Конспект урока по Математике "Решение уравнений методом подстановки"
Открытый урок по теме:
Решение уравнений методом подстановки
Учитель математики ГОУ гимназии № 1549 Шмелева Ирина Дмитриевна
Г. Москва январь 2013г.
Цели урока:
Образовательная:
формирование навыков решения уравнений повышенной сложности методом подстановки.
Развивающая:
развитие памяти, любознательности, познавательного интереса учащихся, умения преодолевать трудности при решении задач.
Воспитательная:
воспитание аккуратности, наблюдательности, настойчивости в учебе, умение видеть красивое и удивительное вокруг нас.
Задачи урока:
Закрепление и отработка навыков решение уравнений методом введения новой переменной.
Методы:
Преобразовательный (при усвоении учащимися и творческом применении навыков и умений в процессе выполнения упражнений проблемных заданий).
I.Объяснение нового материала.
Метод замены переменной ( или, иначе, метод введения нового неизвестного) состоит в следующем. Предположим , что уравнение f(x)=p(x). Удалось переписать в виде f((g(x))= p(g(x)).
Решение уравнения f(x)=p(x) проведем в два этапа:
Будем считать, что g(x)=u, решим уравнение f(u)=p(u).
Последовательно решим уравнение g(x)=u
, g(x)= u
,…, g(x)=u
.
Полученные корни и будут корнями уравнения f(x)=p(x).
Схема метода:
f((g(x))=p(g(x)),где u
, u
,….., u
корни уравнения f(u)=p(u).
Введение новой переменной позволяет «разбить задачу на полузадачи», т.е. вместо основного сложного решать несколько простых уравнений.
Пример.
Решить уравнение (х+х+1) (х
+х+2)=12.
Решение:
Решение:
(х+х+1) (х
+х+2)=12
Пусть u=х
+х+1, тогда исходное уравнение:
(u+1)u=12u
+u-12=0
.
х
+х+5=0,
D<0, корней нет.
-Нет ли других замен переменной? (Есть).
II. Домашнее задание:
Решить уравнение, используя метод подстановки:
х
+х=u;
х
+х+2= u .
III. Обобщение нового материала.
В математике существуют целые классы уравнений, которые можно решать этим методом
- биквадратные уравнения;
- дробно-рациональные.
IV. Закрепление материала.
Решить уравнение:
-
=
.
Решение:
-
=
-
=
.
u =x
+4x;
-
=
х
+4х-1=0;
D=
, уравнение имеет два корня;
х=-2+
;
х=-2-
.
х
+х+5=0;
D<0, корней нет.
Ответ: -2+; -2-
.
2. Решить уравнение: х+
+
(х-
)=5.
Решение:
х+
+
(х-
)=5
Пусть u = х-
; u
+2= х
+
.
u+
u-3=0
2 u
+u-6=0
Ответ: -1+; -1-
; 2; -
.
V. Самостоятельная работа:
1. (х+3х+3)(х
-2х+3)=24 х
.
Ответ: -3+
;-3-
.
+
=
+
-
.
Ответ: 4;-4; ; -
.
VI. Домашнее задание.
Решите уравнение методом замены переменной:
х
-9х
+8=0. Ответ: 1;2.
(х
+х+4)
+8х(х
+х+4)+15 х
=0. Ответ: -2; -3;
; -
.
х
+
=27. Ответ:
;
.
Х(х+3)(х+5)(х+8)=10. Ответ: -4+
;-4-
.
Анализ усвоения материала и интереса учащихся к теме.
Проверка умения решать основные ключевые задачи при решении уравнений методом введения новой переменной показала , что все учащиеся справились с решением. Они уверенно распознают задачу, безошибочно обосновывают решение.
Часть учеников испытывали неуверенность, но желание деятельности не пропало, поняли , что надо совершенствоваться.
Правильно научились оформлять письменно решение, что поможет школьникам при подготовке к выпускным экзаменам, для формирования уверенности учащихся в своих силах и возможностях. Самостоятельная работа вселила в учеников желание деятельности.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ