ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по Математике «Понятие вероятности. Подсчёт вероятности»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Понятие вероятности. Подсчёт вероятности»
Цель урока: Организация деятельности учащихся по формированию понятия вероятности, выводу формулы вычисления вероятности; формированию умения вычислять вероятность в простейших ситуациях
Задачи:
-создать условия для формирования нового понятия и способа нового действия: подсчёт вероятности события
-способствовать продолжению развитию мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, обобщения; умений самостоятельно добывать знания; умений самоконтроля и самооценки, коммуникативных умений
- способствовать воспитанию интереса к предмету, воспитанию творческой деятельности учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая
Оборудование: компьютер; проектор; коробка с красными, зелёными, желтыми яблоками
Структура и ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вводно-мотивационный
Постановка цели урока
На прошлом уроке мы завершили тему «Решение задач разными способами», среди которых были и комбинаторные задачи.
Напомню ситуацию одной из них: выборы мэра, 1-го и 2-го заместителей из 3-х учащихся нашего класса: Вали, Веры и Андрея.(.сл№1)
Прочтите условие задачи .
Какое развитие получила задача?
( в задаче добавлено задание: какова вероятность того, что мэром будет выбрана Валя? )
Что мы знаем, что хотели бы узнать на уроке, чтобы ответить на вопрос задачи?(сл№2)
Формулируют учебнуюзадачу:
Узнать, что такое вероятность и как её найти
Операционно-содержательный этап
Напишите новый термин
«Вероятность»
Подумайте, обсудите в группах варианты и запишите ниже слова или словосочетания, созвучные с этим словом, которые вы слышите в обыденной речи или сами используете
Прочтите свои варианты
(слайд№ 3)
Придумайте 1-2 предложения, в которых используются эти слова или словосочетания. Запишите на доске свои предложения
Каждое из этих предложений определяет некоторое событие
Выберем одно из предложений
«Можно утверждать со 100%-ой вероятностью, что математика-интересный предмет»
Заменим поочерёдно слова «Можно утверждать со 100%-ой вероятностью» словами Вероятно, маловероятно, невероятно, возможно.
(сл №4)
Что изменилось?
На что указывают такие словосочетания, что они выражают?
Вернёмся к началу наших рассуждений.
Попробуйте составить определение понятию «Вероятность», посоветовавшись в группах
Сравните свои определения с определением, данным математиком 17 века Б. Паскалем:
«Вероятность есть степень возможности( уверенности) события»(сл №5)
Подчеркните в своих определениях те слова, которые есть и в определении Паскаля
Математики работают на своём языке, обозначая понятия буквами.
Вероятность обозначали буквой Р( от французского «probabilite»-вероятность)
Французского потому, что теория вероятности как раздел математики возникла
благодаря французским математикам и …азартным играм, в которых интересен исход.
(сл№6)
В своё время великий Пифагор(на доске портрет и выражение) сказал: «Всё есть число», значит степень уверенности, то есть вероятность можно выразить числом! (сл№7)
Как?
Рассмотрим схему: (сл№8)
События
Достовер.Невозмож.Случайн.
Что это за события?
К каким событиям можно отнести ваши составленные предложения?
Запишем на языке математики ваши мысли:
Р(Д)=1, Р(Н)=0
А как выразить числом вероятность случайного события?
Предлагаю внимательно проследить за экспериментом (Из коробки вынимаются сначала 1 яблоко из имеющегося там одного, затем одно из 2-х: красн. и жёлт., затем одного из трёх, третье- зелёное)
Запишем на языке математики выводы
На что указывает числитель?
Знаменатель?
Составьте формулу:
Итак, (сл №9)
Вернёмся к задаче вначале урока. Теперь мы можем решение легко завершить(сл №10)
Обсуждают, записывают
Называют словосочетания:
вероятно, маловероятно, невероятно, возможно, можно утверждать со 100% вероятностью, скорее всего «да»…
Несколько предложений записывается на доске
Приходят к выводу «Изменился смысл. Появилась или уверенность, или неуверенность»
Предполагают, что какую-то уверенность(большую или меньшую)
Предлагают варианты, записывают.
Предполагают «если знать, что происходит »
Вспоминают определения, приводят примеры.
Соотносят предложения и события и определяют , что вероятность невозможного события можно выразить числом 0, а достоверного 100%, то есть числом 1
Наблюдают
Определяют, что события во втором эксперименте равновероятны - «50 на 50», то есть вероятность вынутого красного или жёлтого яблока равна ½., а вероятность третьего («вынуто зелёное яблоко»)-1/3
Р(С)=1/2, Р(С)=1/3
Определяют: числитель-число исходов нужного события, знаменатель-число всех равновероятных исходов
Работают в группах
Вычисляют самостоятельно
Оценочно – рефлексивный этап
Итак, подведём итоги. (сл №11)
Сегодняшний урок мне хотелось бы завершить словами Блеза Паскаля: «…В мире господствует случай и одновременно действуют порядок и закономерность, которые формируются из массы случайного, согласно законам случайного. Вот почему я придаю такое значение выяснению понятия вероятности и интересуюсь неразрывно связанными с этим вопросами…»
На следующем уроке мы будем решать задачи с более сложными ситуациями.
А сейчас оцените работу и активность своей группы, пользуясь полученной формулой и обозначив буквой А-следующее событие:
«Наша группа работала активно, узнала, что такое вероятность, может вычислять её по особой формуле»
Понятно, что если событие А достоверно, то его вероятность равна 1, а если …
Как это выполнить?
Оцените себя на «5» все, кто «попал в числитель» новой формулы.
В качестве домашней работы предлагаю выполнить на выбор следующие задания: (сл №12)
Формулируют итоги (что узнали, чему научились)
Обсуждают.
Предлагают в качестве числителя в формуле использовать количество активных ребят, понявших новый материал, а знаменателем дроби считать число всех учеников группы
Р(А)=…, тогда чем ближе полученный результат к 1, тем выше оценка группы
Оценивают себя
Выбирают д.з.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ