Определение рационального варианта размещения производственно-хозяйственных предприятий (на примере АБЗ) и выбор оптимального маршрута поездки коммивояжера

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАДИ (ТУ)












КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ













Выполнил: Белоногов М.В.

Группа 4ВЭДС3

Проверил: Беляков Г.С.









Москва 1999-2000

Раздел 1.

Выбор оптимального маршрута поездки.



Постановка задачи:


Машина с инкассатором ежедневно забирает выручку 4-х торговых точек (пункты Б, В, Г, Д), расположенных на разных улицах города и отвозит ее в банк (пункт А). Определено время на проезд по различным улицам с учетом интенсивности движения по ним транспортного потока. Требуется найти маршрут движения инкассаторской машины, который начинался и заканчивался бы в пункте А, позволял посетить каждую торговую точку и проехать по соответствующей улице только один раз и характеризовался минимальными затратами времени на поездку. Маршрут должен включать переезд из пункта Б в пункт Г.


Порядок решения задачи:


  1. Определить кратчайшие расстояния между различными парами пунктов используя алгоритм поиска кратчайших путей на циклической сети.





А 1 Б





4 В 2





Д 3 Г



Найдем кратчайшие расстояния до пункта А.


пункт i

А

Б

В

Д

1

4

yi

0



28

13

17

8,32

9



16,64








Первоначально принимаем расстояния до пункта А равными бесконечности, а расстояние от А до самого себя равным нулю.

Затем пересчитываем величины yi используя правило:

Если yj + lij  yi , то величина yi = yj + lij , в противном случае yi оставляем без изменений. Расчет начинаем с пункта А и дуг, которые в него входят.


yA + l4A=0+9=9  y4=  y4=9

yA + lBA=0+13=13  yB=  yB=13

yA + l1A=0+8,32=8,32  y1=  y1=8,32


Теперь рассматриваем пункт i для которого yi перестала быть равной бесконечности и дуги, которые в него входят.


y4 + lB4=9+7=16  yB=13

y4 + lД4=9+8=17  уД=  yД=17


yВ + lДВ=13+12=25  yД=17

yВ + lБВ=13+15=28  уБ=  yБ=28

yВ + l=13+9=22  у1=8,32


y1 + lВ1=8,32+10=18,32  yВ=13

y1 + lБ1=8,32+8,32=16,64  уБ=28  yБ=16,64


yД + l=8,32+17=25,32  y4=9

yД + lВД=17+12,32=29,32  yВ=13


yБ + lВБ=16,64+15,32=31  yВ=13

yБ + l=16,64+8=24,64  y1=8,32


Теперь проверим условие lij  yi - yj для всех дуг сети.


l4A = у4 - уА 9=9-0

lу4 – уД 8,329-17

lД4 = уД – у4 8=17-9

lДВуД – уВ 1217-13

lBA = yB - yA 13=13-0

l yB – yД 12,3213-17

l yB – yБ 15,3213-16,64

lB4  yB – y4 713-9

lB1  yB – y1 1013-8,32

lБВуБ - уВ 1516,64-13

lБ1 = уБу1 8,32=16,64-8,32

l = у1уА 8,32=8,32-0

lу1уВ 98,32-13

lу1уБ 88,32-16,64


Чтобы найти кратчайшие пути, найдем дуги для которых выполняется условие:

lij = yi - yj


Таковыми являются:

l4A = у4 - уА 9=9-0

lД4 = уД – у4 8=17-9

lBA = yB - yA 13=13-0

lБ1 = уБу1 8,32=16,64-8,32

l = у1уА 8,32=8,32-0


Кратчайшие расстояния до пункта А равны:


пункт

4

Д

Б

1

В

расстояние до А

9

17

16,64

8,32

13



Аналогичным образом находятся кратчайшие расстояния до других пунктов.



  1. Построить матрицу кратчайших расстояний между пунктами А, Б, В, Г, Д.




А

Б

В

Г

Д

А

---

16

13,32

---

17,64

Б

16,64

---

15

21

---

В

13

15,32

---

15

12,32

Г

---

21,64

15,32

---

16

Д

17

---

12

16,32

---



  1. Математическая модель задачи коммивояжера:


Найти минимальное значение целевой функции z

n+1 n+1

min z = lij * xij

i=1 j=1


при следующих ограничениях:



  • из каждого города i нужно уехать только один раз


n+1

xij = 1 i=1, ......, n+1

j=1


  • в каждый город j нужно приехать только один раз:


n+1

xij = 1 j=1, ......, n+1

i=1


  • переменные xij могуть принимать одно из двух значений: 0 или 1,

1 - если в искомый маршрут входит переезд из пункта i в пункт j

0 - в противном случае


  • решение есть простой цикл



  1. Решение задачи:



А

Б

В

Г

Д

А

---

16

13,32

---

17,64

Б

16,64

---

15

21

---

В

13

15,32

---

15

12,32

Г

---

21,64

15,32

---

16

Д

17

---

12

16,32

---


Б – Г, Д – В, В – А, А – Б, Г – Д


Так как маршрут должен включать переезд из пункта Б в пункт Г, то первым разрешающим элементом будет элемент 21. (1) Обводим его в кружок. (2)Зачеркиваем все оставшиеся элементы в строке и столбце содержащем элемент 21. (3)Зачеркиваем также элемент 21,64 , чтобы исключить повторное посещение пунктов. (4)Находим наибольшие элементы и зачеркиваем их до тех пор пока в какой-нибудь строке или столбце не появится один незачеркнутый элемент, теперь он будет разрешающим. Повторяем действия (1), (2), (3), (4) до тех пор пока не останется последний разрешающий элемент.

В итоге искомый маршрут будет проходить через пункты:


А – Б – Г – Д – В – А


min z = 16+21+16+12+13 = 78




Раздел 2.

Определение рационального варианта размещения производственных предприятий (на примере АБЗ).



Постановка задачи:

В 2000г планируется осуществить ремонт и реконструкцию дорожной сети некоторого района. Территория района разбита на 4 части, потребности которых в асфальтобетоне в 2000г будут составлять:

B1 = 50.000 т

B2 = 60.000 т

B3 = 45.000 т

B4 = 70.000 т


Для удовлетворения потребностей в асфальтобетоне планируется разместить сеть полустационарных асфальтобетонных заводов. На территории района выбрано 4 возможных пункта размещения заводов, для каждого пункта рассматривается 3 варианта мощности заводов – 10, 25, 50 т аб./час.

Известны затраты на приготовление аб в каждом пункте и доставку его потребителям. Требуется найти в каких пунктах и какой мощности следует разместить аб заводы, чтобы суммарные затраты на его приготовление и доставку потребителям были минимальными.



Затраты на приготовление аб, руб


мощность АБЗ

Приведенные затраты на приготов-е 1т аб АБЗ, располож-м в пункте, руб, Cpi + E*Kpi уд

т/час

тыс. т/год

1

2

3

4

10

18

484

489

495

481

25

45

423

428

435

420

50

90

405

410

416

401




Затраты на транспортировку 1т аб потребителям, Сij, руб


Пункт размещения

Зона-потребитель

1

28,3

60,3

45,3

90,3

2

61,3

30,3

93,3

48,3

3

50,3

95,3

33,3

62,3

4

99,3

54,3

65,3

36,3



Математическая модель транспортной задачи:


m n

min z =   Cij * xij

i=1 j=1


Ограничения:


n

  • xij = ai i=1, ......, m

j=1

весь продукт ai имеющийся у i-го поставщика должен быть вывезен потребителю.


m

  • xij = bj j=1, ......, n

i=1

спрос j-го потребителя должен быть полностью удовлетворен


  • xij  0 i=1, ...., m; j=1, ...., n

xijобъем перевозок от i-го поставщика j-му потребителю



Транспортная таблица:


Мощность АБЗ

Спрос зон-потребителей, тыс.т/год

тыс.т/год

B1=50

B2=60

B3=45

B4=70

Bф=135

Ui

Ki


433,3

440,3  465,3

449,3  450,3

437,3  495,3

0



X1=90

50




40

0

5/9


433,3  471,3

440,3

449,3  503,3

437,3  458,3

0



X2=90


60



30

0

6/9


433,3  466,3

440,3  511,3

449,3

437,3  478,3

0



X3=90



45


45

0

½


433,3  500,3

440,3  455,3

449,3  466,3

437,3

0



X4=90




70

20

0

7/9

Vj

433,3

440,3

449,3

437,3

0





Так как задача не сбалансирована, то определяем спрос фиктивного потребителя:

Вф=аi - bj = 360 – 225 = 135 тыс.т/год


В верхний правый угол клеток вносится суммарная величина приведенных затрат на приготовление и транспортировку 1т аб, Сpi + E*Kpi + Cij

С помощью правила минимального элемента вносим в таблицу перевозки xij.


Проверяем план на вырожденность:

m + n - 1 = 8 = 8 (занятых клеток), следовательно план является невырожденным.


Строим систему потенциалов поставщиков и потребителей. Для этого потенциал столбца или строки с наибольшим кол-вом занятых клеток приравниваем нулю, в данном случае это потенциал столбца Bф, остальные потенциалы определяем исходя из условия оптимальности для занятых клеток (Ui + Vj = Сpi + E*Kpi + Cij).


Проверяем план на оптимальность:

  • число занятых клеток не должно превышать величину m + n – 1

  • для каждой занятой клетки сумма потенциалов должна равняться суммарной величине затрат на приготовление и транспортировку 1т аб.

  • для каждой свободной клетки должно выполняться неравенство :

Ui + VjСpi + E*Kpi + Cij


Все три условия выполняются, следовательно план является оптимальным с точки зрения транспортной задачи.


Определяем значения коэффициентов интенсивности.


Ki =  xij / xi


xijcуммарный объем поставок i-го АБЗ реальным потребителям

xiмощность i-го АБЗ


Так как ни один Ki не равен нулю или единице, то рассматриваемый вариант размещения АБЗ соответствующей мощности не есть наилучший, поэтому необходимо его улучшить.


Отыскиваем смешанную строку с минимальной величиной Ki и в этой строке мощность АБЗ уменьшаем до следующей возможной величины, в нашем случае это третья строка.


Строим новую транспортную таблицу не забывая, что суммарная мощность АБЗ должна равняться суммарному спросу потребителей. Также необходимо пересчитать величину Сpi + E*Kpi + Cij для клеток третьей строки.


Мощность АБЗ

Спрос зон-потребителей, тыс.т/год

тыс.т/год

B1=50

B2=60

B3=45

B4=70

Bф=90

Ui

Ki


433,3

424,3  465,3

450,3

421,3  495,3

-16 0



X1=90

50


40



-16

1


449,3  471,3

440,3

466,3  503,3

437,3  458,3

0



X2=90


60



30

0

6/9


449,3  485,3

440,3  530,3

466,3  468,3

437,3  497,3

0



X3=45





45

0

0


449,3  500,3

440,3  455,3

466,3

437,3

0



X4=90



5

70

15

0

15/18

Vj

449,3

440,3

466,3

437,3

0




Новый вариант также не является наилучшим, поэтому уменьшаем мощность АБЗ во втором пункте.


Мощность АБЗ

Спрос зон-потребителей, тыс.т/год

тыс.т/год

B1=50

B2=60

B3=45

B4=70

Bф=45

Ui

Ki


433,3

439,3  465,3

450,3

421,3  495,3

-18 0



X1=90

50


40



-16



452,3  489,3

458,3

469,3 521,3

440,3  476,3

1  0



X2=45


45 _



+

3



451,3  485,3

457,3  530,3

468,3

439,3  497,3

0



X3=45



0 +


_ 45

2



449,3  500,3

455,3

466,3

437,3

-2  0



X4=90


15 +

5 _

70


0


Vj

449,3

455,3

466,3

437,3

-2





Для одной свободной клетки не выполняется условие Ui + VjСpi + E*Kpi + Cij поэтому план необходимо улучшить.

Строим цикл для этой клетки. Вершине свободной клетки присваиваем знак “-”, для остальных вершин этот знак чередуется. Перевозка хп = 5. Перемещаем эту перевозку по циклу, прибавляя ее в клетках со знаком “+” и отнимая в клетках со знаком “-”. После строим новую транспортную таблицу с учетом изменений.



Мощность АБЗ

Спрос зон-потребителей, тыс.т/год

тыс.т/год

B1=50

B2=60

B3=45

B4=70

Bф=45

Ui

Ki


433,3

440,3  465,3

450,3

422,3  495,3

-18  0



X1=90

50


40



-18

1


451,3  489,3

458,3

468,3  521,3

440,3  476,3

0



X2=45


40



5

0

8/9


451,3  485,3

458,3  530,3

468,3

440,3  497,3

0



X3=45



5


40

0

1/9


448,3  500,3

455,3

465,3  466,3

437,3

-3  0



X4=90


20


70


-3

1

Vj

451,3

458,3

468,3

440,3

0




План является оптимальным, теперь подсчитываем коэффициенты интенсивности. Так как не все коэффициенты равны нулю или единице, то уменьшаем мощность завода в 3-м пункте.







Мощность АБЗ

Спрос зон-потребителей, тыс.т/год

тыс.т/год

B1=50

B2=60

B3=45

B4=70

Bф=18

Ui

Ki


433,3

439,3  465,3

450,3

421,3  495,3

-78  0



X1=90

50


40



-16

1


452,3  489,3

458,3

469,3  521,3

440,3  476,3

-59  0



X2=45


45




3

1


511,3  545,3

517,3  590,3

528,3

499,3  557,3

0



X3=18



0


18

62

0


449,3  500,3

455,3

466,3

437,3

-62  0



X4=90


15

5

70


0

1

Vj

449,3

455,3

466,3

437,3

-62




План является оптимальным, подсчитываем значения коэффициентов интенсивности. Так как все коэффициенты равны либо 1, либо 0, то данный план является наилучшим.



Рассчитать значение целевой функции для каждого из промежуточных вариантов и построить таблицу.


Вариант размещения

Мощность АБЗ, расположенного в пункте, тыс.т/год

Значение целевой функции, zi, тыс.руб.


М1

М2

М3

М4


1

50

60

45

70

98912,5

2

90

60

0

75

99037,5

3

90

40

5

90

100067,5

4 -наилучший

90

45

0

90

100072,5










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ