Конспект урока по Математике "умножение многозначного числа на однозначное"

Урок по математике по теме

«умножение многозначного числа на однозначное».

Учитель начальных классов

Барковская Елена Валерьевна

Урок проведен в технологии деятельностного метода

( Л.Г. Петерсон)

Тип урока: ОНЗ

Открытие новых знаний

Цель урока:

Сформировать способность к умножению многозначного числа на

однозначное; вывести алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.

Задачи урока:

1)Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы

умножения на однозначное число ,правило умножения суммы на число.

2) Развивать вычислительные навыки, логическое мышление,

математическую речь.

3) Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез,

обобщение.

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Учебник – тетрадь в 3-х ч. – М.: Издательство «Ювента», 2012.

Ход урока.


1.Самоопределение к учебной деятельности (1 – 2 мин.)


Цели: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа

высказывания, отражающего значимость математики;

- определить содержательные рамки урока: умножение много-

значных чисел на однозначное число.


Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока:

« Где есть желание, найдётся путь!» (Слайд 2).

- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

-Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 3).

Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: (Слайд 4, 5).

- Вы готовы к работе? Тогда в путь.

- Пожелайте друг- другу удачи!


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 – 6 мин.)


Цели: - повторить правило умножения суммы на число;

- тренировать вычислительные навыки.

Форма работы – фронтальная. (Слайд 6).

а)- Дана графическая модель числа. Назовите и запишите это число.


- 740.


- 704.



- 470.


- 407.



- Сколько сотен? Всего десятков?

- Какие цифры использовали для составления этих чисел? ( 4, 0, 7)

б) – Используя эти цифры, запишите наибольшее и наименьшее пятизначные числа. ( 74000, 40007 )

- Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч.

- На сколько одно число больше другого? ( Ребята в столбик записывают в тетради: 74000-40007=33993)

- Правильно ли вычли? Как можно узнать? ( Сложением )

- А что еще мы учились делать с многозначными числами? (сравнивали

- Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать, они были бы довольны.

в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? (умножение) (Слайд 7).

- Давайте и здесь наведем порядок.

- Что общего во всех  выражениях? (Все выражения на деление).

- Найдем значения этих выражений (по рядам).

5 * 4 240 * 100 800 * 900

12 * 7 30 * 5

- Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко!

- А теперь попробуйте умножить устно

576 * 9=

/Затруднение!!!/


3.Выявление места и причины затруднения .(1 мин.)

Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется

и фиксируется необходимость определения нового способа умножения

- согласовать тему и цель урока.


- Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно умножить, ведь мы повторили способы умножения.


4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели. (1-2 мин.) (Слайд 8).


- Тогда цель нашего сегодняшнего урока?

( Научиться умножать многозначное число на однозначное, найти новый способ. ) (Слайд 9).

- Сформулируйте тему урока. ( Умножение на однозначное число. )


5.Проектирование и фиксация нового знания (8 – 10 мин).


Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа умножения;

- зафиксировать новый способ умножения в знаковой форме.

а- Откройте учебник на с. 1. Что вы видите под з. 1. Прочитайте задание.Прямоугольник, который разбит на 3 части.

- Объясните запись рядом с прямоугольником.Чтобы найти S данного прямоугольника, сложим ширину каждого из них и умножим на длину.Можно ширину каждого умножить на длину, а потом результаты сложить.

- Какой способ умножения нам дает данное выражение.Умножение суммы на число.

- Как его можно прочитать.Чтобы умножить сумму на число, умножим на это число каждое из слагаемых, а результаты сложим.

- Вернемся к нашему примеру: 576 х 9

-Расскажите, как можно умножить трехзначное число на однозначное?

Число 576 раз разбивается на удобные слагаемые (500+70+6) 9 и вычисляется по частям.

500 9+70 9+69 = (4500+630+54) =5184

- Итак, как же вы умножили трехзначное число на однозначное?Перемножили на 9 разрядные слагаемые числа 576 и результаты сложили.

- Удобна ли такая запись? Нет

- Посмотрим на следующую запись (2 столбик)

-Как получили слагаемые суммы?6 единиц умножили на 9, получили 54.Потом 9 десяток умножили на 9, получили 630.Затем 5 сотен умножили на 9, получили 4500Результаты сложили.

-А почему вычеркнули нули?Они не изменяют значение суммы.

-А теперь сравните запись умножения во 2 и 3 столбике. Какая из них удобнее?в 3-м.

б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий. (Слайд 10).

- Что нужно сделать в первую очередь? и т.д. (Слайд 11).

1. Сначала умножаем единицы

О

2. Единицы пишем под единицами,


десятки запоминаем.

Т

3. Умножаем десятки.

К

4. Прибавляем десятки, которые запомнили.

Р

5. Пишем под десятками, а сотни запоминаем

Ы

6. Умножаем сотни

Т

7. Прибавляем сотни, которые запомнили

И

8. Записываем сотни и получаем “открытие”

Е

-Прочитайте слово, которое у вас получилось в результате рассуждения. Открытие.

-Что же вы открыли? Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное.

-Будет ли он отличаться, если будем умножать на 4,5 значное число. Нет

-Какое математическое свойство помогло создать прием умножения числа в столбик?

-Распределительное свойство умножения или умножение суммы на число.

-Сделаем вывод.

6.Первичное закрепление с проговариванием (4 – 5 мин.)


Цели: - зафиксировать способ действия при умножении многозначного числа на

однозначное;

- тренировать способность к выполнению у

Фронтальная работа (с проговариванием вслух) .

а) – Теперь попробуйте вы письменно умножить многозначные числа на однозначные

Алгоритм умножения я буду подсказывать.

№ 3, стр. 1 а

7. Физминутка (2 - 3 мин.) ( Слайд 12)

«Лови снежинку».

8.Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)


Цели: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

- проверить способность к умножению многозначного числа на однозначное.


- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.

с.1№3 б

- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.

-У кого возникли затруднения при выполнении задания? Отметьте на листе контроля после проверки.

9.Включение в систему знаний и повторения (4 – 5 мин.)

Цели: - закрепить умение решать текстовые задачи;

- тренировать способность к безошибочному решению примеров на умножение;

- развивать творческие способности учащихся.


- Как вы думаете, зачем нам нужно уметь умножать многозначные числа на однозначные?

- Решим задачу на с.2№4

(1 ученик у доски)

  1. Чтение задачи

  2. О чем говорится в задаче?

  3. Что известно в ней? Что надо узнать?

  4. Как графически изобразить условие задачи?

  5. Как еще можно записать условие задачи? Какая запись удобнее?

  6. Во сколько раз больше надо заплатить за 3 компьютера?

  7. Как можно ответить на вопрос задачи?

-Как можно было по-другому записать решение задачи, если бы вы не знали прием умножения многозначного числа на однозначное?

2. Задача № 5 с. 2

Ведется коллективная работа над задачей, решение - самостоятельно.

-Прочитайте задачу.

  • О чем говорится?

  • Сколько детских билетов купили?

  • Сколько рублей стоит 1 детский билет?

  • Известно ли, сколько рублей заплатили за 4 детских билета?

  • Как можно узнать? (8354)

  • Сколько рублей стоит 1 взрослый билет?

  • Сколько таких билетов купили?

  • Как узнать, сколько рублей заплатили за 5 взрослых билетов?

  • Что еще известно в задаче (было всего 10000 рублей)

  • Что надо узнать? (дети читают вопрос задачи)

  • 10000руб.

835 * 4 1216 * 5 ?

  • Как графически изобразить условие задачи? Что будем находить: часть или целое?

  • Из скольких частей состоит целое число? (3)

  • Какую часть находим? (3)

  • Как найти 3 часть части? (надо из целого числа вычесть сумму 2 других частей)


10.Рефлекия учебной деятельности. (Слайд 13).


Цели: - оценить результаты собственной деятельности;

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: умножение многознач-

ных чисел на однозначное число.

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

-Сможете дома составить 5 выражений на новое правило?

-На карточках контроля подсчитайте количество “+” и “-” за урок

КАРТОЧКА-КОНТРОЛЬ

Устный

счет

Решение

примеров

Ф.И.

Самост. работа

Задача на новое правило

Задача изученного

вида

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 


(Слайд 14).

-Если вам все удалось на уроке выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь- грустный.

11. Домашнее задание. (Слайд 15).


- Вы поняли, что нужно потренировать дома?

С.2№6; №9

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 16).

Устный

счет

Решение

примеров

Ф.И.

Самост. работа

Задача на новое правило

Задача изученного

вида

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ