Показательно-степенные уравнения и неравенства


























































белгородский государственный университет
КАФЕДРА алгебры, теории чисел и геометрии
Тема работы: Показательно-степенные уравнения и неравенства.
Дипломная работа студента физико-математического факультета
Научный руководитель:
______________________________
Рецензент : _______________________________
________________________
Белгород. 2006 г.
Содержание.
Введение
3
Тема I.
Анализ литературы по теме исследования.
Тема II.
Функции и их свойства, используемые при решении показательно-степенных уравнений и неравенств.
I.1.
Степенная функция и ее свойства.
I.2.
Показательная функция и ее свойства.
Тема III.
Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры.
Тема IV.
Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры.
Тема V.
Опыт проведения занятий со школьниками по теме: «Решение показательно-степенных уравнений и неравенств».
V.1.
Обучающий материал.
V.2.
Задачи для самостоятельного решения.
Заключение.
Выводы и предложения.
Список используемой литературы.
Приложения
Введение.
«…радость видеть и понимать…»
А.Эйнштейн.
В этой работе я попыталась передать свой опыт работы учителем математики, передать хоть в какой-то степени свое отношение к ее преподаванию — человеческому делу, в котором удивительным образом переплетаются и математическая наука, и педагогика, и дидактика, и психология, и даже философия.
Мне довелось работать с малышами и выпускниками, с детьми, стоящими на полюсах интеллектуального развития: теми, кто состоял на учете у психиатра и кто действительно интересовался математикой
Мне довелось решать множество методических задач. Я попытаюсь рассказать о тех из них, которые мне удалось решить. Но еще больше — не удалось, да и в тех, что вроде бы решены, появляются новые вопросы.
Но еще важнее самого опыта — учительские размышления и сомнения: а почему он именно такой, этот опыт?
И лето нынче на дворе иное, и разворот образования стал поинтереснее. «Под юпитерами» нынче не поиски мифической оптимальной системы обучения «всех и всему», а сам ребенок. Но тогда — с необходимостью — и учитель.
В школьном курсе алгебры и начал анализа, 10 – 11 класс, при сдаче ЕГЭ за курс средней школы и на вступительных экзаменах в ВУЗы встречаются уравнения и неравенства, содержащее неизвестное в основании и показатели степени – это показательно-степенные уравнения и неравенства.
В школе им мало уделяется внимания, в учебниках практически нет заданий на эту тему. Однако, овладение методикой их решения, мне кажется, очень полезным: оно повышает умственные и творческие способности учащихся, перед нами открываются совершенно новые горизонты. При решении задач ученики приобретают первые навыки исследовательской работы, обогащается их математическая культура, развиваются способности к логическому мышлению. У школьников формируются такие качества личности как целеустремленность, целеполагание, самостоятельность, которые будут полезны им в дальнейшей жизни. А также происходит повторение, расширение и глубокое усвоение учебного материала.
Работать над данной темой дипломного исследования я начала еще с написания курсовой. В ходе, которой я глубже изучила и проанализировала математическую литературу по этой теме, выявила наиболее подходящий метод решения показательно-степенных уравнений и неравенств.
Он заключается в том, что помимо общепринятого подхода при решении показательно-степенных уравнений (основание берется больше 0) и при решении тех же неравенств (основание берется больше 1 или больше 0, но меньше 1), рассматриваются еще и случаи, когда основания отрицательны, равны 0 и 1.
Анализ письменных экзаменационных работ учащихся показывает, что неосвещенность вопроса об отрицательном значении аргумента показательно-степенной функции в школьных учебниках, вызывает у них ряд трудностей и ведет к появлению ошибок. А также у них возникают проблемы на этапе систематизации полученных результатов, где могут в силу перехода к уравнению – следствию или неравенству – следствию, появиться посторонние корни. С целью устранения ошибок мы используем проверку по исходному уравнению или неравенству и алгоритм решения показательно-степенных уравнений, либо план решения показательно-степенных неравенств.
Чтобы учащиеся смогли успешно сдать выпускные и вступительные экзамены, я считаю, необходимо уделять больше внимания решению показательно-степенных уравнений и неравенств на учебных занятиях, либо дополнительно на факультативах и кружках.
Таким образом тема, моей дипломной работы определена следующим образом: «Показательно-степенные уравнения и неравенства».
Целями настоящей работы являются:
Проанализировать литературу по данной теме.
Дать полный анализ решения показательно-степенных уравнений и неравенств.
Привести достаточное число примеров по данной теме разнообразных типов.
Проверить на урочных, факультативных и кружковых занятиях как будет восприниматься предлагаемые приемы решения показательно-степенных уравнений и неравенств. Дать соответствующие рекомендации к изучению этой темы.
Предметом нашего исследования является разработка методики решения показательно-степенных уравнений и неравенств.
Цель и предмет исследования потребовали решения следующих задач:
Изучить литературу по теме: «Показательно-степенные уравнения и неравенства».
Овладеть методиками решения показательно-степенных уравнений и неравенств.
Подобрать обучающий материал и разработать систему упражнений разных уровней по теме: «Решение показательно-степенных уравнений и неравенств».
В ходе дипломного исследования было проанализировано более 20 работ, посвященных применению различных методов решения показательно-степенных уравнений и неравенств. Отсюда получаем.
План дипломной работы:
Введение.
Глава I. Анализ литературы по теме исследования.
Глава II. Функции и их свойства, используемые при решении показательно-степенных уравнений и неравенств.
II.1. Степенная функция и ее свойства.
II.2. Показательная функция и ее свойства.
Глава III. Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры.
Глава IV. Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры.
Глава V. Опыт проведения занятий со школьниками по данной теме.
Обучающий материал.
Задачи для самостоятельного решения.
Заключение. Выводы и предложения.
Список использованной литературы.
В I главе проанализирована литература по теме: «Решения показательно-степенных уравнений и неравенств».
В II главе теоретические сведения о степенной и показательной функциях и применение их свойств при решении показательно-степенных уравнений и неравенств, выявляются недостатки в понимании учащимися отрицательного аргумента показательно-степенной функции.
В III главе «Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры» приведен полный анализ решения показательно-степенных уравнений, рассмотрен алгоритм решения показательно-степенных уравнений и примеры, и примеры в которых он применяется.
В IV главе «Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры» приведен полный анализ решения показательно-степенных неравенств и рассмотрен план решения показательно-степенных неравенств и примеры, в которых он применяется.
В V главе рассматривается методика обучения учащихся решению показательно-степенных уравнений и неравенств, приведен обучающий материал, разработана система заданий с учетом разного уровня сложности, которая содержит в себе задания используемые на уроке, задания для самостоятельного решения.
Глава II. Функции и их свойства, используемые при решении показательно-степенных уравнений и неравенств.
Для решения показательно-степенных уравнений и неравенств необходимо знать свойства показательной и степенной функции и уметь ими пользоваться. В этой главе мы рассмотрим данный вопрос.
II.1. Степенная функция и ее свойства.
Степенная функция с натуральным показателем. Функция у = хn, где n — натуральное число, называется степенной функцией с натуральным показателем. При n = 1 получаем функцию у = х, ее свойства:
Прямая пропорциональность. Прямой пропорциональностью называется функция, заданная формулой у = kxn, где число k называется коэффициентом пропорциональности.
Перечислим свойства функции у = kx.
Область определения функции — множество всех действительных чисел.
y = kx — нечетная функция (f( — х) = k ( — х)= — kx = -k(х)).
3) При k > 0 функция возрастает, а при k < 0 убывает на всей числовой прямой.
График (прямая) изображен на рисунке II.1.
Рис. II.1.
При n=2 получаем функцию y = х2, ее свойства:
Функция у —х2. Перечислим свойства функции у = х2.
Область определения функции — вся числовая прямая.
у = х2— четная функция (f( — х) = ( — x)2 = x2 = f (х)).
На промежутке [0; + οο) функция возрастает.
В самом деле, если
, то
, а это и означает возрастание функции.
4) На промежутке (—оо; 0] функция убывает.
В самом доле, если
,то — х1 > — х2 > 0, а потому
(—х1)2> ( — х2)2, т. е.
, а это и означает убывание функции.
Графиком функции y=х2 является парабола. Этот график изображен на рисунке II.2.
Рис. II.2.
При n = 3 получаем функцию у = х3, ее свойства:
Область определения функции — вся числовая прямая.
y = х3 — нечетная функция (f ( — х) = { — x)2 = — х3 = — f (x)).
3) Функция y = x3 возрастает на всей числовой прямой. График функции y = x3 изображен на рисунке. Он называется кубической параболой.
График (кубическая парабола) изображен на рисунке II.3.
Рис. II.3.
Пусть n— произвольное четное натуральное число, большее двух:
n = 4, 6, 8,... . В этом случае функция у = хn обладает теми же свойствами, что и функция у = х2. График такой функции напоминает параболу у = х2, только ветви графика при |n| >1 тем круче идут вверх, чем больше n, а при
тем «теснее прижимаются» к оси х, чем больше n.
Пусть n — произвольное нечетное число, большее трех: n = = 5, 7, 9, ... . В этом случае функция у = хn обладает теми же свойствами, что и функция у = х3. График такой функции напоминает кубическую параболу (только ветви графика тем круче идут вверх, вниз, чем больше n. Отметим также, что на промежутке (0; 1) график степенной функции у = хn тем медленнее отдаляется от оси х с ростом х, чем больше n.
Степенная функция с целым отрицательным показателем. Рассмотрим функцию у = х-n, где n — натуральное число. При n = 1 получаем у = х-n или у =
Свойства этой функции:
График (гипербола) изображен на рисунке II.4.
Пусть n — нечетное число, большее единицы,
n = 3, 5, 7, ... . В этом случае функция у = х-n обладает в основном теми же свойствами, что и функция у =
График функции у = х-n (n = 3, 5, 7, ...) напоминает
Рис. II.4.
график функции у =
. Пусть n — четное число, например п = 2. Перечислим некоторые свойства функции у = х-2, т. е. функции y =
.
Функция определена при всех х
0.y =
четная функция.y = убывает на (0; +оо) и возрастает на (—оо;0).
Теми же свойствами обладают любые функции вида y = х-n при четном n, большем двух.
График функции у =
изображен на рисунке. Аналогичный вид имеет график функции
, если n = 4, 6, ... .
Функции вида
,
,
обладают теми же свойствами, как и функция
.
Степенная функция с положительным дробным показателем. Рассмотрим функцию у = хr, где r — положительная несократимая дробь. Перечислим некоторые свойства этой функции.
Область определения — луч [0; + оо).
Функция ни четная, ни нечетная.
Функция у = хr возрастает на [0; +оо).
Рис. II.5.
На рисунке II.5. изображен график функции
Он заключен между графиками функций у = х2 и у = х3, заданных на промежутке [0; + оо).
Подобный вид имеет график любой функции вида у = хr, где
.
На том же рисунке изображен график функции
. Подобный вид имеет график любой степенной функции у = хr, где
.
Степенная функция с отрицательным дробным показателем. Рассмотрим функцию у = х-r, где r — положительная несократимая дробь. Перечислим свойства этой функции.
Область определения — промежуток (0; + оо).
Функция ни четная, ни нечетная.
Функция у = х-r убывает на (0; +оо).
Построим для примера график функции у — х
таблицу значений функции:
Нанесем полученные точки на координатную плоскость и соединим их плавной кривой (см. рис. II.6.).
Подобный вид имеет график любой функции
у = хr, где r — отрицательная дробь.
Рис. II.6.
II. 2. Показательная функция и ее свойства.
Функция, заданная формулой вида у = ах, где а — некоторое положительное число, не равное единице, называется показательной.
Функция у = ах при а>1 обладает следующими свойствами (см. рис. II.7.):
а) область определения — множество всех действительных чисел;
б) множество значений — множество всех положительных чисел;
Рис. II.7.
в) функция возрастает;
г) при х = 0 значение функции равно 1;
д) если x > 0, то аx > 1;
е) если х < 0, то 0 < ах < 1.
3. Функция у = ах при 0<а< 1 обладает следующими свойствами (см. рис. II.8.):
а) область определения D(f)=R;
б) множество значений E(f)=R+;
в) функция убывает;
г) при х = 0 значение функции равно 1;
д) если х > 0, то 0 < ах < 1;
е) если х < 0, то ах > 1.
Рис. II.8.
Глава III. Решение показательно-степенных уравнений, алгоритмы и примеры.
Так называются уравнения вида
, где неизвестное находится и в показателе и в основании степени.
Можно указать совершенно четкий алгоритм решения уравнении вида
. Для этого надо обратить внимание на то, что при а(х) не равном нулю, единице и минус единице равенство степеней с одинаковыми основаниями (будь-то положительными или отрицательными) возможно лишь при условии равенства показателей То - есть все корни уравнения
будут корнями уравнения f(x) = g(x) Обратное же утверждение неверно, при а(х) < 0 и дробных значениях f(x) и g(x) выражения а(х) f(x) и
а(х)g(x) теряют смысл. То - есть при переходе от
к f(x) = g(x) (при
и
могут появиться посторонние корни, которые нужно исключить проверкой по исходному уравнению. А случаи а = 0, а = 1, а =-1 надо рассмотреть отдельно.
Итак, для полного решения уравнения
рассматриваем случаи:
а(х) = О . Если при значении х, удовлетворяющем этому уравнению, f(x) и g{x) будут положительными числами, то это решение. В противном случае, нет
а(х) = 1. Корни этого уравнения являются корнями и исходного уравнения.
а(х) = -1. Если при значении х, удовлетворяющем этому уравнению, f(x) и g(x) являются целыми числами одинаковой четности (либо оба четные, либо оба нечетные) , то это решение. В противном случае, нет
При
и
решаем уравнение f(x)= g(x) и подстановкой полученных результатов в исходное уравнение отсекаем посторонние корни.
Примеры решения показательно-степенных уравнений.
Пример №1.

Решение
x – 3 = 0, x = 3. т.к. 3 > 0, и 32 > 0, то x1 = 3 - это решение.
x – 3 = 1, x2 = 4.
x – 3 = -1, x = 2. Оба показателя четные. Это решение x3 = 1.
x – 3 ≠ 0 и x ≠ ± 1. x = x2, x = 0 или x = 1. При x = 0, (-3)0 = (-3)0 –верно это решение x4 = 0. При x = 1, (-2)1 = (-2)1 – верно это решение x5 = 1.
Ответ: 0, 1, 2, 3, 4.
Пример №2.

Решение
По определению арифметического квадратного корня: x – 1 ≥ 0, x ≥ 1.
x – 1 = 0 или x = 1,
= 0, 00 это не решение.x – 1 = 1 x 1 = 2.
x – 1 = -1 x 2 = 0 не подходит в ОДЗ.
= 




Д = (-2) – 4*1*5 = 4 – 20 = -16 – корней нет.
Ответ: 2.
Пример №3.

Решение
1)
= 0 решения нет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.
2)
≠ 0 т.е.
. Тогда можем записать:

3)
= 1.
= 0
и 
4)
= -1 х = 0 или х = 1. При х = 0
= -1. (-1)-1 ≠ (-1)0. Это не решение. При х = 1 (-1)0 = (-1)0. Это решение х3 = 1.
5)
≠ 0 и
≠ ±1 имеем
= 0,
= -1 или
= 1. Эти корни уже учтены.
Ответ: -1, 1, 2.
Пример №4.
Решение
При
решений нет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.
при
, 
,
.
,
.
, (-1)0 = (-1)0 это решение.
.
4)
и 

или 
При
(-4)0 = 1 – верно. 
Ответ: -1, 2, 4.
Пример №5.

Решение
1)
,
,
это не решение.
2)
,
и
.
3) отрицательных значений основание не имеет. При
и
,
,
,
х = 5, 315 = 315 – верно. х3 = 5,
х = 2 – не является решением.
Ответ: 1,3,5.
Пример №6

Решение
1)
не дает решений, т.к. 0 ни в какой степени не равен 1.
2)
.
или
.
3) отрицательных значений
не имеет.
4) При
, 
, т.к.
, то
. Проверка 20 = 1 – верно. 
Ответ: -1, 1, 2.
Пример №7

Решение
1)
,
,
,
. Это решение
.
2)
,
.
3)
,
,
- четное и -3х – четное. Это решение. х2 = -4.
4)
и
,
,
,
, 4-3 = 4-3 – верно.
.
Ответ: -4, -3, -2, 1
Пример №8

Решение
ОДЗ:
, 
,
,
и 

Все решения принадлежат уравнению
=2.
,
,
и
. Оба значения принадлежат к ОДЗ.
Ответ: -4, -1.
Пример №9

Решение
ОДЗ:
,
,
.
1)
решений не имеет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.
При
,
или
,
ОДЗ,
ОДЗ.
Значит все решения содержатся в уровнении
= 0,
или
.
Проверка:
, 20 = 1 – верно.
,
- верно.
Ответ: 0, 3/2.
Пример №10

Решение
1)
решений не дает, т.к. 0 в любой степени не равен 1.
2) При
,
,
. Все решения принадлежат уравнению
.
или
.
3)
,
и
.
Второе решение не подходит, т.к
,
. А
является решением 
Ответ:
, 2, 4.
Пример №11

Решение
1)
,
,
и
это решение
.
2)
,
.
3)
,
,
- четное,
- нечетное. Это является решением.
4)
или
,
,
,
,
.
Проверка:
,
- верно.
Но
не является корнем!
Выражение (-1,5)52,5, которое получается при проверке не имеет смысла, т.к. степень отрицательно числа имеет смысл только для целых показателей. Равенство
=
только для
. Значит, отрицательное число можно возводить только в степень с целым показателем.
Ответ: -4, -2, -1.
Пример №12

Решение
ОДЗ:
. Значит 0,1 и -1 отпадают.
и все решения содержатся в уравнении.

,
, 
Ответ: 5.
Пример №13

Решение

1)
,
,
. Это решение
.
2)
,
,
.
3) отрицательных значений
не имеет.
При
или
все решения в уравнении
,
и
.
При
,
- верно.
.
Ответ: -1, 2, 3, 4.
Пример №14

Решение
ОДЗ: 
При
решений нет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.
При 

2)
,
и
.
- решение, а
.
3)
для всех
. При
и
все решения содержатся в уравнении
,
или
. При
,
.
При
,
- верно.
.
Ответ: 4, 5.
Пример №15.
, 
Решение

используя свойства логарифма
и
получили:
= 
В первой части уравнения выполнили преобразования
. Получили уравнение
. Все решения содержатся в уравнении.
или
. 
Ответ: 2.
Пример №16

Решение
ОДЗ: 
Преобразуем знаменатель дроби в правой части уравнения
;
.
,
, где 
1)
,
- верно.
2)
, 
Пасть
, тогда 

,
или 
.
Следовательно;
или
,
,
.
Ответ: 1, 0,1, 0, 0,01.
Пример №17

Решение
ОДЗ:
и 
Выполним преобразования.
+
= 2+2
+
= 4
Пусть
, а
, 
Следовательно,
или
, 
2*2t = 4 
2t = 4/2 
2t = 2
t = 1
Ответ: 2.
Пример №18

Решение
ОДЗ: 
; 
Прологарифмируем обе части равенства:

, где
.
Умножим обе части уравнения на 2.

Пусть
, тогда 


,
или 
1)
, 
или 

Ответ: 0.1, 10.
Пример №19

Решение
ОДЗ: 

Обратите внимание
ниоткуда не следует! Наоборот, из ОДЗ видно, что
может быть отрицательным!

, 
или 
Оба значения в ОДЗ.
Так как возводили в квадрат, корни надо проверить.
,
- верно.
,
- верно.
Ответ: -3, 3.
Пример №20

ОДЗ: 
Возведем обе части уравнения в квадрат (т.к. они положительны, то посторонние корни не появляются)
или 
Прологарифмируем по основанию 10.

или 
1)
или 
, 
Ответ: 0.01, 100.
Пример №21

Решение
ОДЗ: 
Прологарифмируем по основанию 10.
, где
.

Пусть
, тогда:
умножим на 4

, 

,
или 
1) 

2) 

Ответ: 0,0001, 10.
Пример №22

Решение
ОДЗ: 


Заменим:
, получим:
, где
.
Решаем уравнение: 

;
или 
1)
;
;
.
.
2)
,
,
,
,
.
;
;
;
.
Ответ: 0,1, 1, 10.
Пример №23


Решение
и 
\ : 
Подставим во второе уравнение вместо
число 5, получим:

или 
составляем систему уравнений:





Ответ: (13;8)
Пример №24

Решение
ОДЗ: 




; 
,

;
или 
,
.
Ответ: 5.
Пример №25

Решение
ОДЗ: 
Прологарифмируем правую и левую части данного уравнения по основанию 10:
Получим:
или 
Обозначив
, перепишем записанное уравнение в виде:
.
Решая его относительно
, находим
,
.
Используя обозначения
, из первого решения квадратного уравнения имеем
. Отсюда
. Используя решение
, получаем
. Преобразуем правую часть этого уравнения:
. Значит,
, т.е.
.
Ответ: 30, 100.
Пример №26

Решение
Так как
, то при
и
имеем равносильное уравнение:
или 
.
, 
Ответ: 5.
Пример № 27

Решение
ОДЗ: 
Так как обе части уравнения положительны, то прологарифмируем по основанию 10:


, 

;
или 
1)
2) 

Ответ: 0.1, 100.
Пример №28

Решение
ОДЗ: 
Так как обе части уравнения положительны, то прологарифмируем по основанию 3:


и
, поэтому



Пусть
, тогда 
или
.
1) 
;
2) 

Ответ:
, 3.
Пример №29

Решение
1) 
, т.к. 0 в любой степени не равен 1.
2)
= 1,
=1,
,
или
=-1,
,
.
Так как 1 в любой степени равна 1, то это решения.
3) (т.к.
)
При
все решения принадлежат уравнению
.
или
.
При
= 0, что не удовлетворяет уравнению 

, 
Ответ:
,
.
,
.
,
.
Пример №30

Решение
ОДЗ: 


= 
1)
,
,
.
2) Так как
, то остальные решения получаем из уравнения
: Отсюда
или
.
,
и

,
.
Ответ:
, -
,
и
,
.
Пример №31

Решение

1)
или
,
и
. Это решение.
.
2)
,
и 
3) Так как
, то
;
;



;
. Это решение.
Ответ:
; 5; 3; 4.
Пример №32

Решение
при всех 


1)
,
- решений нет.
2)
. Потому при
левая часть равна единице, а правая нет. Это решение.
3)
;
;
;
;
;
;
;
и
;
;
;
;
;
;
;
- решений нет.
Ответ: -3, 3.
Пример №33
Решить графически уравнение:

Решение
У функции
Д(y): x > 0 и log2 x > 0, т.е.,
x > 1. обл. определения х > 1.
А теперь: 
(формула перехода к новому основанию и определение логарифма).
Тогда
(определение логарифма:
).
Так, что нужно только учитывать, что Д(у): x > 0.
Построим график функции (рис III.1).
у

2
1
0 1 4 х
Рис. III.1.
Ответ: (4; 2).
Пример №34
Решить систему уравнений:

Решение:

По определению логарифма имеем:


.
Прологарифмируем первое уравнение системы по основанию х.
.
Из второго уравнения системы выразим у через х:
, 
Тогда: 
Пусть
,
, Д = (-5)2 -4*1*4 = 9,
,
или
.
1)
2) 


Д = (-3)2 – 4*1*(-4) = 25 пусть
, тогда

или
Д = (-1)2 – 4*3*4 = -47<0
или
корней нет
(-1,-1) – удовлетворяет ОДЗ
(4,4) решение системы уравнений.
Ответ: (4, 4).
Пример №35
Решите систему уравнений:

Решение.

По определению логарифма имеем:

Основание логарифма может быть:
1)
(дробное)

(-1, 0) – не удовлетворяет ОДЗ.
2) 

Выполним преобразования:

Прологарифмируем первое уравнение системы по основанию х:
,
,
,

или 
Пусть
, тогда 
Д = (-)2 -4*1*(-2) = 9
или 

: (х+1)

, где 
;
1) 
или 

Решаем биквадратное уравнение
Примем
, тогда получим 
D = 32 – 4*1*(-4) = 25
;
или 
а) 
б)
;
(не удовлетворяет ОДЗ)


- решение системы уравнений.
2) 



или 
- (не удовлетворяет ОДЗ)
D = (-1)2 -4*4*3 = -47 – корней нет.
Ответ:
. [ ]
Пример № 36

Решение
Для любого х
и
ОДЗ этого уравнения состоит из всех х удовлетворяющих условию
, т.е. ОДЗ есть множество всех х из промежутка
на этом множестве. Исходное уравнение равносильно совокупности уравнений.
и 
Решаем ее.


принадлежат
. Они и являются решениями исходного уравнения.
Ответ:
.
Глава IV. Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры.
Неравенства вида
(или меньше) при а(х)>0 и
решаются на основании свойств показательной функции: для 0 < а(х) < 1 при сравнении f(x) и g(x) знак неравенства меняется, а при а(х) > 1 – сохраняется.
Самый сложный случай при а(х) < 0. Здесь можно дать только общее указание: определить, при каких значениях х показатели f(x) и g(x) будут целыми числами, и выбрать из них те, которые удовлетворяют условию
Наконец, если исходное неравенство будет выполняться при а(х) = 0 или а(х) = 1 (например, когда неравенства нестрогие), то нужно рассмотреть и эти случаи.
Пример 1.
Решить неравенство:
23x:+7 < 22x-1.
Решение.
Здесь основание степени больше 1, поэтому, сравнивая показатели, запишем неравенство того же смысла: Зх + 7 < 2х - 1. Решив это неравенство, получим х < - 8.
Ответ: -8.
Пример 2.
Решить неравенство:

Решение.
Так как 625 = 252=
, то заданное неравенство можно записать в виде 
Так как 0 < 0,04 < 1, то, сравнивая показатели, запишем неравенство противоположного смысла 5х - х2 - 8 = -2. Имеем последовательно
,
,
,
.
Решив последнее неравенство, получим 2
х
3.
Таким образом множество решений заданного неравенства есть отрезок [2; 3].
Ответ: [2; 3].
Пример 3.
Решим неравенство
0,57-Зх < 4.
Решение
Пользуясь тем, что 0,5 -2 = 4, перепишем заданное неравенство в виде
0,57-Зх < 0,5-2. Показательная функция y= 0,5x убывает (основание 0,5 меньше 1). Поэтому данное неравенство равносильно неравенству 7 – Зх > - 2, откуда х < 3.
Ответ: ( — оо ; 3).
Пример 4.
Решим неравенство

Показательная функция y = 6x возрастает. Поэтому данное неравенство равносильно неравенству х2 + 2x > 3, решая которое, получим: (-оо; -3)
и (1; оо).
Ответ: (-оо; -3) и (1; оо).
Пример 5.
Решим неравенство:

Сделаем замену
, тогда
и неравенство перепишется в виде
, откуда
. Следовательно, решением данного неравенства являются числа х, удовлетворяющие неравенствам
, и только такие числа. Но
,
, а функция
убывает,
поскольку
< 1. Поэтому решением неравенств
будут числа х, удовлетворяющие неравенствам - 2 < х < 1.
Ответ: ( - 2; 1).
Пример 6.

Решение
1)

2 3 
10
Изобразим на числовом луче
Должны выполняться все три неравенства, т.к. это система. Но при
взятое не выполняется. Решений нет.
2)

Изобразим на числовом луче
10
Если
, то 
-решение системы неравенств.
Остальные случаи не дают решений, т.к.
или 1 не удовлетворяют условию, а при
т.е.
получаем отрицательные числа с дробными показателями степени.
Ответ: 
Пример 7

Решение
При
, х = 2,5 или х = -1
При
или
можно записать
.

При
второе неравенство не выполняется. Система решений не имеет.
Изобразим на числовом луче решение системы неравенств
-1 2,5
3
Система не имеет решений.
2)

Изобразим на числовом луче решение системы неравенств
решение системы неравенств.
3)
,
- выражение
имеет смысл тогда, когда х – 3 – целое число, чтобы показатель х – 3 был целым числом. Таким образом х – целое число в промежутке (-1; 2,5) т.е. х может принимать значения 0,1,2.
Проверка:
При
- верно.
При
- верно.
При
- верно.
4)
, х2 = 2,5 и х1 = -1
При х = -1 – не имеет смысла выражение 0-4.
При х = 2,5, 02,5 – не имеет смысла.
5) 
; 
При
;
- верно.
При
;
- верно.
Ответ: 

или
.
Глава V. Опыт проведения занятий со школьниками
по данной теме.
Анализируя опыт проведения занятий по решению показательно-степенных уравнений и неравенств с учащимися в старших классах я пришла к выводу, что недостаточно времени уделяется на решения заданий и упражнений по данной теме. Всего в школьном курсе на изучение математики отводится 850 часов, из них на решение всех уравнений и неравенств всего лишь 12% учебного времени, а на решение показательно-степенных уравнений и неравенств вообще ничтожное количество часов. Однако, используя факультативные занятия в старших классах, кружковую работу, элективные курсы можно значительно увеличить возможность учащихся реализовать себя, усилить их подготовку к выпускным и вступительным экзаменам.
Проводя занятия с учащимися я стараюсь больше внимания уделять решению конкретных заданий и упражнений, на основе чего строю алгоритм решения и создаю модель решения заданий одного вида или похожих между собой
Задачи для самостоятельного решения.
Решить уравнения.
1.
Ответ:
.
2.
Ответ: 2.
3.
Ответ: 7; 14.
4.
Ответ:
.
5. Найдите произведение корней уравнения
Ответ:
.
6.
Ответ:
.
7.
Ответ:
.
8.
Ответ:
.
9.
Ответ: 
10.
Ответ:
.
11.
Ответ: 2; 3; 4; 11.
12.
Ответ:
.
13.
Ответ:
.
14.
Ответ: -2; 0; 2.
15.
Ответ: 1; 4; 5.
16.
Ответ: нет решений.
17.
Ответ: 1; 10; 10-3.
18.
Ответ: 1; 8.
19.
Ответ: -1; 1; 2.
20.
Ответ:
.
21.
Ответ: 2; 10-1; 10-3.
22.
Ответ: 0; 3.
23.
Ответ: 0.
24.
Ответ:
.
25.
Ответ:
.
26.
Ответ:
.
27.
Ответ:
.
28.
Ответ:
.
29.
Ответ:
.
30.
Ответ:
.
31.
Ответ:
.
32.
Ответ:
.
33.
Ответ:
.
34.
Ответ: 0; 1.
35.
Ответ: 1; 3.
36.
Ответ: 0; 1; 5.
37.
Ответ: 0; 5; 4.
38.
Ответ:
.
39.
Ответ:
.
40.
Ответ:
.
41.
Ответ:
.
42.
Ответ:
.
43.
Ответ: 1; 0,1; 0,01.
44. 
45.
Ответ: -2; -1; 3.
46.
Ответ: -2; 0,6.
47.
Ответ:
.
48.
Ответ: -4; -3,5; -2; -1.
49.
Ответ: -0,2; 0,5; 1; 3.
50.
Ответ: -2; 0,6.
Решить системы уравнений
1.
Ответ:
.
2.
Ответ: (5;-1).
3.
Ответ:
.
4.
Ответ:
.
5.
Ответ:
.
6.
Ответ:
.
7.
Ответ:
.
8.
Ответ:
.
9.
Ответ:
.
10.
Ответ:
.
11.
Ответ:
.
12.
Ответ:
.
13.
Ответ:
.
14. 
15. 
16. 
17.
Ответ:
.
18.
Ответ:
.
19.
Ответ:
.
20.
Ответ:
.
21.
Ответ:
.
22.
Ответ:
.
23.
Ответ:
.
Решить неравенства.
1.
Ответ: если
, то
если
то
.
2.
Ответ:
.
3.
Ответ:
.
4.
Ответ:
.
5.
Ответ:
.
6.
Ответ:
.
7.
Ответ:
.
8.
Ответ:
.
9.
Ответ:
.
10.
Ответ:
.
11.
Ответ:
.
12.
Ответ:
.
13.
Ответ:
.
14.
Ответ:
.
15.
Ответ:
.
16.
Ответ:
.
17.
Ответ:
.
18.
Ответ:
.
19.
Ответ:
.
20.
Ответ:
.
21.
Ответ:
.
Заключение.
Подводя итоги данного дипломного исследования, можно сделать следующие выводы:
Показательно-степенные уравнения и неравенства представляют интерес для их изучения и использования в курсах школьной математики и элементарной математики в ВУЗе. Между тем, почти во всех пособиях они, если и рассматриваются, то не полно или не точно.
Для этого вида уравнений и неравенств может быть предложен алгоритм решения. Наибольшие трудности могут встретиться при решении показательно-степенных уравнений и неравенств в случае, когда основание степени отрицательно.
Проведенные по теме: «Показательно-степенные уравнения и неравенства» на уроках и факультативных занятия в школе показали доступность этой темы для учеников, интересующихся математикой. Для таких занятий изготовлен задачник, содержащий более 70 показательно-степенных уравнений и неравенств.
Мое предложение – больше уделять времени решению показательно-степенных уравнений и неравенств, т.к. это поможет учащимся успешно сдать ЕГЭ и вступительные экзамены в ВУЗы.
Материал, приведенный в данной работе может служить методическим пособием в работе с учащимися на уроках и факультативах.
Список используемой литературы.
Авербух Б.Г., Рубинштейн А.И. Об определении степени и решении уравнений и неравенств, содержащих показательно степенную функцию.//Математика в школе. – 1996.-№2.-с.29-33.
Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Колмагоров А.Н., Абрамов А.М., Дудинцын Ю.П. и др.; Под редакцией Колмагорова А.Н. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
Белоненко Т.В., Васильев А.Е., Васильева Н.И., Крымская .Д. Сборник конкурсных задач по математике. – СПб.: Спецлитература, 1997.
Василенко Ю.К. Тождества, уравнения, неравенства: Пособие для повышения квалификации учителей математики. – Белаидит. Белгород, 2003.
Василюк Л.И., Куваева Л.А. Математика для абитуриентов: Справочник в экзаменационных вопросах и ответах. – Мн. Амалфея, 1999.
Давыденко И.О. Пособие по математике. Для поступающих в высшие учебные заведения (с анализом ошибок абитуриентов).- 2-е изд. – Томск,из-во Томского университета, 1973.
Дорофеев Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х. Математика для поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2000.
Дудинцын Ю.П., Смирнова В.К. Содержание и анализ письменных экзаменационных работ по алгебре и началам анализа: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
Единый государственный экзамен: Математика: Контрольно-измерительные материалы./ Денищева Л.О., Бойченко Е.М., Глазков6 под редакцией Ковалевой Г.С; М-во образования Российской Федерацию – М.: Просвещение, 2003.
Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1993.
Кутасов А.Д., Пиголкина Т.С., Чехлов В.И., Яковлева Т.Х.; под редакцией Яковлева Г.Н.. Пособие по математике для поступающих в ВУЗы.- 2-е изд.- М.: Наука, 1985.
Математика. Методические указания по подготовке к вступительным экзаменам./ СПбГИТМО. – СПб., 2000.
Нараленков М.И. Вступительные экзамены по математике. Алгебра: как решать задачи: Учебно-практическое пособие. – М.: Экзамен, 2003.
Норин А.В. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2003.
Потапов М.К., Олейник С.Н., Нестеренко Ю.В. Конкурсные задачи по математике: Справочное пособие. – 2-е изд. – М.: Физмалит, 2001.
Потапов М.К., Александров А.В., Пасиченко П.И. Алгебра и начала анализа. Современный курс для поступающих в ВУЗы. – М.: Экзамен, 1998.
Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы./ Под ред. Проф. Прилепко А.И. – М.: Высшая школа, 1983.
Симонов А.Я., Бакаев Д.С., Элельман А.Г. Система тренировочных задач и упражнений по математике. – М.: Просвещение, 1991.
Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы. - М.: Просвещение, 1988.
Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочник пособие по методам решения задач по математике для средней школы. – М.: Наука. ГРФМЛ, 1984.
Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика. Интенсивный курс подготовки к экзаменам. – М.: Рольф, 1997.
Шарыгин И.Ф. Математика. Для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. – 4-е изд. –М.: Дрофа, 2002.
Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Решение задач: Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.
Шахно К.У. Сборник задач по элементарной математике повышенной трудности: Высшая школа, 1967.
Якушева Е.В., Попов А.В., Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Экзаменационные вопросы и ответы. Алгебра и начало анализа 9 и 11 выпускные классы: Учебное пособие.- М.: АСТ-Пресс, 2000.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ