Конспект урока по математике в 3 классе «Цена. Количество. Стоимость. Взаимосвязь между ценой, количеством, стоимостью»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30»
Г.Костромы
Конспект урока по математике
в 3 классе
«Цена. Количество. Стоимость. Взаимосвязь между ценой, количеством, стоимостью»
подготовила
учитель начальных классов
Корягина Екатерина Алексеевна
г. Кострома, 2014г.
Математика
Класс: 3
Учебник: Башмаков М.И. Математика: учебник для 3кл. четырехл. нач. шк. : в 2ч. Ч.1 / М.И. Башмаков, М.Г.Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 127, (Планета знаний).
Раздел учебника: Математические законы
Методики, применяемые на уроке. Известно, что на 5-й и по 24-ю минуту урока ученики усваивают до 80% учебного материала. Поэтому на данном отрезке времени вводился материал повышенной трудности. При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации, учащиеся сами доказывали правильность результата и делили выводы.
На уроке реализовывались следующие принципы:
1)принцип адаптивности (каждый ребенок работал в зоне своего развития, работа в парах, в группах, карточки с подсказкой )
2)принцип развития реализовывался на разных этапах урока (содержание материала подобрано на «сильного» и «среднего» учеников)
3)принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с темами предыдущих уроков)
4)принцип ориентированной функции знаний (ученики осознали необходимость приобретенного знания)
5)принцип психологической комфортности (учителем создана атмосфера творчества и доверия)
На уроке шла подача учебного материала на все каналы восприятия, с опорой на ведущую модальность ребенка(аудиалы, визуалы, кинестетики). Благодаря этому, дети находились в равных условиях и не испытывали дискомфорта. Читали, проговаривали, слушали, писали, схемы-опоры для визуалов.
Для профилактики зрительного переутомления проведена гимнастика для глаз. Проведенная физкультминутка связанна с темой урока, но несущая меньшую учебную нагрузку. Осуществлялась организация обучения в режиме «динамических поз» (дети периодически переводились учителем из положения «сидя» в положение «стоя»). «Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах» (В.Ф.Базарный). главным здесь является не столько длительность стояния, сколько сам факт смены поз.
Дети работали увлеченно, с интересом, давали полные обоснованные ответы.
Развивающая и воспитательная цели решались в единстве с образовательной.
Рефлексия на уроке была неразрывно связана с темой урока.
Считаю, что урок достиг поставленных целей.
Оборудование: карточки «цена», «количество», «стоимость»; «Правило треугольника»; формулы; иллюстрации с продуктами питания; презентация к уроку.
Конспект урока
Тема: «Цена. Количество. Стоимость. Взаимосвязь между ценой, количеством, стоимостью».
Цель: ввести понятия цены, количества, стоимости. Учить решать задачи с этими величинами.
Задачи. 1.Образовательные: установить связь между величинами Ц. К. С.; показать табличный способ записи условия задачи.
2.Развивающие: развитие умения решать текстовые задачи, развитие мышления, речи, памяти.
3.Воспитательные: развитие чувства взаимопомощи, коллективизма.
4.Здорповьесберегающие: сохранение здоровья учащихся путем смены видов деятельности, проведением физкультминуток.
Тип урока: урок введения нового знания. (Деятельностный метод обучения)
План урока: 1. Организационный момент (1мин.)
2.Актуализация знаний (6мин.)
3.Формулирование темы урока, постановка учебных задач (4мин.)
4.Физкультминутка (двигательная) (2мин.)
5.Открытие новых знаний (10мин.)
6. Физкультминутка (зарядка для глаз и мышц головы) (1мин.)
7. Закрепление. Самостоятельная работа (8мин.)
8.Итог урока (2мин.)
9.Рефлексия (4мин.)
10.Домашнее задание (2мин.)
Формируемые УУД
Регулятивные УУД
Самостоятельно организовывать
своё рабочее место в соответствии с целью выполнения задания.
Оценивать свою собственную успешность в выполнении задания.
Умение принимать и выполнять зрительную задачу, действовать по образцу
Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач
Оценивать правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями.
Познавательные УУД
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица
Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.
Коммуникативные УУД
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуациях.
Личностные:
Осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи во внутренний план.
Конспект хода урока
Номер слайда
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Самоопределение к деятельности (Организационный момент)
- Девиз нашего сегодняшнего урока: «Кому ум служит, тот ни о чем не тужит» (запись на доске).
- Как вы понимаете эти слова?
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Приветствуют учителя.
Высказывания учащихся.
Запись в тетрадях.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
2.Актуализация знаний
- Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Все мы там бываем.
Всё, что нужно покупаем.
Там есть множество витрин,
Что же это?
- Правильно. Сегодня мы с вами пойдем в магазин. (на доске вывешены иллюстрации продуктов питания с ценами).
- В каком магазине мы можем купить эти товары?
- С какой целью мы идём в магазин?
- Всякий раз, когда у вас возникает необходимость что-либо купить, что нужно иметь при себе?
- Какая самая мелкая денежная единица используется в торговле?
- Сколько копеек в 1рубле?
- Ребята запишите в тетрадь и выразите:
2р = …к 120к = …р…к
4р 50к = …к 605к = …р…к
(Проверка: фронтально, спросить несколько учеников).
Вывешивается на доску иллюстрация бабушки.
- К нам в магазин пришла бабушка и решила купить двух одинаковых медвежат с конфетами. Как вы думаете, хватит ли ей 100рублей, чтобы заплатить за эти покупки?
- Можете ли вы дать точный ответ на мой вопрос?
- Почему?
- А можем ли мы в магазине определить, сколько стоит та или иная вещь?
-Как это сделать?
- Что показывает ценник?
- Как по-другому можно сказать..?
(учитель выставляет на доску карточку «Цена»).
-В математике в задачах кратко обозначают цену буквой Ц.
- Посмотрите на наш магазин, можете ли вы найти цену товара. Назовите.
- Что такое цена?
- В словаре определение цены звучит так: «Цена – величина, которая показывает, сколько стоит 1предмет, килограмм и т.д.»
-В каких единицах измеряется цена?
- Как называется число предметов, которое мы покупаем?
(выставляется на доску карточка «Количество» рядом с «Ценой»)
- Кратко в задачах количество будем обозначать буквой К.
-Вернемся в наш магазин. Чтобы вы хотели в нем купить, какое количество товаров?
-Так что же такое количество?
- Количество – это число, которое показывает, сколько купили предметов.
- Ребята, наша героиня решила купить 2 мороженого по 10рублей. Сколько денег ей необходимо заплатить?
- Как нашли?
- Что такое 20? Как можно назвать, одним словом?
(учитель выставляет карточку «Стоимость» на доску рядом с «Ценой» и «Количеством».
- Кратко в задачах будем обозначать стоимость буквой С.
- Что такое стоимость?
- В словаре определение стоимости звучит так: «Стоимость – это величина, которая показывает, сколько стоит вся покупка».
- В каких единицах измеряется стоимость?
- Какие новые величины мы открыли?
3. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.
- Кто уже догадался, какая тема нашего урока?
- Связаны ли эти величины между собой?
- Какие задачи поставим перед собой на урок?
(задачи урока вывешиваются на доску).
4.Физкультминутка.
- Встали из-за парт. Если вы услышите цену – хлопок в ладоши, количество – руки вверх, стоимость – тихо стоим.
1.Купили 3 пачки творога.
2.За кексы заплатили 24рубля.
3. Коробка сока стоит 34рубля.
4.На 300рублей купили несколько кг винограда
5. В магазине приобрели 5кг конфет.
6.В хлебном ларьке купили рогалики по 5рублей за штуку.
- Молодцы, садитесь.
- Ребята, какая из величин самая большая? Почему?
5.Октрытие новых знаний.
- Наша героиня пошла в магазин, чтобы приобрести муки на пирог. Внимание задача. «Пакет муки стоит 20 рублей. Сколько надо заплатить денег за 3 таких пакета?»
- О чем идет речь в задаче?
- Что в задаче известно?
- Что требуется найти?
-Что обозначает число 20?
- Что обозначает число 3?
- Условие задачи будем записывать в таблицу. Какие графы будут в таблице?
Цена
Кол-во
Стоимость
Условие задачи записывает на доске вызванный ученик.
- Решите эту задачу в парах.
Проверка ведется фронтально. Отвечает та пара, которая быстрее всех решила.
- Прочитайте решение. Что находили? Какая из величин самая большая?
- Как найти стоимость? Сделайте вывод.
На доску вывешивается формула: С = Ц . К
Физкультминутка.
- Ребята, представьте перед собой нашу новую формулу больших размеров. Попробуйте её при помощи головы и глаз обвести в воздухе.
Работа в группах.
- Составьте 2обратные задачи.
Презентации своих работ.
- Как найти количество?
- Как найти цену?
Вывешиваются учителем на доску формулы:
К = С : Ц Ц = С : К
- Ребята, все три правила можно объединить в одно – правило «треугольника».
С
Ц . К
Выдаются карточки- подсказки, где прописаны определения новых величин и формулы.
6.Закрепление. Самостоятельная работа.
- Пока мы с вами выводили формулы, наша героиня сходила в другой магазин и решила сделать заказ, но столкнулась с трудностями. Давайте ей поможем.
- В какой магазин пришла героиня?
- Решите самостоятельно, записывая только решение.
Проговор правил вслух.
Затем вворачиваемся к задаче в начале урока про медведе с конфетами.
-Какой величины нам не хватает, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Допустим медведь стоит 40 рублей. Как бы вы решили задачу?
Затем дети подставляют свои варианты цены и совместно устно решают получившиеся задачи.
7.Итог урока.
-Какая была тема урока?
-В какой магазин ходили?
-Какие задачи перед собой ставили?
- Все ли поставленные задачи мы выполнили?
-Пригодятся ли нам в жизни приобретенные сегодня знания? Где?
8. Рефлексия.
-Завершить наш урок мне бы хотелось такой работой. Я быстро читаю задачи, если задача решается умножением, рисуете квадратик, если делением – треугольник.
На 20рублей купили 4 пончика. Сколько стоит один пончик?
Сколько надо заплатить денег за 3 леденца, если каждый леденец стоит 7рублей?
Купили кефир по 15рублей за коробку и заплатили за всё 45рублей. Сколько коробок кефира купили?
Цена 1йогурта 10рублей. Сколько йогуртов можно купить на 50рублей?
В магазине купили 4кг картофеля по 8рублей. Сколько денег заплатили в кассе?
- Поднимите руки, у кого получился такой узор?
«Молодцы»! Вы всё на уроке сегодня поняли.
У кого не получился такой узор, не расстраивайтесь, мы только начали работать над таким типом задач, и на следующих уроках будем отрабатывать новые умения.
9. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь с.50, а кто чувствует в себе силы, могут составить свои задачи на нахождение Ц., К., С.
- Магазин.
- В продовольственном магазине.
- Чтобы купить какой- то товар.
- Деньги.
- Копейка.
- 100копеек.
Самостоятельная работа
Самопроверка по эталону
Обсуждение в парах
Высказывание предположений
- Нет.
- Мы должны знать, сколько стоит один мишка с кофетами.
- Да.
- На товаре есть ценник, просто посмотреть.
- Сколько стоит 1 такой предмет
- Это ЦЕНА товара.
Называют цены вывешенных на доске товаров.
Высказывания детей.
- Копейки, рубли.
- Количество предметов.
Высказывания детей.
- Набор товаров.
- 20рублей.
- 10 . 2 = 20
- Стоимость товара.
- Оплата за всю покупку.
- В рублях, копейках.
- Цена, количество, стоимость.
- Величины Ц., К., С.
- Да
- Установить взаимосвязь между Ц. К. С. Научиться решать задачи с этими величинами. Учиться правильно, формулировать вопрос задачи
Руки вверх.
Тихо стоят.
Хлопок в ладоши.
Тихо стоят.
Руки вверх.
Хлопок в ладоши.
- Стоимость, т.к. это величина, которая показывает сколько стоит вся покупка.
- О пакетах с мукой?
-Что 1 пакет стоит20р. И купили 3 таких пакета.
- Сколько надо заплатить денег за 3 таких пакета.
- Цена 1пакета.
- Количество пакетов.
- Ц. К. С.
Решают задачу в парах.
20 . 3 = 60
Находили стоимость. Это самая большая величина.
- Чтобы найти Стоимость, надо цену умножить на количество.
Работают в группах.
- Стоимость разделить на цену.
- Стоимость разделить на количество.
Открывают учебник на стр. 97 №5
- В компьютерный.
Решают задачу.
Взаимопроверка с эталона.
- Цены.
- 40 . 2 = 80(р) 100рублей хватит и ещё останется сдача 20рублей.
-Величины Ц., К., С.
- В продуктовый.
- Установить взаимосвязь между Ц. К. С. Научиться решать задачи с этими величинами. Учиться правильно, формулировать вопрос задачи
Высказывания детей.
Рисуют узор
Проверяют по эталону.
Записывают домашнее задание.
Список использованной литературы.
Башмаков М.И. Математика: учебник для 3кл. четырехл. нач. шк. : в 2ч. Ч.1 / М.И. Башмаков, М.Г.Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 127, (Планета знаний).
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- http://zdesvsyo.ru/_ph/81/1/12649326.jpg

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ