Открытый урок по теме: «Деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд»




муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №13 города Кирова



Открытый урок по теме:



«Деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд»







Урок провела

учитель математики МОУ СКОШ №13

Татьяна Владимировна Лопатина











г. Киров – 2011 г.







Оглавление

  1. Цели урока 3

  2. Ход урока 4 - 9

  3. Самоанализ урока 10 - 11

















































Тема: Деление трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд.



Цель: 1. Познакомить учащихся с алгоритмом действия деления трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд.

2. Учить учащихся правильно и осмысленно выполнять деление трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд, через отработку алгоритма деления трехзначного числа на однозначное число.

3. Коррекция и развитие речи через составление монологического рассказа по предложенному алгоритму; развитие и коррекция произвольного внимания через различные приемы изучения нового материала.

4. Воспитывать мотивацию к учению через обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий.



Оборудование: таблица с алгоритмом; раздаточный материал; индивидуальные карточки.























Ход урока

  1. Вводная часть

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, садитесь.

  1. Проверка домашнего задания

- Выберите только те карточки, на которых числа соответствуют ответам домашнего задания (д/з: с. 172, № 826).

963 704 208

718 856 134

816 940 562

- Как называются эти числа? (трехзначные)

- Почему? (состоят из трех разрядных единиц: сотен, десятков и единиц).

3. Актуализация опорных знаний

а) запишите в тетрадь только ответ. Примеры записаны на доске.

226 : 2 280 : 7 (для учащихся, обучающихся по 1 и 2 вариантам)

636 : 5 840 : 8

248 : 2 810 : 9

64 : 2 36 : 3 (для учащихся, обучающихся по 3 варианту, на карточках)

69 : 3 84 : 4

40 : 4 70 : 7

- назовите ответы первого столбика.

- назовите ответы второго столбика.

- сравните (в первом столбике ответы записаны в виде трехзначных чисел. Во втором столбике – двузначных.)

- почему получились двузначные числа? (т. к. количество сотых меньше делителя.)



б) задача С одного участка собрали 242кг моркови, а с другого вдвое меньше. Сколько килограммов моркови собрали со второго участка?(для учащихся, обучающихся по третьему варианту предложены карточки с ответами на выбор: 121кг, 484кг, 212кг)

в) В какой из строк при делении получатся только двузначные числа? (устно)

  • 963 : 3 242 : 2 488 : 4

  • 140 : 7 250 : 5 270 : 9

  • 462 : 2 264 : 2 936 : 3 - таблица на плакате

- Докажите (количество сотен меньше делителя)

4. Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока

- задания с каким действием выполняли в примерах в устном счете?(деление)

- какой вид деления выполняли?(деление трехзначного числа на однозначное число без перехода через разряд)

- прочитайте тему сегодняшнего урока.

- исходя из темы урока, поставьте перед собой цель урока. (будем учиться делить трехзначное число на однозначное число с переходом через разряд)

- а это вам пригодится?(да)

- запишите тему урока в тетрадь.

II. Основная часть

  1. Усвоение новых знаний

- посмотрите на пример 632 : 4

- может ли кто-то из вас объяснить решение данного примера? (ученик дает свое видение алгоритма действия деления)

- послушайте мое объяснение, а потом ответьте на вопрос «Что нужно знать для правильного выполнения действия деления трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд.

- пишу пример столбиком





_632 4

4 158

_23

20

_32

32

0


  • Определяю количество цифр в частном. Количество сотен больше делителя, значит в частном будет три числа.

  • Разделю сотни: 6сот. на 4. 6 делится на 4 получится 1сот.

  • В частное пишем 1.

  • Умножу 1 на 4.

  • Вычту. Остаток меньше делителя цифра частного подобрана верно.

  • Делю десятки. Сносим 3дес.; 23дес.: 4=5дес.

  • Умножу. 5 на 4=20

  • Вычитаем. 23дес. – 20дес.=3дес. Остаток меньше делителя.

  • Делю единицы. Сносим 2ед.; 32ед.: 4=8ед.

  • Умножу 8 на 4=32

  • Вычитаем. Деление закончено.

  • Частное равно 158.

- так что же нужно знать для правильного выполнения действия деления трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд? (алгоритм действия деления)

- Обобщение. Только запомнив всю последовательность выполнения деления, вы сможете делить легко и быстро.

2. Первичная проверка понимания учащимися нового материала (открываю следующий пример 725 : 5)

- Сможет ли кто-нибудь из вас выполнить деление следующего примера, используя данный алгоритм?

3. Динамическая пауза

- Вдох и выдох!

Раз – присели! Два – привстали!

Чтоб задержки никакой!

Три – нагнулись и достали до ноги одной рукой!

Встали. Вдох – выдох. Сели.



4. Первичное закрепление знаний

- откройте учебники с. 175, № 841 (1, 2 ст.)

- прочитайте задание. Примеры будем выполнять с проверкой. Вспомните, каким действием выполняется проверка деления? (умножением)

5. Контроль и самопроверка знаний

- с. 175, №844. Посмотрите.

- что дано? (задача)

- прочитайте про себя.

- прочитайте вслух.

- о чем говорится в задаче? (о грузе, который привезли на барже)

- какой груз перевозили? (арбузы и дыни)

- что известно в задаче? (известно, что привезли 411т арбузов, а дынь - в 3 раза меньше, известно, что разгрузили четвертую часть)

- назовите главный вопрос задачи. (сколько тонн арбузов и дынь разгрузили?)

- каких данных не хватает? (неизвестно, сколько тонн дынь привезли и сколько всего тонн арбузов и дынь разгрузили)

- что можно узнать сначала? (узнаем сколько тонн дынь привезли )

- каким действием? (делением)

- почему? (сказано «в … меньше»)

- что узнаем потом? (сколько привезли арбузов и дынь)

- каким действием? (сложением)

- что узнаем потом? (ответим на вопрос задачи – сколько тонн арбузов и дынь разгрузили)

- каким действием? (делением)

- почему? (часть от числа находится действием деления)

- составьте план решения задачи, наметьте действия.

- выполните решение самостоятельно.



1) 411т 3

3 137 т – дынь привезли на барже.

11

9

21

21

0

2) 411т

137т

548т – весь груз.

3) 548т 4

4 137т

14

12

28

28

0

Ответ: 137 тонн арбузов и дынь разгрузили.

Обобщение.

- какой ответ получили в задаче? (137 тонн)

- сравните свое решение и решение на доске. (задача записана на оборотной стороне доски)

Повторение (на карточках по вариантам, с учетом возможностей обучения)



I вариант

II вариант

III вариант

1.Найди 3 от 808

8

2.Найди 5 от 459

9

3.Найди 4 от 497

7

4.Найди 3 от 255

5

309 : 3 + 819

246 : 3 + 278

208 : 4 + 129

696 : 3 + 148


1.Уменьши 287 в 7 раз.

2.Уменьши 568 в 8 раз.

3.Уменьши 189 в 3 раза.

4.Уменьши 546 в 6 раз.



III. Заключительная часть

1.Подведение итогов урока

- вспомните, какую цель урока вы для себя поставили?

- как вы думаете, вы ее достигли?

- при помощи чего?



2. Оценки и их комментирование

- на уроке вы поработали достаточно хорошо. Особо хотелось бы отметить … им я ставлю «5», … надо чуть подтянуться и у них тоже будет «5», а пока только «4»… и т. д.

3.Информация по домашнему заданию, инструктаж

- д/з с. 174, № 840(2; 1,2 ст.) – с проговариванием алгоритма.

Индивидуально, для более сильных учащихся, примеры с окошками.

Урок закончен, всем спасибо.

Если останется время, занимательная минутка.

- задумайте число от 1 до 9.

- увеличьте его в 4 раза.

- из полученного числа вычтите задуманное число.

- полученное число разделите на задуманное число.

- какой ответ получили? (3)













Самоанализ

Данный урок проводился в 5 классе, в котором обучается 10 учащихся.

По возможностям обучения класс разноуровневый:

40% - учащиеся первой группы;

20% - учащиеся второй группы;

40% - учащиеся третьей группы.


Тема соответствовала месту урока в системе уроков по данной теме. (Общая тема «Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд», а конкретная тема «Деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд» - первый урок).

Структура урока соответствовала изучению нового материала и первичного закрепления новых знаний, т. е. включала этапы вводной части, проверки домашнего задания, актуализации опорных знаний, подготовки к основному этапу, основной этап, первичная проверка понимания, закрепления, самопроверка и заключительная часть.

С учетом этого была поставлена образовательная цель урока – познакомить учащихся с алгоритмом действия деления трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд. Исходя из этой цели, была сформулирована дополнительная образовательная цель – учить учащихся правильно и осмысленно выполнять действие деления трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд, через отработку алгоритма.

В связи с этим на уроке применялись различные методы и приемы обучения.

В частности: при проверке домашнего задания перед учащимися была поставлена проблема в поиске и вычленении из общего конкретных ответов, присутствующих в домашнем задании.

Во время актуализации опорных знаний применялось сочетание взаимоконтроля и самоконтроля для установления правильности выполнения заданий и коррекции пробелов. Применение коррекционно – развивающих упражнений на данном этапе способствовало повышению мотивации к учению.

На этапе усвоения новых знаний частично применялся проблемно – поисковый метод обучения, который реализовался через обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, а так же выявления способа действия. На данном этапе дети учились сравнивать, устанавливать сходства и различия, анализировать, логически обрабатывать материал. А также применялся объяснительно – иллюстративный метод обучения.



При первичной проверке понимания изученного материала использовался репродуктивный метод обучения. Происходила ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

При подведении итогов урока была проанализирована работа класса, была намечена перспектива на следующую работу. На этапе рефлексии хорошо прослеживалась самооценка действий учащихся в выборе дифференцированного задания.

Домашнее задание было дано с учетом возможностей обучения учащихся. Учащимся первой группы были предложены усложненные задания (примеры с «окошками»), когда были пропущены некоторые числа в решенном примере.

Таким образом, на уроке применялись различные методы и приемы обучения для лучшего достижения дидактических задач каждого этапа урока.

Учащиеся работали активно, на сколько это возможно в данном классе, т. к. большая часть учащихся относится к второй группе по возможностям обучения.

Таким образом, я думаю, что урок достиг поставленной цели в правильном и осмысленном применении алгоритма деления трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд, с учетом того, что это первый урок по данной теме.

Темп урока был рассчитан на среднего ученика, т. к. главной целью было доведение нового материала до каждого ученика.






















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ