Конспект урока по математике "Приключения в городе Рациональных чисел" 6 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №1 имени семи Героев Советского Союза, выпускников школы
город Славянск-на-Кубани муниципального образования
Славянский район Краснодарского края
Урок математики в 6 классе
по теме «Приключения в городе Рациональных чисел»
Учитель математики
Овчаренко Ирина Викторовна
20014 год
Урок математики в 6 классе по теме:
«Приключения в городе Рациональных чисел»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков
Вид урока: дидактическая игра
Тема по календарно-тематическому планированию: Сложение рациональных чисел
Учебник: Виленкин НЯ, Жохов ВИ и др. «Математика 6 класс» 2013 год
Цели:
образовательные: закрепить основные понятия по теме, отработать умения применять правила сложения чисел с разными знаками, отработать навыки построения точек на координатной прямой и плоскости, умение применять знания на практике;
воспитательные: формировать навыки аккуратности и точности построений, положительное отношение к полученным знаниям;
развивающие: формировать навыки самостоятельности, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление, способствовать открытию красоты окружающего мира, развивать обще трудовые и политехнические умения и навыки, развивать умения пользоваться чертёжными инструментами.
Инструктаж для учителя: при оценке ответов учащиеся получают цветные «оценочные карточки», по количеству которых получают в конце урока оценки «3»-одна – две карточки, «4»-три-четыре карточки, «5»- от пяти карточек. Данная система оценки стимулирует учащихся к получению более высокой оценки, обеспечивает заинтересованность и активность учащихся на уроке.
Оборудование: интерактивная доска, макет координатной плоскости на плакате, листы А4 с координатными плоскостями на каждого ученика , карточки с заданиями, цветные буквы, картина-плакат , разрезанная на 4 части на обороте которых слова из пословицы, аппликация «Цветик-семицветик» -3 штуки, плакат-свиток, карточки.
Для учащихся, быстро выполнивших задание имеются дополнительные карточки с заданиями.
План урока:
1.Организационный момент, постановка целей
2. Актуализация знаний Устная работа
3. Математический диктант
4. Дидактическая игра
5.Физминутка
6. Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы побываем в городе Рациональных чисел, расшифруем старинные письмена.
У каждого есть возможность отличиться и получить несколько цветных карточек - оценок за свои правильные ответы: оценка «3»-одна – две карточки, «4»-три-четыре карточки, «5»- от пяти карточек.
Итак, начинаем:
Однажды ученик 6 класса Дима открыл учебник математики и нашел рисунок, на котором был изображен фрагмент свитка со странными записями. Он долго пытался понять, что они означают.
На плакате-свитке, сделанном под берестяную грамоту , написаны слова:
«Сумма нескольких имуществ- есть имущество.
Сумма нескольких долгов- есть долг.
Сумма имущества и долга находится вычитанием»
Брамагупта
Ребята, давайте поможем Диме расшифровать слова древне -индийского ученого-математика Брамагупты.
Учащиеся рассказывают правила сложения рациональных чисел.
Учитель задает вопросы учащимся:
-Что называется модулем числа?
-Чему равен /5/, /-5/ ?
-Чему равен х, если /х/=2, /-х/=3, -/-х/=-4?
Ночью Диме приснилось, что он с одноклассниками попал в город Рациональных чисел. Приоткрылись ворота и ребята увидели разные числа.
-Какие числа живут в этом городе?
Возле ворот стоял страж-число, который сказал, что пропустит их, если ребята ответят на его вопрос:
-На узенькой улочке, называемой координатной прямой, располагаются домики положительных и отрицательных чисел.
-Чей домик их разделяет? Как он называется?
- Как называются числа, отличающиеся знаком «- «?
- Как они расположены на координатной прямой?
Страж пропустил детей в город и сразу к ним подбежали два числа: одно,( учитель показывает карточку), а другое с маской, не узнать его. Зовут его противоположным числом.
-Какое это число?
-Домик числа –а находится в точке с координатой 6. Где находится домик числа а?
Учащиеся с места отвечают на вопросы учителя.
Потом к ребятам подбежали взволнованные 4 пары чисел и попросили определить, кто в их паре больше и чей модуль больше?
Учитель показывает карточки с изображением чисел: 0и -9,2 ; 3,7 и 0; 0,1 и -2,3; -1,5 и -1. При ответах учащиеся формулируют правила сравнения чисел.
Ребята оказались в лабиринте. Чтобы из него выйти необходимо решить примеры.
На экране проектора появляется слайд с примерами, учащиеся решают их по рядам. На решение отводится 5 минут.
Математический диктант
1 ряд
2 ряд
3 ряд
А) -5,9+ (-6,7)
Б) 19,3+ (-3,3)
В) 5,6+ (-12,8)
Г)-59,3+69,3+ (-7,3)
А)-32,5+ (-11,4)
Б)-32_18
В)-2,1+7,4
Г)-4,81+3,67+(-5,67)
А)-31,5+(-2,5)
Б)-3,9+(-1,9)
В)-1,5+0,4
Г)71,62+(-59,75)+34,9
По окончании работы учащиеся проверяют свое решение с помощью презентации, обменявшись тетрадями с соседом.
Выйдя из лабиринта , ребята оказались на берегу реки, через которую был перекинут трухлявый мостик. Только по двум дощечкам можно его перейти.
На доске написаны примеры. Ответы этих примеров необходимо изобразить в виде точек на координатной прямой. Варианты ответов даны в виде координат, соответствующих цветным буквам. При верном ответе цвета букв будут соответствовать рядам: для 1 ряда-буквы красные А,В, для 2 ряда-буквы зеленые С, Д, для 3ряда- буквы синие К,Р.
Задание «Мостик»
1 ряд
2 ряд
3 ряд
-2+6+(-2)+(-3)
-9,1+(-10)+(-1)+ (-1) +20,1
-3+(-2)+(-3)+4
-10+(-8)+(-9,5)+8+(-2,5)
-8+5+(-8)+(-1)
2,25+(-7,25)+(-8)+(-9) +(-1)
Варианты ответов: А(3), К(4), С(2), Д(-2), В(1), Р(5)
Решив примеры, 2 учащихся по желанию выходят к интерактивной доске с координатной прямой и отмечают точки с координатами на ней.
Перейдя через мостик, они оказались на цветной полянке, где росли цветики-семицветики.
Для каждого ряда вывешивается цветик-семицветик с условиями примера на лепестках и вариантами ответов на зелёных листьях. При верном решении примера цвет оборотной стороны выбранного листа совпадет с соответствующим рядом: 1ряд-красный, 2 ряд- зеленый, 3 ряд- синий.
Задание «Цветик-семицветик»
1 ряд
2 ряд
3 ряд
54+(-37)+66+(-23)+(-34)
-71+50+(-88)+13+64
-58+92+(-42)+80+(-69)
Для учащихся, быстро решивших пример ,открываются лепестки цветов с другими условиями:
1 ряд
2 ряд
3 ряд
27+(-29)+(-32,5 )+11,9 +3,56
21+(-17,08)+(-21,7)+ 13,4 +7,23
16,3+(-21)+(-17,4)+9,7 +2,16
ФИЗМИНУТКА. Давайте мы разогреемся перед ответственной работой. Учащиеся встают из-за стола и под музыку выполняют упражнения для рук, головы, ног, глаз.
Полянка закончилась, и ребята очутились перед зеленым болотом, напоминающим координатную плоскость. На ней имеется несколько кочек-точек, по которым можно перейти на лужок
Задание «Болото»
Решить примеры и записать ответы вместо звездочки в координатах точек. Построить точки на координатной плоскости, соединяя их последовательно. Построенные геометрические фигуры будут соответствовать рядам: 1 ряд-квадрат, 2 ряд-четырехугольник, 3 ряд-треугольник
1 ряд
1,1++17+0,9+(-17)+(-20)
М(-1;*)
-2,4+0,9+(-0,5)+
N(-2;*)
2+(-7)+5+(-8)+ +(-2)
Р(0;*)
7,1+(-4)+(-8,6)+
R(1;*)
2 ряд
-2++4+(-5)+2,72+(-
)
F(3;*)
-3,2+(-2,9)+0,1+
L(4;*)
-7,2+0,7+(-3,5)+
Z(1;*)
5,4+(-3,7)+(-4,4)+0,7
Т(2;*)
3 ряд
13,13+(-8,4)++0,87+(-8)
И(-3;*)
-4,1+(-2,3)+1,5+(-0,6)+(-1,5)+6
Н(-4;*)
0,72+(-0,82)+(-3,13)+4+(-2,77)
S(-2;*)
По желанию по одному ученику с каждого ряда выходят к плакату с координатной плоскостью и прикрепляют буквы на ней. Учитель проверяет и обращает внимание на полученные геометрические фигуры, при соединении точек.
Благополучно перейдя через болото по кочкам-точкам, ребята очутились на лужке. К ним подбежал взволнованный художник и попросил восстановить написанную им картину.
Все учащиеся решают четыре уравнения. На доске приклеены варианты ответов на частях разрезанной картины. Если в верном порядке расположить части картины, то не только она совпадет, но и на обороте будет написана поговорка
Задание «Картина»
уравнение
Вариант ответа
= 131,33, если х‹ 0
-131,33 Больше
=2,8 , если х‹ 0
-1,8 науки
30-=29, если х› 0
0,5 умнее
-у=-102+103
-1 руки
Итог урока. Рефлексия:
Учитель знакомит учащихся с оценками, собирает работы и подводит итог урока.
Итак, мы побывали в городе Рациональных чисел, помогли Диме выбраться из лабиринта, перейти через речку и болото. Мы вместе собрали картину художника, где написана поучительная фраза
«Больше науки, умнее руки»
Домашнее задание: придумать и решить 4 уравнения с модулем и зашифровать в ответах поучительные пословицы о труде и учении.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ