План - конспект урока по математике в 9-классе «Перебор слов и системы счисления. Решение задач»
План - конспект урока по математике в 9-классе.
Тема урока «Перебор слов и системы счисления. Решение задач».
Автор: Житенева Олеся Владимировна, 2014 г.
Цели урока:
образовательная – начать формирование знаний и умений по теме «Кодирование информации»;
развивающая – продолжить: развитие логического мышления учащихся через использование ими специальных методов обучения (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, аналогия); развитие внимания.
воспитательная – продолжить: формирование коммуникативных умений, посредством использования групповой формы организации учебно-познавательной деятельности; формирование организационных умений; умений самоконтроля.
Оборудование: таблицы (файлы) со схемами поиска решения задачи; карточки-информаторы (подсказки различного уровня энтропии); таблицы с образцами записи решения задач (файлы); ТСО.
УМК : Угринович Н.Д. 9 класс
План проведения урока (этапы):
Организационный момент (1 мин.)
Постановка цели урока (1 мин.)
Актуализация знаний (6 мин.)
Объяснение нового материала (15 мин.)
Обучение применению понятия (20 мин.)
Постановка домашнего задания и подведение итогов урока (2 мин.)
Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Реализация целей; замечания
I.
Приветствие и проверка общей готовности класса и учащихся к уроку
Приветствуют учителя, контролируют собственную готовность (на партах - тетради, учебники, ручки, карандаши, линейки, дневники)
формирование организованности в учении
II.
Цель урока: «Ребята, на прошлом уроке мы не просто так повторяли методы перевода чисел в различных системах счисления. Сегодня мы посмотрим, как эти знания пригодятся нам при решении задач по теме «Перебор слов и системы счисления. Решение задач».
Кодирование информации
В рамочке указаны записи, которые ученики выполняют в тетради
III IY.
Для начала вспомним тему прошлого урока . Сформулируйте правило перевода из 10 с.с в двоичную? Теперь к решению задач.
Пример: Число 891 перевести из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.
Что мы знаем про восьмеричную систему счисления? Каковы правила там?
. Правило перевода. Чтобы перевести целое положительное десятичное число в двоичную систему счисления, нужно это число разделить на 2. Полученное частное снова разделить на 2 и т.д. до тех пор, пока частное не окажется меньше 2. В результате записать в одну строку
Решение задач с помощью систем уравнений
891: 2 =445, остаток 1;
445: 2 = 222, остаток 1;
222: 2 = 111, остаток 0;
111: 2 = 55, остаток 1;
55: 2 = 27, остаток 1;
27: 2 = 13, остаток 1;
13: 2 = 6, остаток 1;
6: 2 = 3, остаток 0;
3: 2 = 1, остаток 1;
1: 2 = 0, остаток 1; (старшая цифра двоичного числа).
Записываем в одну строку последнее частное и все остатки, начиная с последнего:
Ответ: 89110 = 11011110112
Преобразование восьмеричного или шестнадцатеричного числа в двоичное осуществляется простым переводом каждой цифры исходного числа в группу из трёх (триад – для восьмеричного) или из четырёх (тетрад – для шестнадцатеричного числа) двоичных цифр.
Например, 1238=001 010 0112
А1716 =1010 0001 01112
Если после перевода целая часть двоичного числа начинается с нулей, то их отбрасывают. То же самое делают с нулями в конце дробной части.
анализ, синтез при поиске решения задач; конкретизация при обосновании решения;
формирование организованности в учении (выбор цели планирование, реализация, принятие решения о помощи, самоконтроль и взаимоконтроль)
IY.
Ну что ж, мы с вами повторили некоторые правила перевода в различных системах счисления. Сегодня мы переходим к следующей теме «Кодирование информации». Постарайтесь решить задачу самостоятельно.
№1. Все 5-буквенные слова, составленные из букв А, О, У, записаны в алфавитном порядке. Вот начало списка:
1. ААААА
2. ААААО
3. ААААУ
4. АААОА
……
Запишите слово, которое стоит на 210-м месте от начала списка.
А теперь мы с вами применим алгоритм, позволяющий вычислить место букв, используя правила перевода в системах счисления.
№ 2. Все 6-буквенные слова, составленные из букв Б, К, Ф, записаны в алфавитном порядке и пронумерованы. Вот начало списка:
1. ББББББ
2. БББББК
3. БББББФ
4. ББББКБ
……
Запишите слово, которое стоит на 342-м месте от начала списка.
- ученики предлагают свои варианты.
Записывают решение задачи.
Заменим буквы А, О, У на 0, 1, 2(для них порядок очевиден – по возрастанию)
Выпишем начало списка, заменив буквы на цифры:
1. 00000
2. 00001
3. 00002
4. 00010...
Полученная запись есть числа, записанные в троичной системе счисления в порядке возрастания. Тогда на 210 месте будет стоять число 209 (т. к. первое число 0). Переведём число 209 в
троичную систему (деля и снося остаток справа налево):
209 / 3 = 69 (2)
69 / 3 = 23 (0)
23 / 3 = 7 (2)
7 / 3 = 2 (1)
2 / 3 = 0(2)
В троичной системе 209 запишется как 21202. Произведём обратную замену и получим УОУАУ.
Ответ: УОУАУ
Решение № 2. Заменим буквы Б, К, Ф на 0, 1, 2 (для них порядок очевиден – по возрастанию).
Выпишем начало списка, заменив буквы на цифры:
1. 000000
2. 000001
3. 000002
4. 000010
...
Полученная запись есть числа, записанные в троичной системе счисления в порядке возрастания. Тогда на 342 месте будет стоять число 341 (т. к. первое число 0). Переведём число 341 в троичную систему (деля и снося остаток справа налево):
341 / 3 = 113 (2)
113/ 3 = 37 (2)
37 / 3 = 12 (1)
12 / 3 = 4 (0)
4 / 3 = 1 (1)
1 / 3 = 0 (1)
В троичной системе 341 запишется как 110122. Произведём обратную замену и получим ККБКФФ. Ответ: ККБКФФ.
Развитие логического мышления, внимания
Y
Теперь попробуем решить обратную задачу .
№3. Все 5-буквенные слова, составленные из букв А, К, Р, У, записаны в алфавитном порядке. Вот начало списка:
1. ААААА
2. ААААК
3. ААААР
4. ААААУ
5. АААКА
……
Укажите номер слова РУКАА.
№4. Сколько есть различных символьных последовательностей длины от одного до четырёх в трёхбуквенном алфавите {А, B, C}?
№5. Сколько есть различных символьных последовательностей длины от двух до четырёх в трёхбуквенном алфавите
{А, B, C}?
№6. Все 4-буквенные слова, составленные из букв С, Л, О, Н записаны в алфавитном порядке и пронумерованы. Вот начало списка:
1. ЛЛЛЛ
2. ЛЛЛН
3. ЛЛЛО
4. ЛЛЛС
5. ЛЛНЛ
……
Запишите слово, которое стоит под номером 250.
- Предлагают свои решения. Записывают решение задачи № 3.
Заменим буквы А, К, Р, У на 0, 1, 2, 3 соответственно (для них порядок очевиден – по возрастанию).
Выпишем начало списка, заменив буквы на цифры:
1. 00000
2. 00001
3. 00002
4. 00003
5. 00010
...
Полученная запись есть числа, записанные в четверичной системе счисления в порядке возрастания. Запишем слово РУКАА в четверичной системе: 23100 и перведём его в десятичную:
2*44 +3*43 + 1*42 = 512 + 192 + 16 = 720.
Не забудем о том, что есть слово номер 1, записывающееся как 0, а значит, 720 — число, соответствующее номеру 721.
Ответ: 721.
№4. Если в алфавите символов, то количество всех возможных «слов» (сообщений) длиной
равно
. Так как длина слова от двух символов до четырёх, необходимо сложить количество одно-, двух-, трех- и четырехбуквенных слов.
N=1, M=3. Следовательно,
N=2, M=3. Следовательно,
N=3, M=3. Следовательно,
N=4, M=3. Следовательно,
Следовательно, ответ 120.
№5. Если в алфавите символов, то количество всех возможных «слов» (сообщений) длиной
равно
. Так как длина слова от двух символов до четырёх, необходимо сложить количество двух-, трех- и четырехбуквенных слов.
N=2, M=3. Следовательно,
N=3, M=3. Следовательно,
N=4, M=3. Следовательно,
Следовательно, ответ 117.
№6. Заменим буквы Л, Н, О, С на 0, 1, 2, 3 (для них порядок очевиден – по возрастанию).
Выпишем начало списка, заменив буквы на цифры:
1. 0000
2. 0001
3. 0002
4. 0003
5. 0010
...
Полученная запись есть числа, записанные в четверичной системе счисления в порядке возрастания. Тогда на 250 месте будет стоять число 249 (т. к. первое число 0). Переведём число 249 в четверичную систему (деля и снося остаток справа налево):
249 / 4 = 62 (1)
62 / 4 = 15 (2)
15 / 4 = 3 (3)
3 / 4 = 0 (3)
В четверичной системе 249 запишется как 3321. Произведём обратную замену и получим ССОН.
Ответ: ССОН.
YI.
Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, сообщает домашнее задание. №1-4.
Ученики слушают (и задумываются о процессе собственной деятельности), записывают домашнее задание.
Домашнее задание. 1. Все 5-буквенные слова, составленные из букв А, К, Р, У, записаны в алфавитном порядке. Вот начало списка:
1. ААААА
2. ААААК
3. ААААР
4. ААААУ
4. АААКА
Запишите слово, которое стоит на 350-м месте от начала списка.
2. Все 5-буквенные слова, составленные из букв А, О, У, записаны в алфавитном порядке. Вот начало списка:
1. ААААА
2. ААААО
3. ААААУ
4. АААОА
Укажите номер первого слова, которое начинается с буквы У.
3. Все 5-буквенные слова, составленные из букв К, О, Р, записаны в алфавитном порядке и пронумерованы. Вот начало списка:
1. ККККК
2. ККККО
3. ККККР
4. КККОК
Запишите слово, которое стоит под номером 238.
4. Все 5-буквенные слова, составленные из букв А, К, Р, У, записаны в алфавитном порядке. Вот начало списка:
1. ААААА
2. ААААК
3. ААААР
4. ААААУ 5. АААКА Укажите номер слова РУКАА
Задачи взяты с сайта http:// reshuege.ru

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ