Конспект урока на тему "Решение задач на движение"
Тема урока: Решение задач на движение.
Цель урока: учить решать задачи на движение, устанавливать взаимосвязи между величинами.
Задачи урока:
Образовательные:
Закрепить знания нахождения скорости, времени, расстояния.
Учиться решать задачи с этими величинами по формулам и без них.
Развивающие:
Развивать логическое, комбинаторное мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Развивать математическую речь, пространственное воображение, внимание, восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, познавательную активность, умение сотрудничать в группе.
Воспитывать самостоятельность в работе, ответственность.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран;
схемы, таблицы;
презентация;
клей ПВА;
карточки с заданием;
карточки для рефлексии;
карточки с цифрами;
места для работы в группах (постоянные).
Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, дифференцированная.
Методы: рассказ, работа с учебником, частично-поисковый, активные: «мозговой штурм» и практический, наглядный, проблемный.
Принципы: научность, доступность, наглядность, связь с жизнью, новизны, принцип образа мира, принцип смыслового отношения к миру, деятельностно - ориентированные принципы.
Интеграция: математика, литературное чтение, нижегородская сторона, Правила дорожного движения.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный момент
- Здравствуйте ребята, присаживайтесь!
(Заранее класс разделен на 3 группы по уровню работоспособности.)
- Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
- Наш урок сегодня пройдет под девизом «Движение – это жизнь!»
- Как вы понимаете этот девиз?
(Слайд 1)
- Правильно, с самого рождения человек не мыслит себя без движений. Без движения вперёд немыслимо развитие: человека, науки, общества, государства.
- Ждут сегодня вас новинки, и задачи.
Всё для вас!
Я желаю всем удачи!
За работу, в добрый час!
Приветствуют учителя.
Проверяют свою готовность к уроку.
- Спорт, транспорт, разные виды деятельности, научные открытия, и т.д.
II.Проверка домашнего задания
- По Литературному чтению мы читали «Сказку о потерянном времени». (Слайд 2)
- Как звали героя сказки?
- Правильно, Петя Зубов.
- Ребята, а кто автор этой сказки?
- Молодцы!
Я думаю, что в нашем классе нет учеников, теряющих время понапрасну как герой этой сказки. И все вы выполнили домашнее задание! Давайте проверим.
с. 94 № 474
- Во сколько действий решается задача?
- Что находили 1 действием?
- Что находили 2 действием?
- Что находили 3 действием?
- Так во сколько раз больше в среднем занимало у Васи решение задачи, чем примеров?
с. 94 № 476 (Слайд 3)
- Ребята, сверьте свои ответы выражений с ответами на доске.
- Петя Зубов.
- Евгений Львович Шварц.
- В 3 действия.
- Количество минут, потраченное на решение одной задачи.
- Количество минут, потраченное на решение одного примера.
- Во сколько раз больше в среднем занимало у Васи решение задачи, чем решение примера.
- В 2 раза.
(Дети самостоятельно сверяют свои ответы в тетрадях с ответами, написанными на доске, если есть ошибки – исправляют.)
III. Актуализация знаний.
- Мы сегодня весь урок будем в движении, и не будем терять ни минуты времени. Итак, приступим.
- Ребята, давайте вспомним преобразование именованных чисел. (Слайд 4)
На доске:
5 км = … м
70 км = …м
84000 м =…км
500 мин. = …ч…мин.
3 ч. 20 мин.= …мин.
410 с.=…мин. …с.
(Учитель проверяет при помощи SMART)
- Преобразование каких величин мы повторили?
- Правильно.
- Эти величины нужны нам для решения задач на движение. Этим сегодня мы будем заниматься на уроке. Но нас еще ждет много всего интересного и познавательного.
- Сейчас решите задачи в группах.
(Приложение)
1. Во время экскурсии в один автобус сели 48 человек, а во второй – на 6 человек меньше. Сколько человек должны перейти из первого автобуса во второй, чтобы в них пассажиров стало поровну? (3 человека)
2. Саша выше Коли, но ниже Пети, а Петя ниже Толи. Кто выше всех? (Толя)
3. Петров на 8 лет моложе, чем Светлов, но на 3 года старше, чем Денисов. Кто моложе всех? На сколько лет Светлов старше Денисова? (Денисов моложе всех. На 11 лет Светлов старше Денисова)
- Молодцы ребята!
(У каждого ребенка на парте лежат карточки с цифрами. Самостоятельно все дети набирают и показывают правильный ответ.)
5000 м
70000 м
84 км
8 ч. 20 мин.
200 мин.
6 мин. 50 с.
- Длины и времени.
(Дети в группах коллективно решают задачу. Решив ее, капитаны поднимают руку. Задачи разного уровня сложности. Проверка осуществляется учителем и командами других групп.)
IV. Работа над закреплением материала
- Ребята, вы любите путешествовать? (Слайд 5)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городам и населенным пунктам на нашем школьном автобусе. Нам будут встречаться разные препятствия, но думаю, что вместе мы с ними справимся. Место отправления – п. Лесогорск.
- Ребята, а что интересного находится в вашем поселке? (Слайд 6)
- Верно. Мемориальный комплекс возведен в честь всех погибших пропавших безвести на Великой Отечественной войне. (Слайд 7)
- ЗАО НПК «Электрические машины» - это предприятие с более чем сорокалетней историей, которое занимает одно из ведущих мест на рынке производства, ремонта, модернизации и реконструкции трансформаторов. (Слайд 8)
- Арзамаское ПМЭС снабжает электроэнергией 1/3 России. Она входит в тройку самых крупных подстанций в России.
- Ребята, чтобы отправиться в путешествие, нам надо вспомнить формулы, которые помогут нам, ведь мы с вами будем в движении!
- Как найти скорость, зная расстояние и время?
- Как найти расстояние, зная скорость и время?
- Как найти время, зная скорость и расстояние?
- Молодцы! Наш автобус тронулся, а мы пока с вами откроем тетради и запишем число и классная работа.
- Мы с вами подъезжаем к р.п. Шатки. Давайте сделаем остановку на берегу живописной реки. (Слайд 9)
- Ребята, а вы знаете, как эта река называется?
- Вблизи посёлка на протяжении 20 км течения Тёши знаменитая Шатковская пойма с двумя минеральными источниками и восемью грязевыми озёрами. Минеральная вода из этого сероводородного источника относится к питьевым лечебно - столовым водам. В ней содержатся ионы серебра. Называется этот источник «Кипячий ключ».
- Ребята, а какие еще достопримечательности этого поселка вы знаете? (Слайд 10)
- Верно. Страницы дневника девочки стали известны во всем мире. Дневник – девять страниц записной книжки и на шести из них даты смерти близких людей.
- Этот мемориал сооружен в память о героях Великой Отечественной войны и детях, погибших в ее дни.
- Мы с вами проехали 20 км. Нам пора отправляться дальше. Чтобы автобус тронулся нам необходимо выполнить задание.
- Открываем учебники на с. 95, найдите №477.
- Каждая группа составляет и решает 1 задачу по таблице (устно). (Учитель осуществляет проверку.)
- Ну вот, наш автобус тронулся, и мы едем с вами в г. Арзамас. А пока мы едем, давайте выполним № 478. 1-я группа решает задачу под цифрой 1, 2-я группа – под цифрой 2, 3-я группа – под цифрой 3.
- Мы проехали еще 30 км и находимся в г. Арзамасе. Выйдем из автобуса и сделаем физкультминутку.
(Ответы детей.)
- На территории посёлка находится Мемориальный комплекс, памятник Ленину, завод, подстанция.
S=V*t
V=S:t
t=S:V
(Дети открывают тетради, записывают число и классная работа.)
- Река Теша.
- В Шатках похоронена
ленинградская школьница Таня Савичева — жертва блокады; сооружен Мемориальный комплекс «Никто не забыт, ничто не забыто».
(Ребята в группах составляют и решают задачу. Выполнив задание капитан поднимает руку.)
(Дети выполняют номер. У каждой группы задача разной сложности.)
IV. Физкультминутка
В путешествие пошли,
(Ходьба на месте)
Сразу карту мы нашли.
(Наклоны вперед)
Посмотрели влево, вправо, (Повороты туловища вправо и влево.)
Где-то ждет нас переправа. (Круговые вращения головы.)
Мы надули все шары (Имитируют надувание шаров.)
И взлетаем, как они.
(Поднять на носки. Руки вверх.)
Будем в небе мы кружиться (Кружимся.)
Как прекрасная Жар-птица. (Дыхательные упражнения.)
(Дети встают со своих мест, повторяют движения за учителем.)
V. Продолжение работы над закреплением материала
(Слайд 11)
- Вот сколько достопримечательностей
в г. Арзамас. Наше путешествие еще не окончено, и мы едем дальше. (Слайд 12)
- Ребята, посмотрите, что мы проезжаем?
- А как расшифровывается ДПС?
- Чем занимается дорожно-патрульная служба?
- Ребята, а какие правила дорожного движения вы знаете?
- Ребята, скажите мне честно, все ли вы соблюдаете правила дорожного движения?
- Чтобы сохранить свою жизнь, необходимо всегда соблюдать правила дорожного движения.
- Проехав еще несколько км, мы оказались в другом городе.
- Посмотрите и скажите, что это за город? (Слайд 13)
- Молодцы, узнали. Это административный центр Нижегородской области.
- Вспомните из курса Нижегородской стороны, какую протяженность имеет стена Кремля?
- Сколько башен подкрепляют ее?
- Еще какие достопримечательности этого города вы знаете?
- Все верно.
- К достопримечательностям относятся еще: Нижегородская Ярмарка, Музей детства А.М. Горького "Домик Каширина", Дом Петра Первого, Нижегородский государственный академический театр драмы им. Горького, Нижегородский государственный художественный музей, Речной вокзал, Нижегородский цирк, Нижегородский планетарий, Стрелка - самое воспеваемое место, Зелёный Город и мн. др.
- В нашем путешествии это был последний город.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Мы с вами сделали очень долгий путь, он составил 160 км!
- Кто был на уроке внимателен, какое расстояние от п. Лесогорск до р.п. Шатки?
- А от р.п. Шатки до г. Арзамас?
- А от г. Арзамас до г. Н.Новгород?
- Сколько км составляет весь наш путь?
- Можем мы узнать какое расстояние между этими двумя городами?
- Кто уже нашел расстояние между г. Арзамас и г. Н.Новгород? Поднимите руку.
- А теперь давайте решим задачи о нашем с вами движении! Эта работа будет выполняться в парах. Решение записываем в тетрадь.
(Каждым двум учащимся учитель раздает схему задачи, учащиеся должны по схеме решить задачу в парах. Схемы разного уровня сложности. После выполнения задания, в каждой группе выполняется взаимопроверка.)
(Рассказ подготовленного ученика.)
- Город Арзамас представляет собой удивительное место, где старейшие архитектурные памятники соседствуют с индустриальными сооружениями, а также развивающимися промышленными предприятиями, продукция которых распространяется по всему миру. Многие живущие здесь арзамассцы настолько привыкли к своему городу, что не видят ничего необычного в том, что рядом с ними располагаются древнейшие памятники архитектуры, возраст которых исчисляется ни одним столетием.
Главная достопримечательность города великолепные храмы и монастыри семнадцатого-девятнадцатого веков.
В этом городе множество музеев, соборов, церквей. В этом городе провел свое детство и юность знаменитый детский писатель А. Гайдар.
Вот станция "Арзамас-1", на которой 4 июня 1988 г произошел взрыв. В память погибших в трагедии недалеко от станции на возвышенности построили монумент. Он сделан из останков поезда и часов станции. За ним - список всех погибших.
Центральная соборная площадь, Воскресенский собор. Прямо около соборной площади находится Ленинский садик.
Парк Гайдара - самый большой парк в Арзамасе, парк победы. Стенды, посвященные победе в Великой Отечественной Войне, памятник Жукову. Памятник-паравоз.
- Пост ДПС.
- Дорожно-патрульная служба.
- Следят за порядком на дороге, проверяют документы у водителей.
(Ответы детей.)
(Ответы детей.)
- Нижний Новгород.
(Рассказ подготовленного ученика.)
Нижний Новгород – удивительный город, расположенный на месте слияния двух великих рек – Волги и Оки. Основанный в 13 веке, он и в наши дни сохранил дух старины. Каждый, кому доводится прогуляться по улицам Нижнего, словно переносится на столетия назад. Нижегородцы сберегли немало исторических и культурных памятников.
Среди главных достопримечательностей города Нижний Новгород – удивительной красоты монастыри, церкви и соборы. Местные жители глубоко чтят свою историю и гордятся своими соотечественниками, поэтому в городе находится множество музеев и памятников выдающимся нижегородцам.
Нижегородский Кремль.
Изначально кремль был построен земляным. За всю историю своего существования получил еще 3 перерождения. Он становился деревянным, белокаменным и, наконец, предстал перед нами в кирпичном обличии.
- 2 км.
- 14 башен. У каждой башни свое название и своя история.
- Площадь Минина и Пожарского, Чкаловская лестница, улица Большая Покровская, Дятловы горы.
(Ответы детей.)
- 20 км.
- 30 км.
- Вы не говорили.
- 160 км.
- Можем.
(Ответ ребенка, который нашел расстояние быстрей всех.)
VI. Подведе-ние итогов урока.
- Ребята, чем мы занимались на уроке?
- Было для вас сегодня что-то новым?
- А что мы вспомнили?
- Считали, решали, путешествовали.
- Мы узнали интересные факты о городах и населенных пунктах, которые находятся недалеко от нас.
- «Сказку о потерянном времени», Правила дородного движения, формулы для нахождения скорости, времени и расстояния.
VII. Домашнее задание
- Ребята, откройте дневники, давайте запишем домашнее задание. (Слайд 14)
с. 95 № 480, 483.
- Прочитайте каждый про себя домашнюю задачу.
- Что известно в задаче?
- Что в задаче нужно узнать?
- Можем мы это узнать сразу?
- Почему?
- Что нужно узнать в первую очередь?
- Что мы можем узнать потом?
- Сколько действий в задаче?
- Молодцы!
(Ребята записывают домашнее задание в дневниках, дневники закрывают.)
(Дети читают задачу в учебниках.)
- Машина вышла из поселка в 7 ч и прибыла в город в 13 ч того же дня.
- За это время она прошла 240 км.
- С какой скоростью шла машина.
- Нет.
- Мы не знаем время, которое машина была в пути. Мы знаем время отъезда машины из поселка и время приезда машины в город.
- Время, которое машина была в пути.
- Среднюю скорость этой машины.
- Два действия.
VIII. Рефлексия
- Ребята, у вас у каждого на парте лежит карточка с изображением лесенки. Каждая ступенька обозначает следующее:
Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось, средняя ступенька – у меня были проблемы, верхняя ступенька – мне все удалось. Нарисуйте человечка на той ступеньке, на которую вы себя поставите, оценив свою работу на уроке.
- Ребята, на эту же карточку приклейте смайлик с настроением, которое было у вас в течение урока, если даже у вас что-то и не получалось.
(Дети рисуют человечка на одной из ступенек лесенки.)
(Дети приклеивают один из двух смайликов на карточку.)
IX. Организа-ционный момент.
(Слайд 15)
- Вы сегодня так старались
Эти трудности пройти.
Вы считали и мечтали
Поскорее клад найти.
Вот конец всех испытаний
И волненье позади.
С математикой всегда мы
Будем только впереди!
- Урок окончен. Молодцы!
(Дети встают и готовятся к следующему уроку.)
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ