка. Дети, прямо все вставайте,

Руки вверх все поднимайте.

Их немножко потрясите,

Медленно вниз опустите.

Плечи прямо вы держите,

А головку поверните

То налево, то направо…

Ох, как здорово, как браво!

8. Закрепление.

Проверочный тест:

I вариант

5 % – это

1) 0,05

2) 0,5

3) 0,005

0, 134 – это

1) 134%

2) 1,34%

3) 13,4%

25%

класса – это

1) половина класса

2) пятая часть класса

3) четверть класса

5,68 – это

1) 56,8%

2) 568%

3) 5680%

40% от 70 равно

1) 28

2) 30

3) 175

II вариант

7 % – это

1) 0,7

2) 0,07

3) 0,007

0, 976 – это

1) 97,6%

2) 9,76%

3) 976%

50%

класса – это

1)четверть класса

2) половина класса

3) пятая часть класса

13,5 – это

1) 135%

2) 1,35%

3) 1350%

30% от 80 равно

1) 50

2) 110

3) 24

Ответы:


I вариант: 1) – 1; II вариант: 1) – 2;

2) – 3; 2) – 1;

3) – 3; 3) – 2;

4) – 2; 4) – 3;

5) – 1. 5) – 3.

Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы, выставляют оценки.


  1. Заключение.

Учитель: Итак, ребята, сегодня мы с вами ознакомились с понятием процента. Выяснили, где он применяется. Научились обозначать эту величину, выражать десятичную дробь в процентах и процент представлять в виде десятичной дроби. Рассмотрели, как решаются простейшие задачи на проценты.

Проверочное тестирование показало, как вы усвоили и закрепили этот материал. На следующих уроках мы с вами будем решать более сложные задачи на проценты.

10. Итоги урока.

Выставляются оценки за активную работу на уроке, все получают оценку за тест.

11. Домашнее задание.

Выучить определение и правила. Решить №№1569, 1560, 1583(а).

Литература.

1. З.С. Стромова, О.В. Пожарская. Поурочные разработки по математике. 5 класс. – Волгоград: Учитель, 2006

2. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2006


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ