Конспект урока по математике «Введение понятие «площадь прямоугольника» ( 3 класс)
2. Мозговой штурм.
- Встаньте, пожалуйста, в круг. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и все вместе улыбнемся нашим гостям.
- Как вы думаете, почему мы это сделали? (Высказывания учащихся)
- Ну, что ж, начинаем. Я раздаю вам карточки. Вы делитесь на группы, а какие догадайтесь сами. ( 1-я-квадраты, 2-я-прямоугольники ).
- По какому признаку вы разделились?
- Квадраты-учителя, прямоугольники-ученики. Квадраты образуют внешний круг, а прямоугольники внутренний. Учителя задают вопросы, ученики отвечают. Если ученик ответил правильно, учитель поднимает руку вверх. Когда все ученики ответят, они передвигаются к следующему учителю. Ученики остаются на своих местах.
- Ну, что ж, молодцы, с 1-м заданием справились быстро.
- Садитесь за парты.
Конспект урока по математике. ( 3 класс)
Тема : «Введение понятие «площадь прямоугольника»
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: умение сравнивать площади фигур.
Образовательная цель:
познакомить с терминами «площадь»;
сформировать умение сравнивать площади геометрических фигур, решать обратные задачи;
углубить и расширить представление детей о плоскостных фигурах;
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- уметь работать по коллективно составленному плану;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- Уметь использовать в речи термин «площадь».
- Уметь сравнивать площади геометрических фигур.
Основные понятия длина, ширина, площадь
Оборудование: мультимедийный проектор,
презентация,
карточки для самостоятельной работы
Материалы: учебник математики для 3 класса авторы: Моро
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Организация класса
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
Устный счёт.
(примеры и задачи по презентации на табличное умножение и деление чисел, на порядок действия)
(если получится в понедельник, то вместо примеров, взять «Мозговой штурм» на уроке открытом)
+примеры на порядок действия и задачи.
Словесный, мотивации учебной деятельности
3 минуты
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Актуализация знаний
2. Повторение геометрических понятий.
а) - Какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей.)
Какие единицы измерения вы знаете?
Мм, см, дм, м, км
б) Среди данных фигур найди прямоугольники(№ 1, 3, 5)
Что можно вычислить у данных фигур? – Периметр
Как?
в) -А ещё у данных фигур можно вычислить площадь.
Назовите орфограммы в слове “ Площадь”.(ча-ща, Ь)
3.Значение слова «площадь».
Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь».
Откуда можно узнать значение этого слова? (Из словаря)
(Разделю на 3 группы)
Работаем в группах. Каждая группа найдет в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».
1 группа. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.
-Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)
2 группа. Площадь- это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.
Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)
3 группа . Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.)
Презентация, линейка
1 минута
3 минуты
заполнение таблицы по группам
Работа со словарем С.И.Ожегова
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:
логические - анализ объектов.
Познавательные:
самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: приобретение новых знаний
Сообщение темы урока
Постановка проблемы
Поиск решения.
- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?
_ Чему мы должны сегодня научится?
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
Над чем мы будем работать на уроке?
(над решением примеров, задач, нахождением площади фигур)
Проблемный
1 минута
Познавательные:
самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;
логические: формулирование проблемы.
Регулятивные:
уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
Работа над новым материалом
1).Открытие нового
2).Обобщение
2. Работа с геометрическим материалом.
а) Возьмите зелёный и белый квадраты. Покажите квадрат, который больше.
Как сравнивали?
Видно “ на глаз”.
Про такие фигуры говорят, что площадь зелёного квадрата больше площади белого квадрата.
Как ещё можно сравнить площади этих фигур?
Можно наложить одну на другую.
Наложите и сравните площади квадратов.
Белый квадрат полностью вместился в зелёном, значит площадь зелёного квадрата больше площади белого квадрата.
б) Возьмите оранжевый и синий круги. Сравните площади и покажите круг, площадь которого меньше.
Площади кругов равны, так как при наложении круги полностью совпали.
Что же такое площадь фигуры? Как вы думаете?
Если правильного ответа не будет, учитель сообщает:
Площадь-это место, которое занимает фигура на плоскости.
Как мы сравнивали площади фигур?
“На глаз” и наложением друг на друга.
Физкультминутка.
Физкультминутка.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать…
Сколько раз руками хлопнем…
20:4
Сколько раз ногами топнем…
36:6
Мы подпрыгнем ровно столько…
48:6
Ай, да счет, игра и только!
3. Продолжение работы с геометрическим материалом.
Единицы площади.
а) Возьмите белый прямоугольник и чёрный квадрат.
Как удобнее сравнивать площади прямоугольника и квадрата “на глаз” или наложением?
Дети пытаются сравнить площади фигур “на глаз” и наложением.
“На глаз” или наложением сравнить площади прямоугольника и квадрата нельзя, фигуры разные по форме и ни одна полностью не вмещается в другой.
Как же сравнить площади этих фигур?
Ответы детей.
Если правильного ответа не будет, учитель сам предлагает начертить прямоугольник и квадрат в тетради.
а) Назовите общие свойства прямоугольника и квадрата.
Чем отличаются?
б). Вычерчивание прямоугольника и квадрата в тетради.
Измерьте сторону квадрата.
4 см
Начертите квадрат. Укажите на чертеже длину стороны квадрата.
Измерьте длину и ширинку прямоугольника.
5 см, 3 см
Начертите прямоугольник. Укажите длины сторон прямоугольника.
Как же сравнить площади этих фигур?
Ответы детей.
1. Если правильного ответа не будет, обратить внимание детей на то, что, начертив фигуры в тетради, мы разбили их на одинаковые фигуры меньшего размера – клетки тетради.
Можно посчитать клетки.
Посчитайте клетки, I вариант – квадрата, II вариант - прямоугольника. Сколько клеток поместилось в квадрате, в прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.
64>60
Сравните площади квадрата и прямоугольника.
Площадь квадрата больше площади прямоугольника.
Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток.
2. Но площадь фигур можно измерить и другими мерками. Можно разбить фигуру на одинаковые треугольники или большие квадраты.
Демонстрация прямоугольника разбитого на одинаковые треугольники.
3. Разобьём квадрат и прямоугольник на квадраты со стороной 1см. Подсчитайте, сколько квадратов со стороной 1см поместилось в квадрате? В прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.
16>15
Сравните площади фигур.
Площадь квадрата больше площади прямоугольника.
Результат сравнения площадей не зависит от выбора единиц измерения.
4. Как удобнее подсчитать квадраты, на которые разбит прямоугольник?
3 ряда по 5 квадратов, 5 • 3 = 15 (3 раза по 5)
5 столбцов по 3 квадрата, 3 • 5 = 15 (5 раз по 3)
5. Подведём итог наших наблюдений.
Что же такое площадь фигуры? 2 минуты
Как можно сравнить площади фигур?
Физкультминутка.
-Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа - окружность, правой рукой- прямой угол, а левой- острый! Чертите аккуратно! Левой ногой - квадрат, а правой прямоугольник.
1 минута
Информационно-рецептивный,
объяснительно-иллюстративный,
практический.
работа по наложению фигур, сравнение площадей.
2 минуты +6 минут на продолжение
1 минута
Регулятивные: планирование,
прогнозирование;
Познавательные: приобретение новых знаний.
Логические :
решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
Личностные:
проявление интереса к предметно-исследовательской (учебно-познавательной) деятельности, предложенной в учебнике;
Коммуникативные :
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
метод фронтальной организации учащихся.
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция;
коммуникативные:
управление поведением
партнёра – контроль, коррекция,
оценка действий партнёра.
6. Первичное закрепление (Дифференцированное задание и творческое задание в группах)
- С каким новым понятием познакомились сегодня на уроке?
1. Работа в парах.
Учитель предлагает каждой паре учеников листочки с фигурами. Ученики должны посчитать площадь в квадратах, нарисованных на фигурах.
практический, метод контроля, самоконтроля, взаимоконтроля, частично-поисковый.
1 минута + 5 минут
группировка предметов по заданным параметрам
Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция;
познавательные:
осознавать познавательную задачу, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, пользоваться знаками, символами, изображениями, приведенными в учебнике;
Коммуникативные:
– следить за действиями других участников в совместной деятельности, осуществлять совместную деятельность в группе с учетом конкретных задач;
7. Закрепление нового материала
1. Работа по учебнику (с 57 №1 задание внизу) с взаимопроверкой.
10 минут
Коммуникативные:
-управление поведением
партнёра – контроль, коррекция,
оценка действий партнёра.
познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Регулятивные:
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
8. Рефлексия
(итог урока)
-Какие открытия сделал каждый из вас?
-Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?
6.Итог урока.
- Чему мы научились на уроке?(Мы узнали новую величину – площадь. Сравнивали площади фигур, накладывая одну на другую, разбивая предложенные фигуры на квадраты, подсчитывая количество квадратов в каждой фигуре и сравнивали их.)
-Возьмите у меня на столе флешки. На них скопируется информация, полученная вами на уроке.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Чемодан, мясорубка, корзина.
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
познавательно-рефлексивный, словесный.
3 минуты
познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Регулятивные: самооценка своих действий согласно заданной последовательности действий.
Личностные:
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
8. Творческое домашнее задание
-Творческое задание. Подготовить геометрические фигуры разной площади.
Словесный, наглядный
1 минута
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
Устный счёт.(Мозговой штурм)
(примеры и задачи по презентации на табличное умножение и деление чисел, на порядок действия)
2. Повторение геометрических понятий.
а) Среди данных фигур найди прямоугольники(№ 1, 3, 5)
Что можно вычислить у данных фигур? – Периметр
Как?
б ) -А ещё у данных фигур можно вычислить площадь.
Назовите орфограммы в слове “ Площадь”.(ча-ща, Ь)
3.Значение слова «площадь».
Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь».
Откуда можно узнать значение этого слова? (Из словаря)
(Разделю на 3 группы)
Работаем в группах. Каждая группа найдет в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».
1 группа. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.
-Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)
2 группа. Площадь- это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.
Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)
3 группа . Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.)
- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?
_ Чему мы должны сегодня научится?
(познакомиться с новой величиной ,единицами измерения,научиться измерять площади, сравнивать их)
Познакомимся
Научимся
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
Над чем мы будем работать на уроке?
(над решением примеров, задач, нахождением площади)
2. Работа с геометрическим материалом.
а) Возьмите зелёный и белый квадраты. Покажите квадрат, который больше.
Как сравнивали?
Видно “ на глаз”.
Про такие фигуры говорят, что площадь зелёного квадрата больше площади белого квадрата.
Как ещё можно сравнить площади этих фигур?
Можно наложить одну на другую.
Наложите и сравните площади квадратов.
Белый квадрат полностью вместился в зелёном, значит площадь зелёного квадрата больше площади белого квадрата.
б) Возьмите оранжевый и синий круги. Сравните площади и покажите круг, площадь которого меньше.
Площади кругов равны, так как при наложении круги полностью совпали.
Что же такое площадь фигуры? Как вы думаете?
Если правильного ответа не будет, учитель сообщает:
Площадь-это место, которое занимает фигура на плоскости.
Как мы сравнивали площади фигур?
“На глаз” и наложением друг на друга.
Физкультминутка.
Физкультминутка.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать…
Сколько раз руками хлопнем…
20:4
Сколько раз ногами топнем…
36:6
Мы подпрыгнем ровно столько…
48:6
Ай, да счет, игра и только!
3. Продолжение работы с геометрическим материалом.
Единицы площади.
а) Возьмите белый прямоугольник и чёрный квадрат.
Как удобнее сравнивать площади прямоугольника и квадрата “на глаз” или наложением?
Дети пытаются сравнить площади фигур “на глаз” и наложением.
“На глаз” или наложением сравнить площади прямоугольника и квадрата нельзя, фигуры разные по форме и ни одна полностью не вмещается в другой.
Как же сравнить площади этих фигур?
Ответы детей.
Если правильного ответа не будет, учитель сам предлагает начертить прямоугольник и квадрат в тетради.
а) Назовите общие свойства прямоугольника и квадрата.
Чем отличаются?
б). Вычерчивание прямоугольника и квадрата в тетради.
Измерьте сторону квадрата.
4 см
Начертите квадрат. Укажите на чертеже длину стороны квадрата.
Измерьте длину и ширину прямоугольника.
5 см, 3 см
Начертите прямоугольник. Укажите длины сторон прямоугольника.
Как же сравнить площади этих фигур?
Ответы детей.
1. Если правильного ответа не будет, обратить внимание детей на то, что, начертив фигуры в тетради, мы разбили их на одинаковые фигуры меньшего размера – клетки тетради.
Можно посчитать клетки.
Посчитайте клетки, I вариант – квадрата, II вариант - прямоугольника. Сколько клеток поместилось в квадрате, в прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.
64>60
Сравните площади квадрата и прямоугольника.
Площадь квадрата больше площади прямоугольника.
Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток.
2. Но площадь фигур можно измерить и другими мерками. Можно разбить фигуру на одинаковые треугольники или большие квадраты.
Демонстрация прямоугольника разбитого на одинаковые треугольники.
3. Разобьём квадрат и прямоугольник на квадраты со стороной 1см. Подсчитайте, сколько квадратов со стороной 1см поместилось в квадрате? В прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.
16>15
Сравните площади фигур.
Площадь квадрата больше площади прямоугольника.
Результат сравнения площадей не зависит от выбора единиц измерения.
4. Как удобнее подсчитать квадраты, на которые разбит прямоугольник?
3 ряда по 5 квадратов, 5 • 3 = 15 (3 раза по 5)
5 столбцов по 3 квадрата, 3 • 5 = 15 (5 раз по 3)
5. Подведём итог наших наблюдений.
Что же такое площадь фигуры?
Как можно сравнить площади фигур?
Физкультминутка. -Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа - окружность, правой рукой- прямой угол, а левой- острый! Чертите аккуратно! Левой ногой - квадрат, а правой прямоугольник.
- С каким новым понятием познакомились сегодня на уроке?
- Все ли геометрические фигуры имеют площадь?
1. Работа в парах.
Учитель предлагает каждой паре учеников конверт с вложенными в него листочками, на которых изображены геометрические фигуры, имеющие площадь и не имеющие ее. Ученики должны распределить фигуры между собой так, чтобы у одного из них были фигуры, имеющие площадь, а у другого – не имеющие площади.
- Начертите в тетради 2 разные фигуры: одну фигуру, которая имеет площадь и одну фигуру, которая площадь не Имеет.
1. Работа по учебнику
3. Самостоятельная работа (№ 3, с4) с взаимопроверкой.
6.Итог урока.
- Чему мы научились на уроке?(Мы узнали новую величину – площадь. Сравнивали площади фигур, накладывая одну на другую, разбивая предложенные фигуры на квадраты, подсчитывая количество квадратов в каждой фигуре и сравнивали их.)
-Какие открытия сделал каждый из вас?
-Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?
-Возьмите у меня на столе флешки. На них скопируется информация, полученная вами на уроке.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Чемодан, мясорубка, корзина.
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
-Творческое задание. Подготовить геометрические фигуры разной площади.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ